Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Александра Ванькова

Александра Ванькова фотография
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театры
Обсуждение

Ванькова Александра Андреевна

14 ноября 1925 - 28 апреля 2015

Заслуженная артистка РСФСР (31.07.1970).

Играла в Горьковском театре драмы.
Актриса Курского драмтеатра (1952-1954).
Актриса Астраханского ТЮЗа с 1954 года.

последнее обновление информации: 15.06.19

ПОЛВЕКА КАК ОДНО ПРЕКРАСНОЕ МГНОВЕНЬЕ…

Астраханскому театру юного зрителя в этом году исполнилось 75 лет. И представьте себе, что пятьдесят лет из них в театре работает, а по взлету души - священнодействует в этом храме искусства заслуженная артистка России Александра Андреевна ВАНЬКОВА.
Сегодня она в гостях у читателей “Волги”.
- Александра Андреевна, всегда интересно, как сельская девочка, хорошенькая, умненькая, начитанная, вступает на сцену, избирая свой путь в актрисы.
- Когда я жила в деревне, в это время по призыву “Все лучшие учителя – в деревню” к нам приехала из Куйбышева Сперанская Елена Ивановна, талантливый, очень образованный педагог. Она преподавала литературу, мы все в нее были влюблены. Она выделялась даже манерой одеваться, всегда ходила в шляпке, и я втайне брала с нее пример. Елена Ивановна организовала в школе драматический кружок. С какой любовью она к нам относилась, как она нас пестовала. Она и пробудила во мне любовь к великому чуду – ТЕАТРУ. И я всю жизнь к нему так и отношусь, как к необыкновенному чуду.
А перед войной папа решил, что подросшим дочкам, мне и моей старшей сестре, нужно дать образование, и мы переехали в Куйбышев, ныне Самару. Он устроился на авиационный завод, который еще строился. Я успела проучиться в городе всего год, как началась война. Вместе с моей подругой Бэлой Файрах мы пошли в военкомат проситься на фронт. Военком сидел один в кабинете, было жутко накурено, глаза у него были утомленные. Он внимательно выслушал нас и сказал, что война через год кончится, а если вы хотите помочь фронту, идите на завод. И я пошла работать на электростанцию, но продолжала учиться в школе заочно. А в школе был драмкружок. И мы ставили пьесы - и патриотические, и классику. Следили за сводками Информбюро, волновались за близких на фронте.
После войны я поступила в индустриальный институт, но мечта о театре жила в моем сердце. И вдруг вижу объявление: в Куйбышевском драматическом театре – набор студентов в театральную студию. Мне купили платье американское, туфельки. Папа не знал, что я ушла из индустриального, закончив один курс. И я пошла сдавать творческий экзамен. Приемную комиссию возглавлял Меир Абрамович Гершт, главный режиссер театра. Я посмотрела на всех девочек, что пришли вместе со мной, и растерялась: все накрашены – и губы, и брови, и щеки. А я заплела две косички, брови тронула влажным пальцем, чтобы поярче были, и все. Стала читать стихотворение. Читаю, он меня останавливает: дальше. Читаю басню: дальше. Перехожу к прозе. Думаю: ну, все, провалилась! После третьего тура вижу свою фамилию в заветном списке.
Нас, студийцев, сразу же стали занимать в спектаклях - “Молодая гвардия” по Фадееву, “Таланты и поклонники” Островского. Но через год студия закрылась – нечем было платить стипендию. Я написала письма в Горьковское театральное училище и в студию Малого театра в Москву и получила приглашения на экзамены. Но тут мой папа проявил твердость. Он очень рассердился, когда узнал, что я бросила индустриальный институт: “Была бы профессия в руках, а ей, видите ли, театр подавай!” Мама проявила чудеса семейной дипломатии, и все наладилось. Зато теперь родители настояли, чтобы я поехала учиться в Горький, все-таки ближе, чем столица, решили они.
Здесь приняли меня и мою подругу Машу Осипову (сейчас она в Москве в театре имени А.С. Пушкина работает) сразу на второй курс. Наш курс вела замечательный педагог, бывшая актриса, которая сразу же посвятила нас в театральные таинства. Учила нас азбуке театральной жизни, чтобы мы никогда, в каком бы театре ни довелось работать, не участвовали ни в каких интригах и дрязгах. И еще напутствовала: “Вы девочки красивые, молодые, талантливые. Цените себя. Не позволяйте себе никогда переспать с режиссером ради ролей. Вы их достойны”. Я это запомнила навсегда. Она много занималась с нами и требовала творческого подхода к каждой роли.
После Горьковского театрального училища я получила направление в Курск. Это были замечательных три года, что я там проработала. Главный режиссер театра драмы Добротин был яркой и талантливой личностью.
- А свою первую главную роль на сцене помните?
- На всю жизнь! Это произошло так: после спектакля в театре отмечали чей-то актерский юбилей, а коллектив был дружный, веселились уже заполночь. И тут подходит ко мне режиссер и говорит: “Шурочка, вам придется оставить нас и идти домой. Сейчас вам принесут роль”. Оказалось, что заболела ведущая актриса, а завтра в 12 часов дня спектакль “Не в свои сани не садись” Островского. Словом, все так, как в кино или в сказках. Взяла роль, стала учить. Меня выручило, что я любила Островского и многие женские роли хорошо знала. Но одно дело - знать, а тут без единой репетиции выходить на сцену! Уже утром прилегла на часок - и бегом в театр. Как я играла, сама себя не помнила, но после спектакля режиссер подарил мне программку, которую я храню до сих пор, где написал: “Браво! Браво! И еще раз браво, милая Шурочка! Заменить экспромтом, без единой репетиции такую роль, как Дуничка Русакова, роль, которую играли в Малом театре актрисы, вошедшие в историю русского театра, для этого нужна смелость, вера в свои силы, горячая любовь к искусству, т.е. те качества, которыми вы обладаете. От всей души поздравляю вас с заслуженным успехом! К. Полянский, 27 апреля 1952 г.” И добавил, что отныне и навсегда я играю эту роль.
- А как вы встретились с Александром Артемьевичем Аваковым, которому астраханские театралы благодарны уже за то, что он привез в Астрахань такую актрису?
- Когда Добротин от нас ушел, мне не захотелось оставаться в Курске. И я поехала на театральную биржу, которая существовала в Москве неофициально, но на нее съезжались актеры и режиссеры со всего Союза. В это время в столице на гастролях был Рязанский драматический театр, и меня сразу же пригласили в труппу. Уже начались репетиции. Но на биржу я пошла еще раз, может, встречу кого из знакомых? А меня уже заприметили. Режиссер и директор Астраханского ТЮЗа ходили за мной по пятам и уговаривали ехать в Астрахань. “Что вы, какой ТЮЗ, я драматическая актриса”. - “Да у нас замечательный репертуар, мы ставим вечерние спектакли, тут и классика, и западная драматургия”. - “А “Грозу” Островского вы можете взять в репертуар?” - “Можем, конечно”. - “Это моя любимая пьеса. Я мечтаю сыграть Катерину. Ради этого я готова подумать над вашим предложением. Даете слово, что возьмете “Грозу”? И они в один голос: “Даем!”. На этом мы расстались. Я обещала приехать, а Александр Артемьевич сказал, что будет очень ждать.
Астрахань в моей жизни началась 18 сентября 1954 года. Я прибыла вечером на теплоходе, и Аваков меня встречал вместе со своим сыночком Артемом. Поместили меня на кухне у главного режиссера, потом дали комнатку в Театральном переулке. А через год, поскольку был разведен, Александр Артемьевич сделал мне предложение, признавшись, что влюбился сразу, как только меня увидел. Но “Грозу” так и не ставили. И только через пять лет, когда уже родился сын, долгожданную, обещанную мне пьесу включили в репертуар. Ее ставил Бородин Андрей Львович. Приехала мама, взяла на себя хлопоты с малышом, а я вся отдалась театру. И как-то на репетиции ассистент режиссера заявил: “Все, заканчиваем репетицию. У Катьки молоко потекло”. Моя модная нейлоновая прозрачная кофточка этого скрыть не могла. Я смутилась: да мне ребенка пора кормить.
После премьеры в газете “Волга” была рецензия, автор которой с восхищением признавал: “Много огня вложила А. Ванькова в свою работу. Не было еще у нее такой трудной, сколь и благородной роли, как роль Катерины. Зато никогда еще актриса не играла так увлеченно, как в “Грозе”… Артистка добивается единства внутренней и внешней правды образа. Ею продуманы движения, жесты, походка. Главное, актриса убедительна в поединке, который ее героине непрерывно приходится вести с Кабанихой… Ее глаза полны ненависти к этому душному дому, голос сух. Твердость характера, так верно схваченная актрисой, заставляет Кабаниху морально отступить. Горячо, искренне сыграны Ваньковой сцены с ключом, мечтания о свободном, как у птицы, полете. Это лучшие сцены спектакля… Отстаивая право своей героини на счастье и свободу, заставляя ее расплатиться за это право самым дорогим на свете - жизнью, актриса поднимается до высот подлинной трагедии”.
- Александра Андреевна, а сколько ролей вами сыграно в театре? Ведь только в Астраханском ТЮЗе вы уже полвека на сцене!
- Не удивляйтесь, но я в своей заветной красной тетрадочке записываю все роли, которые довелось играть. Вместе с курским периодом их уже за сто семьдесят! Не все это главные роли, я с удовольствием играла и эпизодические, и роли второго плана. Как вы думаете: интересно ли сыграть Бабу-Ягу? Мне не просто интересно, я сама упросила главного режиссера Юрия Владимировича Кочеткова дать мне эту роль. Даже он сомневался поначалу: “Вы что, серьезно?” Зато потом рецензенты оценили: “Баба-Яга в трактовке заслуженной артистки РСФСР – это блистательная работа большого мастера сцены. Много мы видели различных “Баб-Яг”. Но Ванькова нам предложила свой вариант, неповторимый, крайне интересный”. И Кочетков признал: “Вот одна Александра Андреевна живет на сцене. Вам, молодым, у нее учиться и учиться”.
- Позвольте, я напомню нашим читателям, а вашим верным поклонникам еще о ваших ролях, как их видели театральные критики.
“Глубокая и сильная натура Нади в исполнении А. Ваньковой оставляет заметный след в душе зрителя…Чем актриса завоевывает такое полное доверие ко всему, что делает ее Надя на сцене? А. Ванькова сумела нам показать душевный мир Нади, красоту и твердость ее характера, нигде не сбиваясь на театральность. (“Судебная хроника” А. Володина).
“Пожалуй, среди работ заслуженной артистки РСФСР А. Ваньковой давно не было роли такого масштаба и значимости, как блестяще сыгранная ею учительница Лункина в “Вариациях”… Актриса из богатой палитры своих выразительных средств выбирает те, что подчеркивают не только внешнее, но и внутреннее достоинство учительницы, ее скромность, интеллигентность, а отсюда – и убежденность в правоте добра и справедливости”. (“Вариации на тему драки” Ю. Никитина).
“Речевая и художественная сила монолога о мужестве, с которым она обращается к зрителю, может служить эталоном для многих актеров в труппе. У А. Ваньковой безукоризненная дикция, ее речь убедительна в логике и оправданна эмоционально”. (“Шторм” В. Билль-Белоцерковского).
“Главная удача спектакля – образ Нюры. Артистка А. Ванькова обнаружила глубину проникновения в характер героини, девушки чистой, деятельной, отзывчивой”. (“В день свадьбы” В. Розова).
Всех сыгранных ролей не перечислить. Но вас любят, вас ценят, вас узнают на улицах города.
- И даже на базаре. Как-то я собралась поехать на кладбище к моему незабвенному Александру Артемьевичу. Подхожу к прилавку с цветами. Выбираю четное число роз. А продавщица не берет денег: “Я вас знаю, помню ваши спектакли, эти розы от меня”. И с мороженым также. Продавец наотрез отказался брать деньги: “Могу я угостить заслуженную артистку России? Еще мороженое?” Нет-нет, спасибо! Даже неловко как-то.
А в канун 18 сентября, когда меня чествовали и короновали в родном ТЮЗе за полвека моего служения в театре, я встретила на Больших исадах своих очень близких друзей – мать и дочь. Они стали меня поздравлять, а дочь отошла в сторонку и вдруг возвращается с огромным букетом роскошных роз: это вам! Это такой дорогой подарок, что я даже укорила их: зачем вы так тратитесь, обе работают врачами, зарплаты невелики. Но сама была счастлива. Розы не только украсили мою квартиру, но и расцветили память того незабываемого сентябрьского дня, когда я ступила на астраханскую землю, найдя здесь любовь и счастье, театр и семью.
И в воскресенье я пришла в театр. Даже если нет спектакля и зрительный зал пуст, в театре все равно какая-то необыкновенная атмосфера, особая аура. Здесь воздух наполнен эмоциями и аплодисментами наших зрителей. Здесь витают тени королей и принцесс, шекспировских героев и сказочных персонажей всех мастей, здесь живут воспоминания.
Я прошла по залу мимо замерших в ожидании кресел. Поднялась на сцену. И меня охватила такая волна горячей благодарности судьбе за то, что она подарила мне счастье жить Театром. И полвека в Астраханском ТЮЗе промелькнуло как одно прекрасное мгновенье. Я опустилась на колени и трижды поцеловала родную сцену.
На следующий день я снова была на сцене, в кругу самых дорогих мне людей, моих коллег по театру. Их любовь, их поддержка, их уважение даруют мне силы и уверенность, что я нужна театру, а театр нужен мне.
- Не преувеличивая, можно сказать, что все мы – родом из ТЮЗа. Спасибо вам за все, Александра Андреевна, счастья, здоровья и новых ролей!

24.11 Волга: №177 (24679)

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Moderato   9.01.2017 - 20:51
Родилась 14 ноября 1925 года. 28 апреля 2015 года на 90-м году жизни скончалась заслуженная артистка РФ Александра Андреевна Ванькова. Свою первую роль – Лялю Убийвовк в спектакле по пьесе П. Любенского... читать далее>>
«Рогач и Моргач»
Ролики фильмов
«Рогач и Моргач»
Два инопланетянина сваливаются в земной лес, где пытаются наладить контакт с его обитателями, то и дело попадая в курьезные ситуации.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен