Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Рим Сыртланов

Рим Сыртланов (Рахметьян Сартланов) фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театр
Фотоальбом

Сыртланов Рим Султанович

Рахметьян Султангареевич Сартланов

22 августа (4 сентября) 1908, д. Сыртланово Белебеевского уезда Уфимской губернии, ныне Буздякского района Башкортостана - 13 сентября 1979, Уфа

Башкирский актер.
Заслуженный артист Башкирской АССР (1945).
Заслуженный артист РСФСР (1955).
Народный артист Башкирской АССР (1951).

В 1930 году окончил театральное отделение Башкисркого техникума исккусств.
В труппу Башкирского академического театра драмы входил в 1928-1972 гг. За долгую творческую жизнь сыграл более 200 ролей. Снимался в кино.
театральные работы
Отелло и Кассио ("Отелло" У. Шекспира)
Басманов ("Борис Годунов" А. С. Пушкина)
Держиморда и Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор" Н. В. Гоголя)
Астров ("Дядя Ваня" А. П. Чехова)
Васька Пепел ("На дне" А. М. Горького)
Салих-бай ("Бай и батрак" Х. Н. Хамзы)
Юлай ("Хакмар" С. Мифтахова)
Закир ("Черноликие" М. Гафури)
Чапаев ("На берегу Белой (Агидели)" Р. Нигмати)
Генерал Арсланов ("Война" К. Мэргэна и В. Кедрова)
Шавкатов ("Одинокая береза" М. Карима)
Файзи ("Райса" Н. Асанбаева)
Фарукша ("Матери ждут сыновей" А. Мирзагитова)
Баимбет ("Нэркэс" И. Юмагулова)
Магсум Тактабашев ("Портфель" Н. Исанбета)
Рух ("Шах-Намэ" Фирдоуси)
Сарагул ("Тансулпан" Даяна)
Сахаров ("Девон" Абдуллина)
Кашапов ("Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова)
Ильяс ("Огненный вихрь" А. Мирзагитова)
Акназар ("Соседи" А. Мирзагитова)
Гаделыпа ("Таинственная мелодия" Ишмуратова)
Егорыч ("Навстречу бури" Ишмуратова)
Файзи (одноименная пьеса Н. Асанбаева)
Дервиш ("В ночь затмения луны" М. Карима)
Прибытков ("Последняя жертва" А. Островского)
Кнуров ("Бесприданница" А. Островского)
Берсенев ("Разлом" Б. Лавренева)
Карпо Карпович ("Не называя фамилий" Минко)
Гордей Павлович ("Чти отца своего" Лаврентьева)
призы и награды
Орден "Знак Почета" (1949, 1955).

последнее обновление информации: 21.12.12

Он артистом был...

Никто не знает, сколько мемориальных досок установлено в Уфе. Они, как грибы после дождя, возникают на зданиях, а потом, как по мановению чьей-то волшебной палочки, исчезают навсегда.
На улице Коммунистической, на жилом доме 75/1, в 1989 году установили мраморную мемориальную доску с текстом на башкирском и русском языках:
"В этом доме в 1957-1979 гг. жил заслуженный артист РСФСР Сыртланов Рим Султанович".
Так отметили десятую годовщину со дня смерти замечательного артиста. Он умер 13 сентября 1979 года. А родился Рим Султанович Сыртланов 4 сентября 1908 года, ровно сто лет тому назад.
На торжественной церемонии открытия мемориальной доски выступали артисты, друзья, родственники. Они напомнили вехи биографии народного артиста. Оказывается, настоящее имя и отчество Сыртланова - Рахимья Султангареевич. Родился он в деревне Сыртланово бывшего Белебеевского уезда, ныне Буздякского района. И кроме звания заслуженного артиста РСФСР есть у него звания народного артиста и заслуженного артиста БАССР. Театральная карьера началась у Рима Сыртланова после окончания театрального отделения Башкирского техникума искусств. Правда, в труппу Башкирского академического театра драмы он поступил еще во время учебы в 1928 году, да так и остался в театре до 1972 года. За свою долгую творческую жизнь Рим Султанович сыграл более двухсот ролей. Все их трудно перечислить. Назовем некоторые: Отелло и Кассио в "Отелло" Шекспира, Басманов в "Борисе Годунове" Пушкина, Держиморда в "Ревизоре" Гоголя, Астров в "Дяде Ване" Чехова, Кнуров в "Бесприданнице" Островского.
Талант Рима Сыртланова в полную меру раскрылся и в башкирской драматургии. Достаточно упомянуть Юлая в "Хакмаре" Сагита Мифтахова, Закира в "Черноликих" Мажита Гафури, Чапаева в постановке "На берегу Белой" Рашита Нигмати, Шавкатова в "Одинокой березе" Мустая Карима, Фарукшу в спектакле "Матери ждут сыновей" по пьесе Асхата Мирзагитова. В кинофильме "Салават Юлаев" Рим Султанович снялся в роли Бухаира.
Оценку творческой деятельности Р.С.Сыртланова дал в своих газетных публикациях театральный критик Суюндук Саитов. Артист был всесторонне развит. Разбирался в психологии искусства. Был знатоком Достоевского и Горького. Как признавался сам Сыртланов: "Если у Максима Горького четкость в социальной обрисовке героя, то Достоевский помогает мне своим изумительным умением проникать в тайники человеческой психики..." Любил музыку Мусорского, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского.
"Тревожная, глубоко драматичная, поднимающаяся до трагического величия музыка Мусорского и Шостаковича, - говорил он, - заставляет - да, заставляет! - искать в характерах внутренний драматизм, без которого нет образа".
Увлечение и литературой, и музыкой способствовали успехам Рима Сыртланова в сценической работе.
Артист не искал только выигрышных, положительных героев для своих ролей. Суюндук Саитов вспоминает, как в начале 1950 года Мустай Карим написал драму "Одинокая береза", в которой вывел образ злополучного колхозного председателя Мырзыхана Шавкатова. Писал поэт своего незадачливого героя для Арслана Мубарякова. Но великий артист не захотел играть явно невыигрышную, на его взгляд, роль, не совпадающую с его героическим театральным амплуа. Он выбрал другую роль - всеобщего любимца и победителя в социалистических соревнованиях Арсланова. "Плохого" играл Рим Сыртланов. Сыграл так, что образ председателя Шавкатова в спектакле стал первым в нашем искусстве знаком протеста общества против вождизма, узурпации народной власти большими и маленькими начальниками, против отхода человека от свободы и демократии.
В связи с этим уместно вспомнить и другую отрицательную роль артиста - председателя волисполкома Магсума Тактабашева из комедии Наки Исанбета "Портфель". По идее пьеса вскрывала "отдельные недостатки", высмеивала отдельных "разложившихся" представителей советской власти. На деле же спектакль и персонаж Рима Сыртланова представили картину антинародной сущности государства того времени. Старая крестьянка Бадрия в спектакле отозвалась о нем, как о "пожирающем и землю, и сады, и страховку, и кооператив, и моих кур, и собственные комитеты!"
Конечно, не каждый начальник был доволен такими спектаклями, но было тогда время "оттепели", и приходилось мириться.
Вот так социальная критика, смех в театральных постановках помогали в какой-то мере в обновлении общества. Немалую долю внес в это и народный артист Рим Султанович Сыртланов. Его заслуги в театральном искусстве были отмечены двумя орденами "Знак Почета".
Сегодня, в день столетия Р.С.Сыртланова, у памятной доски на доме, где он жил, как всегда, появятся живые цветы. А мы напомнили читателям - в честь кого установлена только одна из многочисленных мемориальных досок столицы.

Юрий Узиков

04.09.2008

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен