Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Юлия Трошева

Юлия Трошева (Попова) биография
Годы жизни
Категория
Актриса
Театр
Обсуждение

Трошева Юлия Ивановна

Попова

24 ноября (7 декабря) 1916, с. Помоздино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне - Усть-Куломского района Республики Коми) - 12 февраля 1988, Сыктывкар

Коми советская актриса.
Заслуженная артистка Коми АССР (1945).
Народная артистка Коми АССР (1951).
Заслуженная артистка РСФСР (17.08.1961).
Народная артистка РСФСР (24.03.1982).

В 1936 году выдвинулась на смотре художественной самодеятельности в г. Сыктывкаре и была приглашена в созданный драматический театр Коми АССР. В 1939 году направлена на учебу в студию ГИТИСа, которую окончила в 1942 г. С этого года - ведущая актриса театра. Яркая характерная актриса, в первый период своей творческой деятельности играла трагедийные роли.
Член ВКП(б) с 1943 года. Депутат Верховного Совета Коми АССР 2-го созыва.
театральные работы
Дуняша, Агафья Тихоновна ("Женитьба" Н. Гоголя)
Ольга ("Свадьба с приданым" Н. Дьяконова)
Тетка Дарья ("Сельские вечера" В. Леканова)
Наташа ("Земля" Н. Вирты)
Ольга Блудова ("Домна Каликова" Н. Дьяконова)
Фроська ("Шел солдат с фронта" В. Катаева)
Василиса ("На дне" М. Горького)
Софья ("Последние" М. Горького)
Варвара ("Егор Булычев" М. Горького)
Фридль ("Продолжение следует")
Катерина ("Гроза" А. Островского)
Ульяна Громова ("Молодая гвардия" по А. Фадееву)
Анна ("Украденное счастье" И. Франко)
Эмилия ("Отелло" Шекспира)
Хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Х. Вуолийоки)
Анна Ильинична Ульянова ("Третья, патетическая" Н. Погодина)
Кашкадамова ("Семья" И. Попова)
Наташа ("Слава" В. Гусева)
Лаура ("Каменный гость" А. Пушкина)
Лизавета ("Горькая судьбина" Писемского)
Павла ("Бывают же такие" Г. Юшкова)
Анна ("Праздник души" П. Шахова)
Катерина ("Свидания у черемухи" А. Ларева)
Анна ("Зарни кыв" В. Юхнина)
Лютоева ("В дни войны" С. Ермолина и Н. Дьяконова)
Аннушка ("Ключи богатства" В. Юхнина)
Люба ("В предгорьях Тимана" Г. Федорова)
призы и награды
Лауреат Государственной премии Коми АССР.

последнее обновление информации: 04.09.13

Три "свадьбы"

Странным образом важнейшие этапы моей сценической жизни связаны со... свадьбой. Эта мысль пришла мне в голову, когда я совсем недавно сыграла роль Ольги в "Свадьбе с приданым" Н. Дьяконова. Ведь в свое время та "Свадьба", вернее, свадебный обряд, который инсценировался группой колхозников с. Помоздино, свел меня с театром и тем самым определил всю мою дальнейшую жизнь.
И первой моей ответственной работой в театре была "Женитьба" Н.В.Гоголя...

Да, три "Свадьбы", но какие разные, и какие разные времена определили их смысл, настроение...

...Это было в 1936 году. Мне тогда исполнилось двадцать лет. Я уже была замужем. Однажды я приехала из Объячева, где жила после замужества, в родное село Помоздино. Долгие деревенские вечера колхозники коротали на посиделках, заводили игры и песни, рассказывали всякие истории. В один из таких вечеров кому–то взбрела в голову затея разыграть для развлечения народный свадебный обряд.
...Всюду, где мы показывали нашу "Свадьбу", в сельском клубе и на районной олимпиаде, и на областной олимпиаде в Сыктывкаре, где жюри областной олимпиады отметило ценность нашей работы и премировало наш коллектив, – везде чувство боли и гнева у зрителя сменялось радостью за наше счастливое сталинское время.

В моей личной жизни "Свадьба" сыграла большую роль. Она оказалась для меня своеобразной политшколой, в которой я на живом примере ощутила разницу между прошлым и настоящим. Отсюда начался и мой сценический путь: жюри областной олимпиады направило меня на работу в коми республиканский драматический театр. Так я неожиданно стала актрисой.

Откровенно говоря, я растерялась, слишком крутым оказался поворот в моей судьбе, и, если бы не поддержка товарищей, особенно художественного руководителя коми театра Н. Д. Станиславского, кто знает, нашла ли бы я правильную дорогу на трудном сценическом поприще. Н. Д. Станиславский внимательно относился к молодежи, занимался с нами мастерством актера, читал лекции по истории театра, проводил индивидуальные занятия. Я не пропускала ни одной репетиции, ни одного спектакля, следила за работой старших товарищей, старалась понять, как же надо играть на сцене.

И вот первая роль... Я играю Дуняшу в "Женитьбе" Гоголя, а затем Агафью Тихоновну.
Опять "Свадьба". События происходят не в деревне, а в городе, но и здесь жестокая комедия "любви" – сделки, купля–продажа человеческих чувств, намерений, судеб. Смешные, но отвратительные, циничные в своей сущности общественные отношения крепостнически–бюрократической России. Как ни забавны положения гоголевской комедии, я не могла воспринимать их только со смешной стороны. Мое тяжелое детство, детство дочери батрачки, служившей у кулаков, рассказы стариков о подневольной жизни, участие в деревенской "свадьбе" выработали стойкую ненависть к мерзостям прошлого. Поэтому мне не нужно было большого усилия для того, чтобы ощутить сквозь гоголевский видимый смех невидимые миру слезы.

Конечно, я тогда больше ощущала, чем, умела воспроизвести смех сквозь слезы – не хватало техники, умения. Меня хвалили, но я не обольщалась, отлично понимая, как долог путь к мастерству, к большому искусству, сколько нужно учиться, сколько нужно знать для того, чтобы стать настоящей актрисой. Я решила при первой же возможности поступить в театральную студию. Пока же мне очень хотелось сыграть роль современной девушки, советского человека, чтобы ощутить и передать не только гнев и боль за прошлое, но и радость настоящего.
Понятно, с каким увлечением я взялась за роль Наташи в "Земле" Н. Вирты. Это была моя первая ответственная работа над ролью. Я стала много читать о периоде гражданской войны. Некоторые товарищи не верили в меня и это еще больше заставляло меня работать над ролью и, когда после приема сказали, что роль удалась – у меня как будто крылья появились, но крылья не для зазнайства, а для дальнейшей упорной работы. Затем играла роль Фроськи в спектакле "Шел солдат с фронта" В. Катаева. Эта простая, жизнерадостная, несколько лукавая девушка вызвала во мне глубокую симпатию, и я старалась играть ее искренне и непосредственно.

Но "настоящая" роль, которая у актера всегда впереди, пришла вслед за Фроськой. Вскоре театр поставил пьесу национальных драматургов Н. Дьяконова и С. Ермолина "Устькуломское восстание". Большое счастье играть в национальной пьесе, в ней как бы проходишь по следам родной истории, по пути своего народа; театр, создавший национальную драматургию, творческим делом отвечает народу на ту громадную заботу, которой окружили наше искусство партия и советское правительство.

Пьеса Н. Дьяконова и С. Ермолина посвящена замечательному эпизоду из истории коми народа. В ней показано известное Устькуломское восстание, борьба бедняков, предводительствуемых крестьянином Гаврилой, против сельских богатеев, против кулацкой власти.
Не выдержав притеснения со стороны местных властей – головы, урядника, грабивших народ чудовищными поборами и налогами, секших розгами за малейшую провинность, крестьяне сбрасывают притеснителей и выбирают свою односельчанку Дарью урядником.
Роль Дарьи была поручена мне. Создавая этот образ, я как бы брала реванш за героиню моей "Свадьбы", за горестную участь женщин дореволюционной деревни.
Несмотря на тяжелую жизнь, вопреки притеснениям и угрозам, забитая крестьянка Дарья становится общественным деятелем. Никакие жестокости карателей, расправляющихся с Гаврилой и его товарищами, не могут сломить женщины из народа, пробудившейся от тяжелого сна, потянувшейся к солнцу свободы.

Летом 1940 года во время отпуска я поехала в Москву с тайным намерением поступить в коми национальную студию при ГИТИС им. Луначарского. Мне отказали, и я ни с чем вернулась в Сыктывкар.
Но, когда осенью наши студенты возвращались с каникул в Москву, я вместе с ними опять явилась в ГИТИС.
Видя мое упорство, меня обещали принять, но почему–то очень долго тянули с оформлением. Несмотря ни на что, я упорно ходила на все занятия, пока, наконец, меня не зачислили окончательно.

На первых порах мне пришлось очень трудно. Помню, я очень боялась художественного руководителя А. 3. Окунчикова, потому что узнала от своих товарищей о том, что он очень не любит работать с учениками, пришедшими из театра. Он считал таких учеников "подпорченными", а мне прямо сказал, что будет стараться освободить меня от "старого груза", но в чем заключается этот "старый груз" я так и не поняла, потому что в театре работала недолго.
Сейчас я не раз вспоминаю, как его чуткое, внимательное отношение к каждому из нас помогало нам преодолевать отдельные трудности и не опускать руки при неудачах.

Глубокий след в моей дальнейшей творческой жизни оставили спектакли Московских театров, которые мне удалось за эти годы просмотреть. Особенно сильное впечатление произвел на меня Московский Художественный театр. А такие артисты, как Тарасова, Еланская и Андровская, остались для меня на всю жизнь лучшими образцами того, как надо играть на сцене.

Война на некоторое время прервала наши занятия. Вместе с группой студентов я попала на трудовой фронт в Смоленскую область, а позже нас эвакуировали в Сыктывкар. Здесь мы закончили работу над дипломными спектаклями. Я сыграла Василису в спектакле "На дне", Фридль в "Продолжение следует" и белогвардейку Блудову в национальной пьесе "Домна Каликова".

С большим волнением, радостью, но и настороженно встретилась я с замечательной драматургией Горького. Было как–то боязно входить в громадный мир его образов, таких многогранных и неисчерпаемых, как сама жизнь, которую они отражают. Роль Василисы показалась мне такой прекрасной, но и такой трудной... С первого же прочтения роли я ясно представила себе, какой должна быть Василиса. Порождение мрачного костылевского мира, где корысть вызывает ненависть к человеку, Василиса из любви корыстна и эгоистична. Властная и черствая, она со слепой страстью вырывает у жизни свое маленькое, мелкое личное счастье... Но, не давая ничего взамен, она ничего и не получает...

Мне довелось сыграть Софью в "Последних" Горького, Варвару в "Егоре Булычеве". Сейчас, мысленно воскрешая в памяти созданные мной женские образы, людей, непохожих друг на друга по возрасту, социальному положению и характеру, я поняла, что для меня, как для актрисы, всегда было очень важно проникнуть в сущность, в сокровенный смысл роли, и только тогда, когда все в роли становилось мне близким и понятным, работа спорилась и завершалась успехом. И наоборот: когда мне не удавалось ясно представить себе душевного мира героини, получалась бледная и неубедительная копия жизни.
Так случилось у меня с ролью Наташи в "Славе" Гусева и Лаурой в "Каменном госте" Пушкина.

Другое дело Катерина из "Грозы" А.Н.Островского.
Меня всегда влекло к ролям драматическим. В некоторой степени это объясняется моим тяжелым детством.

Я росла в бедной семье. Мать батрачила у кулаков, и мне с малых лет пришлось много и тяжело работать. Но больше всего я страдала от того, что росла без отца. Я рано полюбила слушать грустные народные песни, и сама их охотно пела. Нравились мне страшные сказки о чудовищах и богатырях. Это все повлияло на формирование моей натуры, развило во мне склонность к мечтам.
Сыграть Катерину было моей давнишней, заветной мечтой.
Мне трудно судить о том, как я играла, но чувства Катерины – мечтательной и страстной русской женщины, её протест против душащего все живое домостроевского уклада купеческой жизни были мне очень близки я понятны.

В пьесах наших национальных авторов я сыграла такие роли, как Анну в сказке "Зарни кыв" В. Юхнина, председателя колхоза Лютоеву в пьесе С. Ермолина и Н. Дьяконова "В дни войны", Аннушку в "Ключах богатства" В. Юхнина, аспирантку Любу в пьесе Г. Федорова "В предгорьях Тимана".
В каждом из этих женских образов – в волевой, энергичной колхознице Лютоевой, мужественно переживающей личное горе и все силы отдающей на помощь фронту, в немного смешной, но искренней и живой Аннушке в "Ключах богатства", в Любе – чистой и сильной женщине, личное счастье которой не помешало ей стать настоящим, принципиальным и полезным человеком, я старалась показать черты новой советской женщины народа коми, активной участницы строительства новой жизни.

Большим событием в нашем театре была пьеса "Молодая гвардия". Я играла Ульяну Громову. Когда только что вышел в свет роман Фадеева, я читала, переживала и гордилась героями–краснодонцами. Мысленно я при чтении уже представляла себе Ульяну Громову – чистую, мечтательную, смелую девушку. Мне очень нравилась она в сцене клятвы, в тюрьме, где она уже обречена на смерть, но верит, что победа будет за нами – победит Советский Союз. Особенно благодарный материал для раскрытия характера сегодняшней женщины республики Коми дала мне роль Ольги в колхозной комедии Н. Дьяконова "Свадьба с приданым".

Опять "Свадьба", но какая!..
Ольга на первый взгляд противоречива и непостоянна. В ней уживаются лиризм и действенность, чуткость и непримиримость, серьезность и легкомыслие. Но, проникая в сущность образа, видишь, что в этих противоречиях есть единство, единство и целостность многогранной, богатой натуры советского человека. Она может ошибаться в частностях, но в главном – в своем стремлении улучшить колхозную жизнь, вырастить сталинский урожай, построить как можно быстрей коммунизм, – Ольга никогда не свернет с правильного пути. Здесь у нее полностью сливается личное и общественное, и поступки ее определяются социалистическим пафосом. Мне хотелось показать, что Ольга, как советская девушка, в любви и в работе одинаково пряма, горяча, целомудренна и непримирима. Играя Ольгу, я счастлива сознанием, что участвую в свадьбе, так непохожей на все, что было в прошлом. И как не радоваться, когда видишь, что новые общественные отношения, социалистические отношения, порождают не только свободу выбора по сердцу, по любви, но и создают такие замечательные формы, как "приданое" в виде добавочных обязательств по труду! И рядом с Ольгой возникает только что сыгранная мною Анна из "Украденного счастья" И. Франко. Вот оно, проклятое прошлое во всей своей "красе". У чудесной, полной жизни, чувств и желаний женщины крадут счастье, отнимают и тот клочок радости, который она "преступно" вырвала у трижды проклятой жизни. Горька, как полынь, доля Анны, больно мне за нее, но я не плачу, как тогда, когда играла невесту в помоздинской "свадьбе". Мои глаза сухи, в них горе смешивается не с тоской, а с ненавистью. Я не плачу потому, что Анна в далеком вчера нашей жизни, а сегодня я живу в свободной, счастливой Ольге, счастье которой никто уже не украдет. Но я не плачу и потому, что моя Ольга сегодня встает на защиту той Анны, которая живет в странах капитализма, где обездоливают женщину из–за корыстных целей поджигатели войны.
Моя Ольга и вместе с нею я, советская артистка, протягиваем руку помощи Анне, поднимая голос в защиту мира, поддерживая лагерь демократии во главе с Советским Союзом и великим творцом счастья и мирного труда товарищем Сталиным!

Ю.И.ТРОШЕВА–ОБОТУРОВА, народная артистка Коми АССР, 1951 год.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Трошева Надежда Михайловна (Сыктывкар)   17.01.2014 - 21:23
Как со студенческих лет мы любили театр, росли вместе, учились любить, прощать. Знали всех ведущих актеров.по именам! Работая в школе, я посещала театр со своими учениками, приглашали актеров на "... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
«Этим летом»
Ролики фильмов
«Этим летом»
Жизнь 16-летней девушки переворачивается с ног на голову, когда на поверхность выходит ворох семейных секретов.