Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Магафур Хисматуллин

Магафур Хисматуллин (Мағафур Хисматуллин) биография
Годы жизни
Категории
Театральный деятель, Актёр
Театр
Обсуждение

Хисматуллин Магафур Хисматуллович

Мағафур Хисматулла улы Хисматуллин

10 (23) января 1915, дер. Ново-Кубово Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне - Иглинский район Башкортостана) - 5 октября 2004, Уфа

Певец (тенор), режиссёр и педагог.
Заслуженный артист Башкирской АССР (1949).
Народный артист Башкирской АССР(1953).
Заслуженный артист РСФСР (1955).
Народный артист РСФСР (1965).

В 1931-1934 годах учился на театральном отделении Башкирского техникума искусств. В 1939 г. окончил вокальное отделение башкирской студии при Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Е. В. Еноховича).
В 1934-1936 годах - актер Баймакского колхозно-совхозного театра.
В 1939-1982 годах - солист Башкирского государственного театра оперы и балета (БТОБ). Исполнил около 60 оперных партий лирического, трагического и комедийного планов.
В 1963-1967 годах - главный режиссер Башкирского театра оперы и балета.
Пропагандист башкирского камерно-вокальной музыки, исполнитель башкирских народных песен.
В 1965-1995 годах преподавал в Уфимском государственном училище искусств (с 1969 - институт).
В Иглинском районе проводится конкурс песни "Башкирский соловей" имени М. Хисматуллина. В его родной деревне Ново-Кубово в 2005 году установили бюст певца, а в 2006 году Новокубовской начальной школе присвоено его имя.
театральные работы
Первый исполнитель партий подводного царя Шульгена ("Мэргэн" А. А. Эйхенвальда), Юламана ("Карлугас" Н. К. Чемберджи), середняка Фахри ("Айхылу" Н. И. Пейко и М. М. Валеева).

Трике ("Евгений Онегин" П. Чайковского)
Паисий ("Чародейка" П. Чайковского)
Школьный учитель ("Черевички" П. Чайковского)
Пантелей Мелехов ("Тихий Дон" И. Дзержинского)
Ерошка ("Князь Игорь" А. П. Бородина)
Арлекин ("Паяцы" Р. Леонкавалло)
Бомелий ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова)
Кобека ("Шаура" З. Исмагилова)
Старик Яппар ("Кодаса" З. Исмагилова)
Салават Юлаев (одноименная опера З. Исмагилова)
Гайнулла ("Волны Агидели" Загира Исмагилова)
Царь ("Акбузат" Спадавеккия и Зардимова)
Урмай ("Алтынчеч" Н. Жиганова)
Сако («Кэто и Котэ» В. Долидзе)
Рахмет («Севастопольский вальс» К. Листова)
Пенижек («Марица» И. Кальмана)

Поставил 13 оперных спектаклей: "Акбузат Спадавеккиа и Заимова (1957), "Кармен" Ж. Бизе (1965), "Пиковая дама" П. Чайковского, "Шаура" 3. Исмагилова, "Современники" X. Ахматова, "Проделки Майсары" С. Юдакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина (1966).
призы и награды
Республиканская премия имени Салавата Юлаева (1969).
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак почета".

последнее обновление информации: 22.08.14

Мастер певческого искусства

Его голос, услышанный однажды, запоминается надолго. Его искусство никого не оставляет равнодушным. А о том, что круг его почитателей не просто огромен, а ещё и интернационален, я узнала ещё в 1965 году, когда работала в художественной редакции телевидения. После передачи, посвящённой 50-летию Магафура Хисматуллина, в редакцию стали приходить письма, телефон раскалился от звонков — люди высказывали обиду на то, что программа шла только на башкирском языке. Телезрители писали: «Мы любим этого замечательного певца и артиста и хотели узнать о нём побольше. Просим повторить передачу на русском языке».

Большой певец, самобытный артист — личность яркая и неповторимая, Магафур Хисматуллин оставил свой заметный след в истории башкирского музыкально-театрального искусства.
Пожалуй, сразу даже трудно сказать, в чем секрет его такого колоссального успеха, за что так любили певца долгие годы. Может быть, за то, что в его пении всегда присутствует глубокое чувство, которое заставляет нас сопереживать услышанному, тот самый нерв, сразу берущий за душу и не отпускающий нас до конца произведения, которое звучит в исполнении Магафур-агая — будь это оперная ария, песня, романс или народная песня. Для каждого номера он находил свои особые краски, свои интонации. Помогала ему ещё и его богатейшая интуиция — вот, наверное, в чем была сила его искусства. А самое главное — в нём с самого начала ярко проявилась его индивидуальность — это же такой дар, который не может заменить никакое мастерство.
О жизни и творческом пути Магафура Хисматуллина написано немало. Но наибольший интерес, несомненно, представляют подлинные документы — его автобиография, собственные воспоминания о прожитой жизни, о музыкальных впечатлениях, созданных образах. Когда читаешь такие материалы, кажется, что слышишь его речь, его образный язык, живую интонацию его голоса.
Из автобиографии:
«Я, Хисматуллин Магафур Хисматуллович, родился в 1915 году в семье крестьянина-бедняка в деревне Ново-Кубово Иглинского района БАССР. Отец пропал без вести в войне 1914 года. Мы, трое сыновей, воспитывались у матери. В 1929 году окончил 4 класса средней школы. В 1929 году вступили в колхоз. Осенью 1930 года поступил на курсы мостовщиков в городе Уфе и, окончив, работал мостовщиком на железной дороге до сентября 1931 года. В 1931 году поступил на театральное отделение техникума искусств в Уфе, после окончания его в 1934 году стал работать актером в Башкирском государственном академическом театре. С ноября 1934 года по 1936 год работал в Баймакском башкирском театре.
В августе 1936 года московская комиссия по набору студентов на Башкирское отделение Московской государственной консерватории обнаружила во мне певческий голос и меня приняли на Башкирское отделение, где обучался до января 1941 года. С тех пор беспрерывно работаю в Башкирском государственном театре оперы и балета в качестве солиста оперы…» (Эти строки были написаны в 1955 году.) После скупых строк из автобиографии слушаем другое — рассказ певца о том же периоде жизни. Как он отличается по тону!
«Знаете, у меня имя от фронта. Когда отец уходил на войну, я еще не родился. Так вот, он сказал матери: «Родится мальчик — назови Магафур, ну а если девочка, то пусть будет Тутыя». Мама у меня была очень хорошая, мудрая, честная, очень порядочная женщина, хотя и неграмотная. После смерти отца не вышла замуж, хотя была еще молодой и привлекательной. Так и воспитывала нас одна. Ну а детство у меня самое обыкновенное, как у всех маль чишек. Помогал по дому, скотину пас. Конечно, любил петь, плясать. Сам сочинял прибаутки. Был у нас гармонист Гаяз, так вот он без меня на улицу не выходил. Веселые компании были у нас. 14-летним подростком стал каменщиком-мостильщиком. А потом — Башкирский техникум искусств, затем Баймакский (ныне Сибайский) передвижной колхозно-совхозный театр. Но тогда я не пел: голос, как говорят не шел. Зато много плясал, особенно в концертах, и «Барыню», и «Яблочко», и «Гопака». Был я темпераментным, подвижным, здорово исполнял прыжки в «Гопаке». Перед войной учился на вокальном отделении Московской консерватории. Конечно, впоследствии мне много дало общение с такими оперными корифеями, как Лемешев, Лисициан, Ведерников, Гайдай»… (из статьи Виктора Сидорова «Певец Салавата»).
На вступительных экзаменах Хисматуллин пел арию Нигмата из оперы «Эшсе» Г.Альмухаметова, С.Габяши, В.Виноградова. В те годы она была очень популярной и её пели как народную песню. Юноша покорил приёмную комиссию и был зачислен на учёбу. Было в нём что-то такое, что сразу обращало на себя внимание. Естественность чувств, которые он стремился передать в пении. Помогала ему та самая интуиция, которой, как правило, бывают отмечены истинные таланты. Председателем комиссии была художественный руководитель башкир¬ского отделения при Московской консерватории Екатерина Анатольевна Милькович. По специальности молодой артист попал в класс Е.В.Еноховича.
Артистические данные проявились у Магафура рано — еще 15-летним подростком он сыграл роль Халиля в спектакле «Галиябану». Неплохо проявил себя и в Баймакском театре. Так, в 1935 году на смотре колхозно-совхозных театров в Москве, в котором принимали участие 12 театров России, жюри отметило созданный им образ в спектакле «Алатау» — драме башкирского писателя Афзала Тагирова — как один из лучших на смотре.
Петь Магафур Хисматуллин по-настоящему начал примерно в это же время. В период работы в театре познакомился с будущей женой Суюмбикэ Кулибаевой, которая славилась замечательным исполнением башкирских народных песен. Встреча с ней на сцене Баймакского театра стала для Хисматуллина поистине судьбоносной. Благодаря ей он проникся огромной любовью к народной музыке, перенял множество песен из её богатейшего репертуара. Благодаря ей и своему таланту он стал впоследствии одним из самобытнейших исполнителей народных песен.
Итак, годы учёбы в Москве — нелёгкие, полные напряженной работы и огромного труда по изучению высоких образцов музыкальной и художественной культуры, посещения Большого театра, концертов, музеев – все это осталось позади. Начиналась новая жизнь в молодом, недавно созданном Башкирском государственном театре оперы и балета. С этим театром будет связана вся жизнь артиста. Много партий было спето Хисматуллиным на его сцене — самых разнообразных, разнохарактерных — больших и малых — всего более 60. Он пел во всех операх башкирских композиторов, начиная с первой оперы «Хакмар» Масалима Валеева. Как отмечает артист в своей автобиографии, «Образ Фахрия я исполнял в четырех вариантах в драме Мифтахова и в трёх вариантах оперы «Айхылу» — «Хакмар». И всегда он создавал образы, достоверные по своей жизненной правдивости. Удивительный дар перевоплощения позволял ему создавать образы, диаметрально противоположные по своей сути: Салават и Бухаир, Кобэк и Яппар — в операх Исмагилова. Шатмурат в опере Н.Чемберджи — героический образ, а рядом Ерошка из «Князя Игоря» А.Бородина, Паисий из «Чародейки» Чайковского, Бомелий из «Царской невесты» Римского-Корсакова… Точность сценических штрихов, интересные актерские находки характеризуют эти роли. Иногда даже небольшие, они запоминались ярко выраженной характерностью. Вот как писалось в рецензии на оперу «Чародейка»: «Очень интересен в спектакле полумонах-полубродяга Паисий. Артист М.Хисматуллин нашёл своеобразные интонации в вокальной линии, которые в сочетании с хорошей сценической игрой делают эту маленькую, но важную роль одной из лучших в постановке» (М.Зайдентрегер).
Его мощный артистический дар проявлялся и в комедиях — Сако в комической опере В.Долидзе «Кэто и Котэ», Рахмет в оперетте Листова «Севастопольский вальс», Пенижек в «Марице» И.Кальмана. А как блистательно играл он Яппара, этого по сути «отрицательного» героя, играл так, что комический персонаж становился центром спектакля... Силен был Магафур Хисматуллович и в драматических образах. Вспомним его Кобэка в «Шaype» З.Исмагилова. Как гениально проводит артист развернутую моносцену, в которой показывается смена различных душевных состояний умирающего тархана: предсмертная тоска, бредовое состояние, сменяющееся трогательной сценой прощания с сыном, затем — страшные видения загубленных им жертв, раздумье о смысле жизни и бренности всего земного. Эта сильная в драматургическом отношении, масштабная сцена идет на одном дыхании. Магафур Хисматуллин был режиссером-постановщиком «Шауры» и единственным исполнителем этой партии, которая, кстати, писалась в расчёте на его исполнительские возможности. В этом спектакле он продемонстрировал виртуозную актёрскую игру, выразительнейшее пение, незаурядный дар режиссёра... Надо отметить, что самые коронные партии артист исполнил в операх Загира Исмагилова, с которым его связывала творческая дружба.
«Уже в студенческие годы, — вспоминал Загир Гарипович, — он был первым исполнителем моих песен, романсов для тенора. Позже я доверил ему партию Салавата в опере «Салават Юлаев». Как актер и певец, Хисматуллин создал незабываемый образ легендарного героя башкирского народа. И далее во всех моих операх он был первым и непревзойдённым исполнителем таких образов, как Кобэк в опере «Шаура», старик Яппар в комедии «Кодаса», отец Гайнулла в «Волнах Агидели».
О том, что Магафур Хисматуллович на сцене был классическим воплощением Салавата, можно и не говорить. Вспомним исполнение им арии «Звезда моя, кто погубил тебя» над убитой Аминой. Такое невозможно повторить, поскольку речь идёт об эталоне мастерства.
Вот как вспоминал Магафур Хисматуллин о работе над ролью Салавата:
«Роль эта была сложной и интересной. Конечно, слышал о Салавате с детства и роман Злобина читал, но у меня было и свое понятие о нём. Я как бы пошёл по пути Салавата. Он умный, душевный человек. Главная его задача — видеть страну свободной. Он не был марксистом, но знал, как освободить людей. И вот все это стало основой моего образа Салавата. Музыка очень хорошая, особенно «Прощание с Уралом», тут надо петь «как скрипка». Конечно, я волновался, хотя старался не показывать вида. Ведь, помимо всего, спектакль готовили для декады, а это дополнительная ответственность. Курировал постановку обком партии в лице Х.С.Сайранова и Н.К.Розанова, а принимал тогдашний первый секретарь Семён Денисович Игнатьев. Всё прошло благополучно. Нe могу не вспомнить добрым словом дирижёра В.В.Целиковского. После окончания спектакля ко мне за сцену пришёл С.Д.Игнатьев с женой. Он был очень доволен, расцеловал меня. Ну а потом я пел Салавата еще 16 лет...»
Загир Исмагилов: «Много самых разных оперных партий спето Хисматуллиным, но главнейшей ролью в его жизни был, конечно, Салавaт. В нашем оперном театре были в разные годы и другие исполнители этой партии. И достоинствами они обладали несомненными — кто-то был музыкален, другой — красив собой, у кого-то сильный голос. И играли вроде бы неплохо. Но не было, и, наверное, уже не будет такого Салавата, каким был Магафур. Он был удивительно органичен. Создал живой образ истинного Салавата. Так верны были его интонации, так выверены были все акценты роли, продуман каждый нюанс, каждая мизансцена. С умом все сделано и пропущено через душу. Это и есть талант».
Вспомним, как горячо принимали Салавата в Москве, на Декаде башкирской литературы и искусства в 1955 году.
Из статьи заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора В.Небольсина в газете «Вечерняя Москва»:
«Салават — Хисматуллина бесстрашен, твёрд, решителен, и в то же время очень человечен — он предан родителям, нежно любит жену, всей душой верен своим боевым друзьям. В многоплановом показе черт Салавата проявляется незаурядное сценическое дарование М.Хисматуллина. На высоком уровне находится и вокальная сторона его исполнения, проникнутого настроениями светлой лирики или драматизма. Особенно хорошо, с большим чувством поёт он арию над телом предательски убитой Аминэ».
Из статьи B.Фере и Н.Шумской в газете «Советская культура» «Опера о народном герое»:
«... Наиболее удался в опере музыкальный портрет Салавата Юлаева. Замысел авторов верно понят исполнителем роли Салавата — артистом М.Хисматуллиным, который с глубокой искренностью и подлинным, творческим волнением раскрывает перед слушателями богатство и красоту душевного мира Салавата».
Много добрых слов написано московскими критиками — музыковедами и о другой блистательной работе артиста. Премьера музыкальной комедии «Кодаса» состоялась через 4 года после декады в октябре 1959 года.
«Только что мы восторгались тем, с какой выразительной силой он воплотил на оперной сцене образ национального героя башкирского народа — певца и воина Салавата Юлаева. Драматизм, героика, высокая поэзия — и вдруг рядом старик Яппар в «Кодасе» — пьяница, сквалыга, наивный хитрец — ярко характерная комическая роль, какая поразительная способность перевоплощаться нужна была актёру, какое умение использовать арсенал новых выразительных средств, богатство и разнообразие речевых интонаций, речитатива и пения, свободу сценического движения и т.д. Познакомившись с новой работой М.Хисматуллина, хочется воскликнуть: поистине нет границ в искусстве для подлинного большого таланта!»
Н.Шумская, «Советская Башкирия», 22 октября 1959 г.
«Подлинным героем спектакля стал Яппар — М.Хисматуллин. С первого появления на сцене и до последнего, когда он, посрамлённый жених, поёт свои куплеты… У М.Хисматуллина тщательно продумано всё – каждая мизансцена, жест, каждая интонация в реплике. Перед нами яркий комический актёр, который к тому же хорошо владеет голосом, поёт музыкально, со вкусом».
Г.Иноземцева. «Советская культура», 8 июня 1963 г.
Магафур Хисматуллович был человеком неутомимым в творческих поисках. Достигнув зрелости, имея большой опыт работы в театре, он едет в Москву на режиссёрские курсы под руководством выдающегося режиссёра Бориса Покровского. Затем еще раз ездил на режиссерскую стажировку в Большой театр, где проходил ее у Анисимова и Покровского. После этого в родном театре поставил 12 спектаклей. С 1963 по 1967 год был главным режиссером театра. В Казани и Алма-Ате поставил музыкальную комедию «Кодаса». Долгие годы (до 1995) работал в Институте искусств (ныне — Академия искусств) на кафедре оперной подготовки, передавая свой богатейший опыт молодым певцам, будущим артистам.
15 лет назад, работая над передачей для Всесоюзного радио, я беседовала с Магафур-агаем. Помню, как он сказал: «Для меня не существует вопроса — петь или играть на сцене — это должно быть в единстве».
Листая список музыкальных произведений, записанных певцом на радио (он занимает около 10 страниц), поражаюсь такому разнообразию композиторских имен. Справедливым будет сказать, что вся история песенно-романсового творчества башкирских композиторов объективно отражена в его репертуаре. Начиная с известнейших песен Газиза Альмухаметова и Хабибуллы Ибрагимова, Масалима Валеева, все наиболее яркие и значительные сочинения им спеты и записаны. Они звучат в эфире и сегодня…
В этом списке много народных песен — башкирских, татарских. Насыщая песню глубоким драматизмом, поёт он «Урал» — высокий образец народного мелоса и поэтической образности. Как поёт! А это другая песня. И поёт он её уже по другому — мягко, с большой душевной теплотой и трепетным чувством – «Соловей» («Ћандуѓас»), с симфоническим оркестром в обработке Камиля Рахимова. Так, как он пел этот маленький шедевр — ещё не удавалось никому!.. «Азамат», «Илсе Гайca», «Турэкэй», «Ханака-батыр»... Народные песни Хисматуллин исполняет бесподобно. Он поднимет их своим отношением к ним, своей трактовкой и глубоко выраженным чувством, тончайшей выразительностью на подлинно классическую высоту... Удивительно исполняет Магафур Хисматуллин песню Тагира Каримова «Твоя песня» на стихи Кадыра Даяна, его же «Иѕтєлек» на слова Рагиды Янбулатовой. Это песни, оставшиеся в памяти целого поколения именно в звучании неповторимого голоса Хисматуллина. В «Балладе о жизни» Хусаина Ахметова певец чутко передаёт всю философскую глубину музыки композитора и стихов Мустая Карима. Поёт он балладу вдохновенно и мощно, как оперную арию. А рядом — песня этого же композитора на стихи Назара Наджми «Возвращаюсь со свадьбы» — блестяще разыгранная Хисматуллиным жанровая сценка, где, как всегда, ярко проявляется комедийный дар певца. Все знают в его исполнении песню Х.Ахметова и К.Даяна «Герой полей» — она часто звучит в концертах для хлеборобов. Вместе с Хусаином Ахметовым много было создано интересного, талантливого. Это и опера «Современники» («Замандаштар»), где Магафур Хисматуллин пел партию Тагира Уралова — коммуниста, руководителя, человека, глубоко преданного своему делу. Здесь артист выступил и как режиссёр-постановщик спектакля — современной оперы о жизни нефтяников.
Продолжаю листать список с репертуаром, записанным на радио. Кажется, он бесконечен, и бесконечен интерес к каждому записанному «музыкальному номеру». Вот прекрасная песня Р.Муртазина, записанная с симфоническим оркестром «Любимая страна — Родина моя» («Fєзиз илем — тыуѓан ерем») — яркий гимн родному краю, звучит солнечно, певец поет самозабвенно — поэтому песня так сильно впечатляет. Песня Н.Сабитова на слова К.Даяна «Курай», З.Исмагилова на стихи Г.Зайнашевой «Не забыть мне долин гор Уральских» — это лирические песни-гимны о любви к родной природе, к родной земле, её красоте — Хисматуллин их исполняет с глубоким чувством преклонения перед этой возвышенной красотой. Баллада Н.Сабитова на стихи Р.Бикбаева «Ветры», романс «Без тебя жить невозможно» (Х.Ахметов — Н.Наджми) — рядом с такими шедеврами певец исполняет песню самодеятельного композитора Акрама Даутова «Письмо матери» — и эта песня в его исполнении становится одной из популярнейших песен. Потому что поёт Мастер.
Завидна судьба музыканта, чьи мелодии навечно входят в жизнь народа, остаются в его памяти. Завидна судьба певца, с чьим голосом мы связываем шедевры музыкального искусства, талантливое исполнение даёт рождение музыкальному произведению, навсегда связывая его название с именем исполнителя.
Mагафyp Хисматуллин прожил большую и интересную жизнь в искусстве. Оглядываясь на его сценический путь, ещё раз убеждаешься, как многогранен был его талант. Певец, режиссер, педагог, неповторимый исполнитель народных песен и произведений композиторов Башкортостана. Его красивый выразительный голос, проникновенное пение в камерном вокальном репертуаре и яркие, скульптурно вылепленные образы, созданные на оперной сцене, ещё очень долго будут жить в нашей памяти. И как было бы хорошо сохранить тот богатейший фонд, записанный певцом на радио, «перевести» этот бесценный дар на диски, которые донесут до далёких потомков голос Мастера, одного из ярчайших исполнителей национального искусства Башкортостана XХ века.

Эльмира Мингазова

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
333333333333333333333   10.04.2013 - 19:19
Хисматуллин Магафур Хисматуллович читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен