Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Владимир Тезавровский

Владимир Тезавровский фотографии
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Театральный деятель, Актёр
Фильмография
Театр
МХАТ 1905 - 1918
Фотоальбом

Тезавровский Владимир Васильевич

1880 — 1955, Одесса

Актер и режиссер.
Заслуженный артист РСФСР(1945).

Родился в городе Ливны Орловской области. Родители умерли вскоре после его рождения. Жил в приюте, учился в Ливенском реальном училище. С 3-го класса начал зарабатывать увеличением портретов, перерисовывая их с фотографий. Получалось хорошо, т.к. Володя обладал незаурядными способностями к рисованию. В училище окончил 6 классов, т.е. не полный курс.
Получить среднее образование, а затем и высшее, решил в Петербурге, куда переехал вскоре после завершения учебы. Здесь два с лишним года самостоятельно готовился к сдаче экзаменов экстерном на аттестат зрелости, чтобы затем поступить в ВУЗ. Но подготовка шла плохо. Володя увлекся изучением «Капитала» К.Маркса в студенческих кружках. Дело дошло до того, что его арестовали за участие студенческих волнениях и в 1901 году выслали из Петербурга. Экзамены на получение аттестата зрелости сорвались, а путь к высшему образованию был отрезан.
Тезавровский переехал в Москву, где поступил учиться в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Здесь он пробыл три года, но не окончил училище, хотя проявил довольно приличные способности к живописи. Причиной было его страстное увлечение театром. Тезавровский был принят в студию МХТ, в которой проучился три года. По окончании школы при театре в 1905 году Владимир, единственный из всего выпуска, сразу был принят в основную труппу театра. В 1905-18 годах - актёр МХТ. За 13 лет работы в МХТ Владимир Васильевич выезжал с основной труппой театра на гастроли в Германию, сыграл несколько разноплановых ролей на основной сцене. В это же время работал в обеих школах МХТ преподавателем. Здесь же он впервые попробовал себя в роли режиссера. Первой его режиссерской работой была чеховская «Ведьма».
После революции в 1917 году разошелся во взглядах на театр с К. Станиславским и ушел из МХТ, решительно порвав с академизмом, как он писал позднее. К тому же Владимир женился, и молодые ждали ребенка. По этим причинам они с женой переехали в 1918 году на родину супруги в Одессу. Здесь у них в 1918 году родился сын Василий, ставший впоследствии летчиком-испытателем (погиб во время испытаний самолета в 1949 году).
В Одессе работал в театральном техникуме, а вскоре вместе с В.К. Татищевым организовал в художественную студию (по образцу 1-ой студии МХТ). И в техникуме и в студии он был страстным пропагандистом системы Станиславского. Затем он создал и работал режиссёром в театре «Массодрама», который позднее был преобразован в одесский театр «Русская драма» (в этом театре проработал до 1925 года). Работая в театрах и студиях, не пренебрегал работой в различных самодеятельных драматических коллективах, постоянно стремился быть связанным с самодеятельными кружками. Это сотрудничество с самодеятельными артистами он считал важным принципом своей творческой деятельности.
В Одессе работал также режиссером на Одесской кинофабрике. В кино им были сделаны постановки фильма «Женщина без головы» с Мариусом Петипа в главной роли и кинокартины «За Красную Армию». Как киноактер он снимался в Москве в фильме «Вражья сила» в роли кузнеца Еремки и в Харькове в кинокартине «За Красную Армию» в главной роли украинца-крестьянина.
В августе 1925 г. По предложению К. С. Станиславского выехал в Москву для участия в организации новой оперной студии-театра и был назначен режиссером-администратором этой студии. Два года Владимир Васильевич под руководством К. С. Станиславского вел работу по созданию нового оперного театра в Москве (обучал молодежь дикции и гриму и сам изучал постановочную работу). Позднее этот театр-студия им. К. С. Станиславского стала составной частью Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, созданного в 1941 году.
В 1927 году по стечению обстоятельств покинул оперную студию и два года сотрудничал с центральным профсоюзом горнорабочих СССР. За эти годы во всех горняцких районах он руководил подготовкой шахтерских дворцов культуры к празднованию 10-летия Октябрьской революции, а также обучением руководящих кадров шахтерской самодеятельности сценическому искусству.
После этого он работал в Свердловске в театре "Красный факел", который переехал туда из Одессы. Здесь он поставил спектакли "Рельсы гудят" Киршона, "Не было ни гроша да вдруг алтын" Островского, "Аристократы" Погодина и другие.
В 1930–1932 годах работал в Минске. Сначала в Белорусском государственном театре-2 поставил «Первую Конную». Спектакль был восторженно встречен публикой, а воинские части Белоруссии наградили четырьмя Красными Знаменами. Через год после постановки «Первой Конной» начал работать художественным руководителем в государственном театре оперы и балета. Он был первым оперным режиссером белорусской оперы и ее основателем. Поставил в Минске, когда там никто в это не верил, с большим успехом первые оперные спектакли: «Золотой петушок» и «Евгений Онегин».
В 1932–1934 годах был режиссером и руководителем музыкально-драматического вещания в Московском радиоцентре.
В сезоне 1934-1935 годов поставил несколько спектаклей в Тбилисском государственном театре оперы и балета и стал фактически создателем грузинской оперы.
Последующие 10 лет работал в Московских областных театрах. Был художественным руководителем Московского областного драматического театра. В 1941-1946 годах - главный режиссёр Московского областного театра юного зрителя. Поставил в этом театре: "Пионер Павел Морозов" Яковлева, "Илья Муромец" Павленко и Радзинского, "Бедность не порок" Островского, "Голубое и розовое" Бруштейн, "Меч Китая" Маляревского.
Поставил более 50-ти спектаклей разных жанров от «Сверчка на печи» Диккенса и «Свои люди – сочтемся» Островского до «Пионера Павла Морозова» Яковлева и «Любови Яровой» Тренева.
Последние годы своей жизни провел в Одессе, где работал в ТЮЗе.
театральные работы
Кот ("Синяя птица" Метерлинка)
Озрик ("Гамлет")
Шааф ("Месяц в деревне" Тургенева)
Ракитка («Братья Карамазовы» Достоевского)

последнее обновление информации: 13.06.18

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники