Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Габдурахман Хабибуллин

Габдурахман Хабибуллин фотография
Годы жизни
Категория
Актёр
Театр
Обсуждение

Хабибуллин Габдурахман Сулейманович

7 января 1904 (25 декабря 1903), Томск - 19 сентября 1969, Уфа

Башкирский певец (бас).
Народный артист Башкирской АССР (1947).
Заслуженный артист РСФСР (1949).
Народный артист РСФСР (1955).

В 1938 году окончил башкирскую студию при Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс Е. А. Милькович).
В 1938-1963 гг. работал в Башкирском театре оперы и балета.

Один из основателей театра. Дебютировал в партии Кнолле в опере Д. Паизиелло "Прекрасная мельничиха".
Один из выдающихся башкирских певцов с сочным, выразительным басом, ярким артистическим дарованием. Особенно удавались певцу острохарактерные, комические и драматические партии.
С успехом исполнил ряд партий в опереттах и музыкальных комедиях.
В концертном репертуаре - башкирские народные песни, камерные сочинения башкирских композиторов, классические арии и романсы.
театральные работы
Цунига ("Кармен" Ж. Бизе)
Спарафучилле ("Риголетто" Дж. Верди)
Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини)
Кончак ("Князь Игорь" А. П. Бородина)
Гремин ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского)
Чуб ("Черевички" П. Чайковского)
Царь ("Аида" Дж. Верди)
Собакин ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова)
Старый цыган ("Алеко" С. Рахманинова)
Кужак ("Ер-Таргын" Е. Г. Брусиловского)
Ках-ках ("Акбузат" А. Э. Спадавеккиа и Х. Ш. Заимова)
Кады-карт ("Хакмар" М. М. Валеева)
Серлебай ("Айхылу" М. Валеева и Н. И. Пейко)
Аязгол ("Шаура" З. Г. Исмагилова)
Юлай Азналин ("Салават Юлаев", З. Г. Исмагилова)
Султанбек ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова)
Кутайсов ("Холопка" Н. Стрельникова)
Граф Лососиноостровский ("Цирк зажигает огни" Ю. Милютина)

последнее обновление информации: 13.09.19

Он родился в сибирском городе Томске в бедной многодетной семье. Вместе со своими братьями и сестрами (всего их было двенадцать) Габдрахман коротал вечера, распевая чудесные песни, которых знал очень много. Чтобы помочь отцу, мальчику с малых лет приходилось работать чернорабочим и землекопом.

В годы армейской службы он "отличился особым мужеством" и был награжден Почетной грамотой командования за участие в боевых действиях на границе с Маньчжурией. Друзьям-товарищам с ним никогда не было скучно: природа одарила Габдрахмана веселым нравом, артистизмом и чистым, сильным голосом, - он не унывал и шутками встречал невзгоды.

И однажды ему повезло: как-то он выступил на концерте городского клуба, где его услышала приехавшая на гастроли в Томск татарская певица Сара Садыкова. Она рекомендовала "одаренного юношу" в Московский центральный татарский драматический театр. Работая актером, Габдрахман Хабибуллин знакомится с поэтом Мусой Джалилем, который посоветовал ему поступить в открывающуюся башкирскую национальную студию при Московской консерватории. Наверное, надо обладать большим везением и иметь легкий характер, - тогда вокруг будет много хороших людей. Так, на протяжении всей жизни Габдрахмана Сулеймановича появлялись люди, помогающие ему найти себя и сохранить свой талант.

В консерватории начинающего певца "взяла под свое крыло" доцент Екатерина Анатольевна Милькович, помогая "отшлифовывать" его богатый от природы бас. К тому времени у Хабибуллина уже была семья, три сына, и руководитель студии Газиз Альмухаметов выхлопотал для него у тогдашнего наркома просвещения увеличение зарплаты на сто рублей.
14 декабря 1938 года в Уфе состоялось открытие Башкирского оперного театра. Тогда впервые на сцене на башкирском языке стали исполняться оперы итальянских композиторов, в частности, "Прекрасная мельничиха" Паизиелло. Среди исполнителей был и "обладатель красивого низкого баса" Габдрахман Хабибуллин.
Музыковед Эльмира Давыдова называет Габдрахмана Сулеймановича блестящим знатоком народной музыки, еще за годы учебы в консерватории певец сдружился с башкирской народной песней. И, к счастью, на башкирском радио сохранились записи с его голосом.
Сажида Галимова, певица, заслуженная артистка РСФСР:

«Габдрахман Хабибуллин — самый светлый актер был в нашем театре. Голос его — глубокий бас, тембр красивый. Брал мастерством. Филигранно исполнял песню «Ляля» Загира Исмагилова, татарскую народную «Нафиса». Ему нравилось петь шуточные песни.

У него в кармане всегда были жареные семечки. Он одну семечку за час погрызет, а запах… видимо, так умело жарила семечки жена. Мне кажется, он утолял голод. Хотя он имел орден Ленина и ставку самую высшую — 250 рублей, на их большую семью, конечно, не хватало, жена не работала.

Мы — певцы 60-х годов — все его любили. Он не сплетничал, был доброжелателен, общителен. Неистощим был на выдумки в классических опереттах, его появление на сцене приводило публику в восторг.

Если б все любили так фанатично сцену!»

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Moderato   17.04.2019 - 20:32
http://www.xn----7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/cache/7/97126420455c44a040ae198b89cfbbae.jpg< br /> Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почёта”. Депутат Верховного Совета... читать далее>>
«Рогач и Моргач»
Ролики фильмов
«Рогач и Моргач»
Два инопланетянина сваливаются в земной лес, где пытаются наладить контакт с его обитателями, то и дело попадая в курьезные ситуации.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен