Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Анатолий Фалькович

Анатолий Фалькович фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение

Фалькович Анатолий Соломонович

Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1959).
Народный артист Азербайджанской ССР (1972).

Родился 4 октября 1923 года в Баку.
В 1942 году окончил Бакинское высшее театральное училище.
В 1942-1945 гг. - служба в армии.
Участник Великой Отечественной войны. В 1945-1968 и с 1970 года — актёр Русского драматического театра им. Самеда Вургуна в Баку, в 1968-1970 годах — актёр театра им. Горького в Ростове-на-Дону.
В кино с 1958 года (первая роль — патрульный в фильме "На дальних берегах»), в восьми фильмах (1965-1975) играл Ф.Э. Дзержинского («Чрезвычайное поручение», «Крах», «Почтовый роман», "Карл Либкнехт», «Кремлёвские куранты», «Петерс», «Последний подвиг Камо», «Моя судьба").

Умер актёр на сцене во время гастролей в Хайфе (Израиль) 1 ноября 1994 года.
театральные работы
Муров ("Без вины виноватые" А. Н. Островского, 1948)
Яшин ("О друзьях-товарищах" В.З.Масса и М.А.Червинского, 1948)
Виктор ("Молодость" Л. Г. Зорина, 1950)
Пикеринг ("Пигмалион" Б. Шоу, 1954)
Алеша ("Униженные и оскорбленные" по Ф. М. Достоевскому, 1956)
Неизвестный ("Маскарад" М. Ю. Лермонтова, 1959)
Платонов ("Океан" А. П. Штейна, 1960)
Лестер ("Мария Стюарт" Ф. Шиллера, 1963)
Петруччо ("Укрощение строптивой" У. Шекспира, 1964)
Чешков ("Человек со стороны" И. М. Дворецкого, 1970)
Сатин ("На дне" М. Горького, 1980)
Сагадеев ("Тринадцатый председатель" А. Х. Абдуллина, 1981)
Николай I («Шаги командора» Коростылева)
Отелло («Отелло» Шекспира)
Джерри («Двое на качелях» Т. Уильямса)
Ипполит («С легким паром» Брагинского–Рязанова)
«Дамоклов меч» Н. Хикмета
Кинорежиссер - «Снимается кино» Э. Радзинского
призы и награды
Лауреат Госпремии Азербайджанской ССР (1972 — за театральную работу).

последнее обновление информации: 16.10.16

Человек-памятник царю и факиру!

Пьедестал

Анатолий Соломонович Фалькович родился 4 октября 1923 года в Баку в знаменитой еврейской семье портных.

Один из ярких актеров в истории Бакинского РДТ (Русского Драматического Театра). Народный артист и лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР.
Он 50 с лишним лет посвятил театру и до самых последних дней был на сцене, являясь хранителем традиций драматического искусства.
Сыграл около 200 ролей, снялся в 15 фильмах киностудий бывшего Союза.
Его характер закалило участие во второй мировой войне, куда он отправился добровольцем сразу по окончании Бакинского театрального училища.

Здесь же, на театральном помосте, он и встретил Ирину Васищеву, свою будущую спутницу жизни, с которой прожил счастливо и дружно полвека. Это была его первая и единственная любовь всей жизни, несмотря на бешеную популярность среди бакинских поклонниц.
Cкромность и застенчивость - это были достоинства его характера, за что ценили его родные и близкие, друзья и коллеги по театральному цеху. По словам режиссера и друга семьи Гюльахмедовой-Мартыновой, единственный образ на сцене который ему не удался, так это образ героя-любовника.

Одним из профессиональных хобби Фальковича была работа с гримом не только на собственных образах, но также на партнерах по спектаклям.

Было хобби, которое приносило ему доход к скромным театральным гонорарам, о котором знали все бакинцы. Он был прекрасным флористом, создавал икебаны любого масштаба, траурные венки. Его работы отличались особым стилем, утонченным вкусом, гаммой красок и градацией цвета. Руками Анатолия Соломоновича были украшены свадьбы и множество торжественных событий и застолье города-космополита Баку.

Свои природные данные и царскую стать он дополнял стильной фоновой культурой (верхняя одежда). И тут он пускал в ход уменье, доставшееся в наследство от семейного портного ремесла. Костюмерный и гримерный театральный цеха непременно пользовались его консультациями.

Царь

В 50-х в спектаклях Магеррама Ашумова «Дамоклов меч», «Снимается кино» Фальковичу пришло первое признание зрителей театра.
Его триумф пришёлся на 60-70 годы золотого века «Русского драматического театра». Что точно завлекало зрителя на спектакли, так это его умение взрывать зал гомерическим хохотом, даже тех, кто приходил на него посмотреть в двадцатый раз на один и тот же спектакль. Этим комедийным долгоиграющим репертуарным спектаклем по пьесе Брагинского–Рязанова «С легким паром» был образ Ипполита, воплощенный на сцене на пять лет раньше, чем экранный Ипполит Юрия Яковлева.
Именно после этой постановки (Гюльахмедовой–Мартыновой) авторы пьесы через образ и амплуа Ипполита-Фальковича нашли ключ к экранизации народной новогодней «Иронии судьбы».
Комедийные амплуа удавались благодаря невероятной гибкости и подвижности тела, имитирующей при этом какую-то нескладность. На сцене актер любил профессионально похулиганить с партнерами, импровизируя над текстом, привнося перлы ненормативной лексики, меняя мизансцены, и бакинский зритель запомнил именно такого Ипполита.

Для него не существовало типовых рядовых спектаклей, и каждый выход на сцену для него был праздником.

В спектакле «Двое на качелях» по пьесе Т. Уильямса Фалькович в дуэте с Рахиль Гинзбург. Это пьеса на двоих для РДТ была дебютом в истории театра, а для Анатолия Соломоновича в образе Джерри стала знаковой в его актерской судьбе. Произошел переход из юношеских ролей в образ зрелого, сформировавшегося мужчины.

В спектакле «Шаги командора» по пьесе Коростылева (всесоюзный дебют драматурга) Фальковичу был выдан образ царя Николая I, которого надо было изобразить как простого человека в раздумьях о России. Извлекая из подсознания горечь поражения как политика, он находит человеческое взаимопонимание в сцене с пьяным Пушкиным у фонарного столба. В этой выстроенной мизансцене, которую пластично исполнил Фалькович, и в монологе он вопрошал к Пушкину соотнести его с Петром Великим, а так - же изящно отрывает от столба пьяного Пушкина и накрывает царской шубой, которая сидела на двухметровом Анатолии Соломоновиче, и только голова его партнера торчала из-под шубы.

Различные ипостаси Анатолия Соломоновича Фальковича - царь, чекист, факир...

Для любого актера вершиной ремесла является соприкосновение с Шекспиром, и судьба воплотила его в Мавританского воина «Отелло» в постановке Гюльахмедовой - Мартыновой.
Сквозь детские воспоминания мне до сих пор доносится его полушепот-монолог при гробовой тишине зрительного зала о проигранном сражении. Смысл той трагедии был не в ревности, а в обманутом доверии к людям.
На фотокадре из спектакля Фалькович-Отелло выглядит с мужественным лицом и осанкой маршала. Его душевная непосредственность, с которой он убаюкивал Дездемону как младенца, для меня как юного зрителя - это было первым соприкосновение с драматическим искусством в жанре трагедии.
К мизансценам Мавра-Фальковича были четко найдены короткие энергичные аккорды и лирика мелоса на фоно-клавишных аранжировщика джазмена Вагифа Мустафазаде.

Факир

Как у большинства актеров были и киносъемочные периоды в жизни Анатолия Соломоновича.
Первый и, пожалуй, самый запоминающий успех на киностудии «Азербайджанфильм» был образ факира-фокусника Ио-Кио в фильме-сказке «Волшебный халат» режиссера Али-Саттара Атакишиева.
Его грациозная пластика рук и магическая улыбка создавали азербайджанским пионерам праздник души. Он создал самые яркие пионерские каникулы в советском детском кино.
Его волшебный халат как машина времени и магические заклинания «чентруки-чентраки, иревани-иревани, ишвара»!!! перемещали пионеров в прошлое средневековое ханство и полеты на луну на «будущем» первом пионерском космическом спутнике XXI века. Крупным планом его киногеничные магические глаза и слова о добродетели и примерных пионерах - Не красть! не лгать! не предавать! - для маленьких зрителей звучали убедительно, так как в купе с фокусами и шутками он учил детей хорошим вещам.

Артефакт

Всесоюзным признанием стали фильмы социального заказа о доблестных чекистах в первые годы советской власти.
Ярким и убедительным лидером в образе Дзержинского выглядел Анатолий Фалькович. В 60-70-е Бакинский РДТ успешно гастролировал по стране, были локальные успехи. На одних из таких гастролей со спектаклем, где в образе все того же Дзержинского играл Фалькович, его приметили киноскауты (помрежи) из «Мосфильма».
Его кандидатуру утвердили единогласно на всех уровнях и инстанциях, а по словам старожилов театра, за Фальковича ратовал сам Гейдар Алиев. Но более всех убедительно испытала «культурный» шок от Анатолия Соломоновича сестра Дзержинского, находившаяся в преклонном возрасте. Во время кинопроб в доме-музее чекиста она, приняв его за родной оригинал, произнесла:"Феля, может чайку?" и усадила Фальковича в его экспонатное кресло.

В разные годы его партнерами на советском экране были: Нона Мордюкова, Михаил Глузский, Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян, Савелий Крамаров, Али-Ага Агаев.

В 70-е в Баку, как и в других городах СССР, Феликсу Дзержинскому устанавливались бюсты и памятники перед зданиями соответствующих ведомств. Эти работы лепились с экранных образов, воплощенных Анатолием Фальковичем. Удивительный парадокс истории в том, как можно при жизни удостоиться памятника… Может, хоть и виртуально, но все же памятник при жизни – это круто!

Ульви Мехти

P.S. Факты позаимствованы из книги «Евреи в культуре и искусстве Азербайджана» изд-ва “kultura.az”

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 4
Leyla (Баку)   1.11.2012 - 11:00
Светлая память Вам, дядя Толя! До сих пор помним Вас и любим! читать далее>>
№ 3
Наиля Наджафова (Ростов-на-Дону - Баку)   21.09.2011 - 00:34
Анатолий Соломонович, мой Дядя Толя... как повезло мне в этой жизни знать его, дружить с ним... Хотя я была еще совсем маленькой девочкой, но я отчетливо помню его - искрометного, яркого, душевного!... читать далее>>
№ 2
Лейла (Баку)   5.10.2009 - 09:05
Мне очень повезло в жизни: я была лично знакома с Анатолием Соломоновичем, поскольку он дружил с моим отцом. Должна сказать,что он был не просто замечательным актером. Он был честнейшим, порядочнейшим... читать далее>>
№ 1
Марина (Москва)   14.06.2009 - 21:34
Анатолий Фалькович замечательный бакинский актёр, гордость Театра русской драмы. Светлая память... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен