Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Анна Покидченко

Покидченко Анна Яковлевна

Родилась 1 января 1926 года в Ростове-на-Дону в театральной семье.

Заслуженная артистка РСФСР (16.02.1956).
Народная артистка РСФСР (13.08.1973).
Народная артистка СССР (12.02.1987).

Во время войны, в эвакуации, с 1942 по 1944 годы — актриса Театра русской драмы (г. Алма-Ата). С 1944 по 1946 годы — актриса Актюбинского областного драматического театра (ныне - им. Т. Ахтанова).

В 1946 году, по окончании Алма-Атинской театральной студии (педагог Ю.С. Иоффе), уезжает в Ашхабад, где работает в Государственном русском драматическом театре им. А.С. Пушкина. С 1953 по 1957 годы — актриса Чкаловского областного драматического театра (ныне Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького). В 1957—1958 годах — актриса Львовского драматического театра Прикарпатского военного округа.

С 1958 года — актриса — ведущий мастер сцены Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел», где переиграла весь драматический репертуар.
Была заместителем председателя правления Новосибирского отделения Всероссийского Театрального Общества и членом ревизионной комиссии ВТО в Москве, депутатом городского и областного совета депутатов, избиралась членом ЦК профсоюзов работников культуры РСФСР.

Муж — режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Семен Иоаниди (1928-1998).

Ушла из жизни 2 марта 2014 года.
театральные работы
Государственный русский драматический театр им. А.С. Пушкина:
«Отелло» У. Шекспира — Бьянка
«Враги» М. Горького — Надя
«Последние» М. Горького — Вера
«Лондонские трущобы» Б. Шоу — Бланш
«Макар Дубрава» А. Корнейчук — Анка
«Директор» С. Алёшин — Настя
«Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса

Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького:
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
«Униженные и оскорблённые» Ф. Досторевского — Наташа
«Пролитая чаша» Ван Шифу — Ин-Ин
«Деньги» А. Сафронова — Александра
«Годы странствий» А. Арбузова — Люся Ведерникова
«Дачники» М. Горького — Соня
«Порт-Артур» А. Степанова — Варя Белая
«Сын рыбака» В. Лациса и Н. Горчакова — Зента
«Любовь Ани Березко» М. Пистоленко — Аня
«Дон Сезар де Базан» А. Деннери и Ф. Дюмануар — Маритана
«Дикарка» А. Н. Островского — Лариса
«По велению сердца» Н. Анова и Я. Штейна — Зоя
«Сады цветут» — Галя
«Твое личное дело» — мальчишка
«Не называя фамилий» В. Минко — Поэма
«В добрый час!» В. Розова — Галя
«Оренбургская старина» Н. Анова — Крепостная актриса Любаша
«Интервенция» Л. Славин — Жанна Барбье

Львовский драматический театр Прикарпатского военного округа
«Кряжевы» В. Лаврентьева — Надежда
«За час до рассвета» А. Галича — Девушка Варя
«Пигмалион» Б. Шоу — Элиза
«Дальняя дорога» А. Арбузова — Лиля

Новосибирский драматический театр «Красный факел»:
«Последняя легенда» В. Лаврентьева — Тина (1958)
«Яков Богомолов» М. Горького — Верочка (1958)
«Барабанщица» А. Салынского — Нила Снежко (1959)
«Битва в пути» Г. Николаевой — Тина Карамыш (1959)
«Живой труп» Л. Толстого — Маша (1959)
«Третья патетическая» Н. Погодина — Ирина (1959)
«Иркутская история» А. Арбузова — Валька (1960)
«Стряпуха» А. Сафронова — Павлина (1960)
«Три сестры» А. Чехова — Маша (1960)
«Океан» А. Штейна — Аничка (1961)
«Ради своих ближних» В. Лаврентьева — Даша (1961)
«Большое волнение» И. Дворецкого — Вера (1961)
«Собака на сене» Лопе де Вега — Диана (1962)
«Стряпуха замужем» А. Сафронова — Павлина (1963)
«Ленинградский проспект» И. Штока — Павлина (1963)
«Палата» С. Алёшина — Ксения (1963)
«Нора» Г. Ибсена — Нора (1964)
«Враги» М. Горького — Надя (1964)
«Между ливнями» А Штейна — Тата Нерадова (1965)
«Повитель» А. Иванова — Дуняша (1965)
«Таня» А. Арбузова — Таня (1966)
«Топаз» М. Паньоля — Сюзи (1966)
«Судебная хроника» Я. Волчека — Судья (1966)
«Традиционный сбор» В. Розова — Агния (1967)
«Варшавская мелодия» Л. Зорина — Гелена (1967)
«Бег» М. Булгакова — Серафима (1968)
«Маленькая докторша» К. Симонова — Таня Овсянникова (1969)
«Варвары» М. Горького — Лидия Богаевская (1969)
«Мое сердце с тобой» Ю. Чепурина — Фаина (1969)
«Мария» А. Салынского — Мария Одинцова (1970)
«Выбор» А. Арбузова — Ляля (1971)
«Князь Мстислав Удалой» И. Прута — Мария Павловна (1971)
«Трактирщица» К. Гольдони — Мирандолина (1971)
«Поговорим о странностях любви…» В. Пановой — Надежда Милованова (1972)
«Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова — Калугина (1972)
«Солдатская вдова» Н. Анкилова — Полина (1973)
«Долги наши» Э. Володарского — Тоня (1973)
«Золотая карета» Л. Леонова — Щелканова (1974)
«Старомодная комедия» А. Арбузова — Лидия Васильевна (1975)
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса — Лейди (1975)
«Да здравствует королева, виват!» Р. Болта — Мария Стюарт (1976)
«Мораль пани Дульской» Г. Запольской — Пани Дульская (1977)
«Большевики» М. Шатрова — Коллонтай (1977)
«Вишневый сад» А. Чехова — Раневская (1978)
«Тринадцатый председатель» А. Абдуллина — Халида (1979)
«Гнездо глухаря» В. Розова — Наталья Гавриловна (1979)
«Восемь любящих женщин» Р. Тома — Габи (1979)
«Одна ночь» Б. Горбатова — Софья (1980)
«Синие кони на красной траве» М. Шатрова — Клара Цеткин (1980)
«Воспоминание» М. Шатрова — Любовь Георгиевна (1981)
«Родительское собрание» В. Черменёва — Врач (1981)
«По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя — Пилар (1981)
«Человек, который платит» И. Жамиака — Элеонора Дюрок (1982)
«Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова (1963)
«Восемнадцатый верблюд» С. Алёшина — Агнесса Павловна (1983)
«Милый лжец» Дж. Килти — Стела Патрик Кэмпбелл (1984)
«Кафедра» В. Врублевской — Панченко (1985)
«Вдовий пароход» П. Лунгина и И. Грековой — Ольга Ивановна (1985)
«Виноватые» А. Арбузова — Мария Васильевна (1986)
«Кабанчик» В. Розова — Мария Бонифатьевна (1986)
«Долгое путешествие в ночь » Ю. О’Нила — Мэри Тайрон (1988)
«Московский хор» Л. Петрушевской — Лика (1989)
«Летиция, или Игра воображения» П. Шеффера — Мисс Шон (1991)
«Гарольд и Мод» К. Хиггинса Ж-К. Каррьера — Мод (1992)
«На коже наших зубов» Т. Уайлдера — Мисс Антробус (1992)
«Таланты и поклонники» А. Островского — Домна Пантелеевна (1994)
«Как важно быть серьезным» О. Уайльда — Леди Брэкнелл (1996)
«Хорошо проведенный день, или Привет, Долли!» Т. Уайлдера — Долли Леви (1996)
«Мадлен и Моисей» Пьер-Оливье Скотто — Мадлен (1999)
«Пока она умирала…» Н. Птушкиной — Софья Ивановна (2000)
«Последняя любовь Дон Жуана» Э.-Э. Шмитта — Герцогиня Де Вобрикур (2002)
«Дорогая Памела» Дж. Патрика — Памела Кронки (2004)
«Пиковая дама» А. Пушкина — Графиня Анна Федотовна (2007)
«Когда же пойдёт снег…?» Д. Рубиной — Вера Павловна (2010)
«Сегодня к тебе прийти не могу» (2010)
«Поминальная молитва» Г. Горина — Берта (2011)
призы и награды
Орден Дружбы (19.07.2001).
Титул «Национальное достояние России» (1994)
Звание «Человек года» в области театрального искусства (1995, мэрия Новосибирска)
Почётный гражданин Новосибирска (2003).
В ноябре 2005 первой из актеров города удостоена Гран-при новосибирского театрального фестиваля – премии «Парадиз» в номинации «За выдающийся вклад в театральное искусство».
Премия новосибирского театрального фестиваля-конкурса «Парадиз» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (2007).

последнее обновление информации: 09.09.18

«Я мечтаю умереть на сцене»

На недавних гастролях новосибирского театра «Красный факел» в спектакле «Дорогая Памела» Дж. Патрика главную героиню сыграла удивительная актриса. Анна ПОКИДЧЕНКО – единственная за Уралом народная артистка СССР, обладатель почетного титула «Национальное достояние России».

Полвека в «Красном факеле»

– Анна Яковлевна, чем вас покорил «Красный факел»? Вы уже почти полвека ему преданы!

– Вы знаете, меня пригласила туда Вера Павловна Редлих. Ни секунды не сомневалась, когда получила от нее приглашение – ученица Станиславского, о ней в те годы очень много говорили. А «Красный факел» называли «сибирским МХАТом». Увидела она меня в Москве, куда мы с Оренбургским театром приезжали на гастроли. И вот, представьте: мы с мужем уже написали заявления об увольнении, на мои роли в Оренбурге даже сделали вводы. А письменного вызова из Новосибирска нет! Что делать? Ткнули пальцем в карту, попали во Львов… Приняли нас там шикарно – лучшие роли, трехкомнатные апартаменты. А через год от Веры Павловны пришла телеграмма – оказалось, вызов немного запоздал из-за смены в руководстве «Красного факела». Директор Львовского театра оказался человеком понимающим – отпустил нас без лишних вопросов.

– В «Красном факеле» вы тоже не были обделены ролями?

– Не только в «Красном факеле» – у меня везде были роли, о которых только можно мечтать! Весь ведущий драматический репертуар. Начинала с ролей инженю. Помню, в Оренбурге играла мальчишку в спектакле «Твое личное дело». А потом пошли героини – Джульетта, «Бесприданница» Островского – да много что сыграла, сейчас уже и не вспомню… В сказках вот только никогда не задействовали – как правило, репетировала во время их постановки в спектаклях основного репертуара. Были и комедийные образы – уличная танцовщица Маритана в спектакле «Дон Сезар де Базан», Диана в «Собаке на сене», Мирандолина в «Трактирщице»… Но их было меньше. Хотя моя работа в Новосибирске начиналась как раз с комедии.

– Редлих вас восприняла именно как комедийную актрису?

– Нет, позже я сыграла у нее Нилу Снежко в «Барабанщице» и Машу в «Трех сестрах» – какие же это комедии? Но когда мы приехали, театр ставил пьесу местного автора Лаврентьева «Последняя легенда». И другой актрисы на мою роль в труппе просто не было. Но я же об этом не знала! Как увидела текст пьесы, ужасно расстроилась, проплакала всю ночь – как буду это играть, какой-то пустой водевильчик! А наутро пришла к Вере Павловне. Но она была человеком очень чутким, сразу все поняла: «Ничего, Анечка, все будет хорошо, не переживайте». И вскоре заняла меня в «Барабанщице» – в Новосибирске эту мою работу до сих пор помнят, хотя столько лет прошло. А из «Последней легенды» неожиданно получился очень симпатичный спектакль, мы его потом раз двести отыграли. Жаль вот только, что Вера Павловна вскоре уехала… Но остались ее единомышленники – режиссеры Чернядев, Михайлов, с ними тоже очень интересно работала. Вообще, очень быстро почувствовала, что «Красный факел» – мой театр.

– И сибирские холода вас никогда не пугали?

– Главное, что прием у зрителей всегда был горячий. (Улыбается.) Конечно, тот же Львов – красивый город. Но статус «сибирского МХАТа» привлекал гораздо сильнее – для молодой актрисы очень престижно туда попасть. А вскоре у нас с Семеном (Семен Иоаниди, актер и впоследствии главный режиссер новосибирского театра «На левом берегу». – Е. К.) появилось много друзей. Так что у меня и мыслей никогда не было уехать из Новосибирска.

Судьбоносные встречи

– Вам везло на счастливые встречи?

– Очень везло. Знакомство с Верой Павловной стало для меня, конечно, судьбоносным. А в Оренбурге я работала с замечательным режиссером Юрием Самуиловичем Иоффе – это вообще мой учитель. Представляете, мы с ним познакомились еще в Алма-Ате, куда наша семья уехала из Ростова-на-Дону в эвакуацию. Я девчонкой занималась у него в студии при русском театре. Потом некоторое время поработала в Ашхабаде, уехала оттуда после страшного землетрясения… Отправились с мужем к нему на родину в Оренбург, а Иоффе там как раз назначили главным режиссером. Ну разве бывает такое?!

– Судя по вашим словам, Анна Яковлевна, с выбором профессии вы определились довольно рано?

– Даже не представляете, насколько рано, – в девять лет сыграла в Ростовском театре Майку в «Платоне Кречете», меня даже дразнили во дворе актрисой погорелого театра. (Улыбается.) Я из театральной семьи: отец был актер, мама работала бутафором, я все детство толклась за кулисами. И вот репетируем, а актер, который играл Кречета, меня поддразнивает. В одной сцене я должна ему сказать: «Чего вы молчите? Говорите что-нибудь». Но где там, молчит – болтает без умолку! Что делать? Ничего не отвечаю, жду, пока он остановится. Испытывал, испытывал меня, а потом вдруг обнял, рассмеялся и говорит отцу: «Она непременно будет артисткой! Ну ты подумай, а? Держит паузу, ждет, пока я замолчу». Видимо, актерство было у меня в крови.
А еще в детстве повезло увидеть знаменитого режиссера Юрия Завадского. Когда приезжал в Ростов со своей студией, они останавливались в театральном доме – там жили и мы с родителями. И я видела живьем Веру Марецкую, Ростислава Плятта, Николая Мордвинова, молодую Галину Уланову – к тому времени Юрий Александрович уже развелся с Марецкой и женился на ней. А с сыном Завадского, Женькой, мы играли в волейбол, вместе ходили на каток. Возможно, встреча с этими людьми тоже как-то повлияла на выбор профессии…

Я до сих пор чистый лист

– Что для вас самое главное в работе с режиссером?

– Понимание. Вы не поверите, до сих пор прихожу на репетиции как ученица, чистый лист. Бывает, актеры все усваивают моментально. Я так не могу, очень трудно начинаю, прежде мне нужно для самой себя разобраться, что к чему. Спасибо Вере Павловне, она научила меня удивительному приему: «Анечка, после репетиции или спектакля, когда ляжешь спать, постарайся перед сном внутренне проиграть все ходы, все нюансы роли». У меня очень долго не получалось – быстро засыпала, не выдерживала такой внутренний тренинг. А потом включилась, и меня это не раз выручало в профессии.
Вообще, если говорить о ролях, они все для меня на сопротивление – ничего так просто не дается. Когда репетировали «Дорогую Памелу», у меня умер любимый кот Кеша. Я к тому времени уже похоронила мужа, у сына своя семья – Кеша был для меня всем, свет в окошке… Удивительный кот – пушистый, рыжий, очень умный. И вот читаю текст пьесы, а там по сюжету Памела общается с котом. И я не смогла это дальше читать… Понадобилось время, чтобы приступить к репетициям.

– И все-таки трагическое в театре встречается нечасто?

– Как сказать… Недавно у нас умер артист Владлен Бирюков – вы наверняка видели его в кино, он прославился после «Вечного зова». Когда он болел, я предложила ему придумать какую-нибудь пьесу, чтобы мы вместе сыграли. Придумал: «Дальше – тишина», когда-то ее играли Раневская с Пляттом. Но Влад-то имел в виду другое…
Хотя я сама по натуре очень жизнелюбивый человек. Чем мне особенно близка героиня из спектакля «Гарольд и Мод» – Мод ценит и любит жизнь, ее разнообразие, она понимает, что нужно жить каждым мгновением. И такое отношение настолько не совпадает с тем, что видит вокруг себя ее спутник, что он искренне влюбляется в нее. Думаю, романтичность их взаимоотношений очень созвучна молодым, они постоянно приходили на наш спектакль. А однажды у меня появился свой Гарольд. Представляете, очень красивый, интеллигентный мальчик, с тонкими музыкальными пальцами, на каждый спектакль приходил с розой – на каждый! Потом ждал у проходной и провожал до дома. А однажды он вдруг не пришел. Я забеспокоилась – что случилось? Как потом оказалось, у него не было денег на розу. Боже, но дело же не в розе! Потом он уехал, но появился второй Гарольд – такой же трогательный. Мне очень жаль, что этот спектакль сошел с репертуара, могла бы его играть до самой смерти. Может, еще восстановят после реконструкции театра.

Грех жаловаться

– А о чем-то несыгранном сожалеете?

– По большему счету, нет – в моем репертуаре все ведущие роли, проще сказать, чего я не играла. Пожалуй, было всего два случая. Безумно мечтала сыграть Шурочку Азарову в «Давным-давно», по этой пьесе снят фильм «Гусарская баллада». Но так получилось, что во всех трех театрах, где работала, этот спектакль уже отыграли… А еще мне очень хотелось сыграть «Бесприданницу» Островского. По юности я ее играла в Ашхабаде. Но позже поняла, что за такую роль нужно браться в более зрелом возрасте, очень хотелось к ней вернуться. Но так и не довелось…
А сейчас хотелось бы сыграть в спектакле «Деревья умирают стоя». В текущем репертуаре у меня всего две работы – в «Дорогой Памеле» и «Пока она умирала».

– Что-то мы с вами, Анна Яковлевна, все только об искусстве да об искусстве…

– Так в этом вся моя жизнь! Я живу театром, абсолютно себя без него не представляю. У меня была счастливая актерская судьба, грех жаловаться. Может, поэтому и живу так долго на свете… И умереть хотелось бы на сцене. Считаю, что для актера это самая лучшая смерть.

Елена Коновалова

28 июля 2006

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 11
Эдуард Ш. (Ashdod)   30.12.2017 - 23:51
А ещё раньше Годенко -- Лидия Мясникова, в 1960 году! Но интервью Е.Коноваловой было взято в 2006 году, когда Годенко и Мясниковой уже не было в живых, и на тот момент Анна Покидченко, действительно,... читать далее>>
№ 10
Гейзель Сергей (г. Усть-Илимск Иркутской области)   26.05.2014 - 05:02
Я - выпускник Новосибирского театрального училища 1981 года. Анна Яковлевна и Семён Семёнович - одно целое для меня. Вспоминая их уроки, с благодарностью и удивлением думаю о том, как... читать далее>>
№ 9
Ростовчаннин   5.03.2014 - 16:11
Елена Коновалова, как обычно, указала неточность. Анна Покидченко вовсе не единственная народная артистка СССР за Уралом: куда раньше её, в 1977 году, это звание получил Михаил Годенко. читать далее>>
№ 8
Телезритель из Питера (СПб)   4.03.2014 - 15:57
Светлая память... читать далее>>
№ 7
алексей 22   4.03.2014 - 10:34
Светлая память талантливой актрисе! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен