Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Наталья Шпиллер

Наталья Шпиллер фотография
Годы жизни
Категория
Актриса
Театры

Шпиллер Наталья Дмитриевна

7 (20) ноября 1909, Киев — 20 июля 1995, Москва, Россия

Советская и российская оперная певица (лирическое сопрано), педагог, музыкально-общественный деятель, одна из представительниц «Золотой эпохи» Большого театра СССР.

Заслуженная артистка РСФСР (27.06.1942).
Народная артистка РСФСР (5.11.1947).

После окончания в 1931 году Киевской консерватории (класс А. Н. Шперлинг) поступила в труппу Куйбышевского театра оперы и балета (солистка). В 1935—1958 годах — в Большом театре.
Выступала как концертная певица.

В 1950 году начала преподавать в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1963 года — профессор). В 1964—1975 годах заведовала кафедрой оперной подготовки, в 1975—1979 годах — кафедрой сольного пения.

В 1950 году вступила в Союз театральных деятелей РСФСР. С 1969 года — председатель совета вокально-творческого кабинета А. В. Неждановой и Научно-методического совета по вокальному образованию при Министерстве Культуры РСФСР.
Автор рецензий и научно-методических статей.

Умерла в 1995 году. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Мать — Полякова Мария Николаевна (1870-1960) – певица, ученица Е. А. Лавровской.
Муж — Кнушевицкий Святослав Николаевич (1908-1963), виолончелист, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Брат — Шпиллер Всеволод Дмитриевич (1902-1984), священник Русской православной церкви, протоиерей.
Племянник — Шпиллер Иван Всеволодович (1935-2003), дирижер, народный артист РСФСР.
Дочь — Кнушевицкая Мария Святославовна (р. 1933), актриса Театра им. Моссовета, заслуженная артистка России.
Внук - артист Театра им. Моссовета Андрей Михайлович Рапопорт (1960).
театральные работы
«Псковитянка» Н. А. Римского—Корсакова — Ольга с 1936
«Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили — Этери с 1939
«Вильгельм Телль» Дж. Россини — Матильда с 1942
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна с 1936
«Фауст» Ш. Гуно — Маргарита с 1937
«Кармен» Ж. Бизе — Микаэла с 1935
«Иван Сусанин» М. И. Глинки — Антонида с 1940
«Демон» — Тамара А. Г. Рубинштейна с 1942
«Садко» Н. А. Римского—Корсакова — Волхова с 1949
«Валькирия» Р. Вагнера — Зиглинда с 1940
«Иоланта» П. И. Чайковского — Иоланта с 1943
«Тихий Дон» И. И. Дзержинского - Наталья с 1936
«Пиковая дама» П. И. Чайковского - Прилепа с 1936
«Царская невеста» Н. А. Римского—Корсакова - Марфа
«Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского—Корсакова - Оксана
«Паяцы» Р. Леонкавалло - Недда
«Блудный сын» К. Дебюсси - Лия
«Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини - Чио-Чио-сан
«Свадьба Фигаро» Моцарта - Графиня
«Отелло» Дж. Верди - Дездемона
«Дубровский» Э. Направника - Маша
«Наль и Дамаянти» А. Аренского - Дамаянти
«Опричник» П. Чайковского - Наташа
«Чародейка» П. Чайковского - Кума
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1941) — за большие достижения в области театрально-вокального искусства.
Сталинская премия первой степени (1943) — за исполнение партии Матильды в оперном спектакле «Вильгельм Телль» Дж. Россини.
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение партии Волховы в оперном спектакле спектакле «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Орден Ленина (1971).
Орден Дружбы народов (1976).

последнее обновление информации: 21.11.16

Обыкновенная богиня. К 100-летию Натальи Шпиллер

Наталья Дмитриевна Шпиллер родилась в Киеве в 1909 году. Она была дочерью состоятельных родителей, которые смогли привить ей любовь к искусству и дать ей понятие о национальной культуре с рождения. Это знание она пронесет через всю свою профессиональную жизнь и, впоследствии, будет передавать своим ученикам.

Первые уроки вокального искусства Наталья Дмитриевна получила уже в детстве от матери – оперной певицы. Начав обучение в Киеве, Шпиллер вскоре перебралась в Москву и продолжила учиться в Московской консерватории в классе Е. Лавровской. Потом была отправлена совершенствоваться за счет государства в Париж.

Вернувшись в Москву, Наталья Дмитриевна приняла участие в конкурсе певцов для формирования труппы нового оперного театра в Самаре. Успешно пройдя конкурс, Шпиллер была принята в труппу этого театра и проработала там с 1931 до 1934. На сцене Самарского оперного театра певица дебютировала в партии Ксении в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Но самым важным в судьбе Натальи Дмитриевны стал период конца 1934 - начала 1935 годов. Она решила попытать счастья и снова поучаствовать в конкурсе. Но на этот раз ставка была намного выше. Большой театр набирал молодых исполнителей в труппу. Шпиллер смогла пройти конкурс и уже 25 января 1935 года дебютировала на сцене Большого в партии Микаэлы в «Кармен». Этот дебют стал судьбоносным для молодой певицы, и уже после этого она становится штатной солисткой театра. Второй партией на сцене Большого стала Эллен в опере Л.Делиба «Лакме».

Если в ранний период деятельности Шпиллер можно было упрекнуть в недостаточной эмоциональности, то уже в первые годы работы в Большом театре к ней пришла артистическая зрелость, позволившая певице достичь большой психологической выразительности. Голос Натальи Дмитриевны обладал редкими природными качествами и прежде всего, красотой тембра. Яркий, большого диапазона голос, безупречная вокальная техника, прекрасно поставленное дыхание давали артистке возможность петь так легко и свободно, что слушатели не замечали всех вокальных трудностей, которые она преодолевала.

Имя Натальи Дмитриевны Шпиллер тесно связано с деятельностью Большого театра 1930-х – 50-х годов. Критики отмечали, что это было время возрождения на советской сцене классических полотен русской и зарубежной музыки. 1936 год стал еще одной важной вехой в творчестве певицы. Наряду с ролями Натальи в опере «Тихий дон», Прилепы в «Пиковой даме» и Ольги в «Псковитянке», Наталья Дмитриевна исполнила партию Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Исполняя Татьяну Шпиллер смогла продемонстрировать все свое актерское дарование и обратила на себя внимание многих критиков. Героиня Шпиллер была невероятно эмоционально открытой. В ее Татьяне был драматизм, психологический контраст между юношеской легкой романтичностью и горделивой сдержанностью чувства, умудренного годами. Ее героиня был вдохновенным до глубины души, прочувствованным поэтическим портретом. Многие, кто слышал Шпиллер в опере «Евгений Онегин», отмечали, что образ, создаваемый этой певицей, разительно отличается от всех остальных. И дело тут не только в совершенной технике, но и в том, как певица подходила к раскрытию образов. Она подчиняла свое вокальное мастерство художественному замыслу автора, пыталась прочувствовать своих героинь с точки зрения авторского видения. Никогда вокал не был для нее самоцелью, а всегда служил средством музыкального выражения. Возможно, именно эта профессиональная черта делала Шпиллер невероятно яркой исполнительницей. Остается только пожалеть, что художественные методы этой певицы для современных артистов не являются желанным руководством.

В 1940 году Наталья Дмитриевна дебютировала в партии Зиглинды («Валькирия») в постановке Сергея Эйзенштейна. И в этом же году исполнила ее на торжественном представлении-приеме в честь министра иностранных дел Германии Риббентропа, по личному приглашению Сталина посетившего главный театр страны.

До 1950 года Шпиллер создала на сцене Большого театра много ярких образов, в их числе была роль Матильды из оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль». За нее, кстати, певица была удостоена Сталинской премии. В 1945 – Антонида («Иван Сусанин»), в 1946 Большой давал 1000-й спектакль «Евгения Онегина» со дня первой постановки в 1881 году и именно Шпиллер была удостоена чести исполнить партию Татьяны в этом спектакле.

В 1949 году певица участвовала в премьерных постановках «Фауста» (Маргарита) и «Садко» (Волхова). За партию Волховы Шпиллер во второй раз была удостоена Сталинской премии в 1950 году. Многие источники указывают на то, что Шпиллер была одной из любимейших певиц советского диктатора, много участвовала в правительственных концертах, многократно пела на кремлевских приемах. До сих пор, однако, остается загадкой, что помешало Сталину присвоить своей любимице высшее звание – народной артистки СССР. Не исправили эту «ошибку» и последующие советские правители, а могли бы – после ухода с большой сцены Шпиллер практически до конца своей жизни оставалась что называется активной творческой единицей – преподавала, консультировала, писала рецензии и очерки; тем более что и прецеденты подобные были – Катульская, Максакова, Долуханова получили высшее звание, уже давно находясь на пенсии…

В карьере Натальи Дмитриевны не только театральные выступления но и концертные выступления. Шпиллер спела более 200 концертов! Обширный камерный репертуар певицы обратил на себя внимание не только русского зрителя. Выступая в Болгарии, Польше, Чехословакии она собирала полные залы и исключительно восторженные отзывы критиков. Но самую высшую похвалу Наталья Дмитриевна получила в Австрии, на родине великого Моцарта. После очередного концерта Шпиллер назвали «Mozatrsaengerin» («моцартовская певица»). Это звание говорит не только об уровне исполнения, но и о той внутренней наполненности музыкой, которую певица несла в себе в течение всей своей карьеры.

Шпиллер относится к тем певицам, которые в совершенстве владели певческим дыханием. Она много работала над ровностью звучания голоса, тщательно оттачивала крайние верхние ноты, никогда не форсировала звук, брала верха свободно и красиво, без излишнего напряжения.

Начиная работать над музыкальным содержанием произведения, Наталья Шпиллер прежде всего старалась раскрыть психологическую сущность мелодии, так как считала, что именно в ней заключено содержание образа произведения, его характер. Она очень много работала над «музыкой слова».

Во всех ее действиях была осознанность и желание служить на благо искусства. Наталья Дмитриевна своим творчеством несла в первую очередь культуру, музыку, и только потом уже голос. И эту тактику нельзя назвать излишней скромностью, скорее проявлением высочайшего профессионализма, который в современной оперной среде приобретает, увы, искаженные формы.

Наталья Шпиллер была широко известна в нашей стране благодаря трансляциям по радио. Кроме того она активно гастролировала по СССР, например, пела спектакли в ленинградском МАЛЕГОТе (Баттерфляй, Марфа, Иоланта), в Одессе (Баттерфляй, Татьяна, Марфа), Баку (Маргарита, Татьяна, Марфа), Сталино (ныне Донецк – Татьяна, Иоланта, Марфа), Уфе (Баттерфляй), Свердловске (ныне Екатеринбург – Татьяна). Певица участвовала в записях опер, среди которых «Царская невеста» (партия Марфы, дирижер Л. Штейнберг, 1943 год), «Иван Сусанин» (партия Антониды, дирижер В. Небольсин, 1947 год), «Кармен» (партия Микаэлы, дирижер А. Мелик-Пашаев, 1949 год).

После 1950 года Шпиллер посвящает себя преподавательской деятельности. И дело здесь не в том, что другого пути у большинства пожилых артистов нет. Наталья Дмитриевна с большой любовью относилась к преподаванию вокального мастерства и эта деятельность, казалось, доставляла ей не меньшее удовольствие, чем пение. Так она становится преподавателем музыкального училища им. Гнесиных, а также публикуется в прессе с критическими статьями о проблемах музыки в современном обществе, и перспективах ее развития.

Во всем она проявляла вдумчивое, осознанное и трепетное отношение к культуре вокального исполнения. Можно сказать, что Наталья Дмитриевна была наполнена музыкой, поистине жила ею.

Ее глубокие познания в сочетании с удивительной манерой естественно и просто говорить об очень сложных вещах придавали ей особую прелесть как педагогу. В классе Шпиллер всегда царила дружеская и демократичная обстановка. Внимательной, строгой, но без раздражения критике Наталья Дмитриевна умела придать остроумную и необидную форму ее высказывания. Она призывала студентов присутствовать на занятиях своих товарищей, справедливо считая, что это способствует более эффективному постижению вокального искусства.

Наталья Дмитриевна была невероятно умной женщиной и уже в одном из своих последних интервью в 1991 смело высказала мнение о том, что советская власть, лишившая истиной духовности нацию, едва не уничтожила и вокальные традиции русской школы: «Я поняла, если наше вокальное искусство будет основываться на пионерских маршах, то страна перестанет петь», - сказала она.

Натальи Дмитриевны не стало в 1995 году, а вместе с ней не стало и традиций вокального искусства, который она смогла передать лишь немногим своим ученикам.

15.11.2009, Фёдор Вяземский.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен