Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Анатолий Пономаренко

Анатолий Пономаренко биография
Дата рождения
Категория
Актёр
Театр

Пономаренко Анатолий Яковлевич

Родился 12 января 1945 года в Киеве.

Советский и российский оперный певец (баритон), режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (5.05.1978).
Народный артист РСФСР (22.12.1986).

Окончил Киевскую консерваторию (1970, ученик И. Н. Вилинской).
В 1970-1971 годах - солист оперной студии г. Киева.
С 1971 года — солист Куйбышевского (Самарского) академического театра оперы и балета.
Гастролировал в СССР и в разных странах мира (Франция, Италия, Германия, Болгария, Польша, Бельгия, Вьетнам, Ангола, Сенегал, Конго, Бразилия).
Обладает обширным камерным репертуаром, который составляют произведения русских, зарубежных и современных композиторов, народные песни, а также песни военных лет. Ведет активную концертную деятельность.
С 1985 года преподаватель Куйбышевского музыкального училища, профессор Самарского государственного педагогического университета.
Председатель Самарского отделения СТД России (1992-1994).
театральные работы
Онегин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Елецкий, Томский («Пиковая дама» П. И. Чайковского)
Роберт («Иоланта» П. И. Чайковского)
Князь («Чародейка» П. И. Чайковского)
Князь Игорь («Князь Игорь» А. Бородина)
Грязной («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Мизгирь («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Эгнатий («Сервилия» Н. Римского-Корсакова)
Алеко («Алеко» С. Рахманинова)
Граф Робинсон («Тайный брак» Ф. Чимарозы)
Гульельмо («Cosi fan tutte» В. А. Моцарта)
Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Энрико («Колокольчик» Г. Доницетти)
Мама («Viva la Mamma!» Г. Доницетти)
Дулькамара («Любовный напиток» Г. Доницетти)
Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди)
Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Риголетто (одноименная опера Дж. Верди)
Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди)
Амонасро («Аида» Дж. Верди)
Яго («Отелло» Дж. Верди)
Макбет (одноименная опера Дж. Верди)
Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе)
Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини)
Марсель («Богема» Дж. Пуччини)
Альфио («Сельская честь» П. Масканьи)
Краун («Порги и Бесс» Дж. Гершвина)
Босуэл (мировая премьера «Марии Стюарт» С. Слонимского)
Гамлет (мировая премьера «Гамлета» С. Слонимского)
Патриарх (мировая премьера «Видений Иоанна Грозного» С. Слонимского)
призы и награды
Лауреат Украинского республиканского конкурса вокалистов (1968).
4-я премия Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки (1973, Рига).
3-я премия Международного конкурса им. Чайковского (1974).
2-я премия конкурса вокалистов им. Э. Вила Лобоса в Рио-де-Жанейро (1975).
Лауреат областной премии «Самарская театральная муза».

последнее обновление информации: 08.11.13

Люди

Писать об этом певце и легко и трудно. Легко по двум причинам. Во-первых, наслаждение, художественный восторг, которые испытываешь на его спектаклях и концертах, столь велики, что невольно потом “рука тянется к перу, перо к бумаге”, эмоции, пережитые во время соприкосновения с его искусством, столь сильны, что как бы сами просятся быть литературно оформленными.
Во-вторых, фактура его жизненного и творческого пути на сцене Самарского академического театра оперы и балета предельно ясна и насыщена масштабными художественными свершениями.

В 1973 году солист Куйбышевского театра оперы и балета Анатолий Пономаренко становится лауреатом Всесоюзного конкурса имени М.И. Глинки. В 1974 году завоевывает звание лауреата Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а в 1975 году становится лауреатом Международного конкурса вокалистов в Рио-де-Жанейро.
Еще обучаясь в Киевской консерватории с 1968 года и далее, уже работая в театре, он выходит на международный уровень, активно гастролирует за рубежом в Германии, Бельгии, Анголе, Сенегале, Конго, Болгарии.
Так почему же писать об Анатолии Яковлевиче вместе с тем вовсе не просто, а, напротив, весьма трудно и сложно? Чем ярче артистическая личность, тем она, как правило, многомернее, объемнее.

Попытаемся же приоткрыть завесу творческой лаборатории народного артиста России Анатолия Яковлевича Пономаренко, его жизни в искусстве. Вспомним основные вехи творческого пути солиста.
В 1971 году после окончания Киевской консерватории он приходит в Куйбышевский театр оперы и балета. Зритель нашего города воспитан музыкой, театром. У него есть опыт, он взыскателен, и ему можно доверять. Зрительское “браво” звучит практически на всех спектаклях молодого дебютанта.
Природу не в чем было упрекнуть. Она щедро одарила Анатолия Пономаренко: рост, стать, одухотворенное лицо и голос, сильный, завораживающий своей красотой.
Если Гёте говорил, что “в каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант”, то наипрекраснейшим из дерзновений Анатолия Пономаренко было сделать из себя вокального художника.

И вот его путь к этому: поиски интонации, красок, выражающих переживания его героев. Интонация - это цель, к которой ведет актера воображение. Поиски правильной для данного характера интонации есть работа в большей степени именно воображения А. Пономаренко.
Конечно же, это этапная страница и памятная в творчестве певца - 1974 год. Впервые опера “Князь Игорь” шла не на сцене, не в здании театра, а под открытым небом. Куйбышевский театр и Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник решили показать оперу в стенах бывшего Спасского монастыря.
Именно здесь была когда-то найдена рукопись бессмертного памятника русской литературы “Слово о полку Игореве”, послужившая композитору А. Бородину основой для создания оперы. Декорациями на этот раз стали древняя звонница, крепостные стены, ворота и башни. В этом интерьере, в акустике старинных зданий впечатляюще звучал голос певца, исповедь сердца Игоря, вызывая сопереживание и восторг.
А. Пономаренко - не импозантный “Герой Игоревич”. Он измучен, одинок. Он винит себя, проклинает и не в силах простить свою слабость. Такой он в интерпретации артиста этой партии. Его Игорь тяжело ранен, иначе позволил бы он себя полонить? Но душевная рана еще тяжелей: он патриот, его мучает сознание того, что он принес позор своему народу.
Изумительное дыхание, предельно четкая дикция, чудесные верхи, которые певец, опираясь на дыхание, мог вытянуть “в ниточку”, - все говорило о том, что в лице Пономаренко театр обрел первоклассного мастера-певца.

Для вдумчивого, интеллектуального актера существуют такие понятия, как театр Моцарта, Верди, Россини и Чайковского. Когда Анатолий Пономаренко обращается к произведениям этих композиторов, он как бы уже знает их точку зрения на театр, драматургию, слышит неповторимую интонацию их музыкальной речи. Вот почему критики дружно подчеркивают обостренное чувство стиля исполняемого им произведения, изысканность в его подаче. Это является показателем наивысшего актерского и вокального мастерства Анатолия Пономаренко.
Но быть первооткрывателем исполнительских интерпретаций, как известно, значительно труднее, чем быть их продолжателем. Для этого необходимо убедить всех в правоте своей трактовки, раскрыть замыслы композитора ясно и глубоко, создать на основе авторской партитуры музыкально-сценический образ большой впечатляющей силы. Таковыми неизменно оказывались все работы Анатолия Пономаренко, связанные с оперной музыкой выдающегося композитора современности Сергея Слонимского.
Событием ярким, значимым для Самары стала постановка оперы “Мария Стюарт”, прошедшая с большим успехом и на столичной сцене. В партии Босуэла ярко проявились все лучшие стороны вокального и артистического дарования А.Пономаренко. Романтическая страстность, укрупненность человеческого характера, органическое слияние реалистической достоверности и смелой поэтической образности. Все это в живом сплетении и составило сплав пономаренковского в партии Босуэла.
Его герой сразу же покорил всех. Трудно было представить себе что-либо более воз-вышенное, более благородное и в то же время глубокое, чем создание этого образа в интерпретации А. Пономаренко. Он - истинный рыцарь, принявший мученическую смерть во имя своей королевы, своей возлюбленной.

В наше время, когда публика приберегает свои страсти для стадионов и ревю - Шекспир, если сыграть его талантливо, - остается одним из самых современных и любимых авторов.
Анатолий Пономаренко - психологически современный Гамлет. Он, понимаем мы, зовет в свидетели своей тревоги скорее землю, чем небо, и этот реалистический подход исключает даже суеверие. Сам голос погибшего короля (так задумал, видимо, режиссер-постановщик Борис Рябикин) звучал скорее как галлюцинация Гамлета, а не как голос выходца с того света.
Гамлет А. Пономаренко - это живой и реальный человек, который страдает и борется со злом. Композитор Сергей Слонимский и актер дали нам, прежде всего, трактовку человеческую, все проясняющую и насквозь пронизанную отчаянной тревогой. Ею проникнут его голос, она звучит в каждом слове, омрачает каждую мысль. Это доминирующая нота образа Гамлета.
В то время я работала на ГТРК “Самара” и снимала передачу к предстоящей премьере на эту тему. Крупный план позволил уловить у артиста А. Пономаренко одну особенность, которую определила, как “музыку глаз”. Это было такое волнующее ощущение, как от картин Репина, от портретов Крамского и Серова.
Глаза Пономаренко играют на вашей душе, как на инструменте, вызывая массу неожиданных эмоций. Сдержанный жест, отсутствие ложных поз, певучая дикция и главное - это “жизнь человеческого духа” на сцене, то, что делает театр могучим и удивительным. В знаменитом монологе его героя мы слышим: “Быть!”. Гамлет Пономаренко сделал свой выбор и предлагает нам сделать свой... В нем покоряющая сила человечности. Так интерпретировал своего Гамлета композитор Сергей Слонимский, так воплотил его на сцене актер Анатолий Пономаренко. Партия Патриарха в опере “Видения Иоанна Грозного” С. Слонимского тоже стала несомненной творческой удачей певца.

Народный артист России не премьерствует. Он - чуткий партнер, готовый уловить, почувствовать малейшее движение души, настроение коллеги на сцене и пойти навстречу им. Пономаренко никогда не отказывается от участия в оперетте, создавая в этом увлекательном виде искусства мир ярких эмоций и волнующих чувств.
Музыка И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара дают почувствовать особое изящество актерской подачи образа, тончайший юмор и мужской шарм. Вместе с опереточными героями мы очаровываемся его Эдвином, графом Данилой, Генрихом. Он, Анатолий Пономаренко, с обожанием относится к миру сказки. И она в благодарность за это глубокое и искреннее чувство гостеприимно распахнула перед ним свои врата. И он зашел в этот мир, убежденный в том, что спектакли для детей нужно ставить еще лучше, чем для взрослых.
Режиссер Анатолий Яковлевич Пономаренко в своих интерпретациях “не мудрствует лукаво”, не модничает. Он, как скульптор, лепит образ, и поэтому детвора узнает своих любимых сказочных героев и радуется встрече с ними. А ребенка, знаем мы, трудно обмануть. Он обостренно чувствует малейшую фальшь. Сказка режиссера Анатолия Пономаренко всегда искренна и обаятельна.
Каждый город, подобно человеку, имеет свой стиль, свой характер, свой неповторимый образ. И в каждом городе есть люди, которым выпал счастливый жребий внести штрих в его жизнь, делая ее интереснее, разнообразнее, духовно богаче. Народный артист России Анатолий Яковлевич Пономаренко из их числа.

“Мужчины и женщины находятся в вечном противостоянии друг другу. С одной стороны - красота, очарование, нежность, непостижимость, тайна, - с другой - попытка это завоевать, овладеть. В этой неравной борьбе почти всегда побеждает женщина. Но и мы не в накладе, увлекаясь процессом постижения женщины. И мы, мужчины, должны быть благодарны женщинам за то, что они наполняют нашу жизнь истинным, созидательным смыслом, делая ее богаче, лучше. Без этой диалектики немыслимо существование человечества. Кто этого не понял, напрасно жил.” А. Пономаренко (сгоряча)

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен