Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Михаил Бочаров (II)

Михаил Бочаров (II) фотография
Годы жизни
Категория
Актёр
Театры

Бочаров Михаил Васильевич (II)

2 (14) ноября 1872, Петербург — 29 апреля 1936, Ленинград

Артист оперы (бас-баритон), концертный певец, вокальный педагог.
Заслуженный артист Республики (1925).

В 1898 году окончил юридический факультет Киевского университета. Одновременно обучался пению в Киевском музыкальном училище (класс К. Эверарди). На концертной эстраде начал выступать с 1896 года. По окончании училища в 1900 году уехал в Милан, где совершенствовался в искусстве пения у Мартина Петца. В том же году дебютировал в московском Товариществе русской частной оперы. Позднее в течение нескольких сезонов выступал попеременно в Киевской опере (1901—1903; антреприза М. Бородая, 1905), в Москве (Русская частная опера. 1902; Опере С. Зимина, с 1906; в 1914 году пел в "Отелло" Дж. Верди; в 1922 пел в заглавной партии в "Мазепе" П. Чайковского), Петербурге (1906, антреприза Е. Кабанова и К. Яковлева), Баку (1909, антреприза П. Зурабова), Ростове-на-Дону. С 1915 года пел в Петроградском Народном доме (антреприза А. Аксарина). С 1916 до 1923 и с 1928 выступал в оперных театрах Свердловска (до 1929), Киева, Одессы, Баку.
В 1923—1928 годах - солист ГАТОБа и МАЛЕГОТа.
Гастролировал в Харькове, Саратове, Нижнем Новгороде, Пскове, Томске, Смоленске, Туле, Орле, Курске и других городах.

Обладал мощным, ровным во всех регистрах голосом с горловым призвуком, ярким сценическим темпераментом, природной музыкальностью, тонким художественным вкусом. Несмотря на значительную форсировку голоса, частые выступления (порой давал по два концерта в день), пел до 62 лет. Репертуар насчитывал 93 партии.
Партнёры: Д. С. Аграновский, Г. А. Боссе, Д. Д. Головин, Р. Г. Горская, В. П. Дамаев, А. И. Добровольская, С. И. Друзякина, Е. Ю. Евгеньева, П. М. Журавленко, Э. Кристман, А. М. Лабинский, В. В. Люце, А. М. Матвеев, В. К. Павловская, В. Н. Петрова-Званцева, В. Р. Пикок, Е. М. Попова, Е. С. Сливинская, Л. В. Собинов, Н. И. Сперанский, О. В. Тарновская, В. М. Трубин, А. И. Улуханов, А. И. Хохлов, П. И. Цесевич, Ф. И. Шаляпин.
Пел под управлением дирижеров М. М. Багриновского, М. Голинкина, В. А. Дранишникова, М. М. Ипполитова-Иванова, М. М. Купера, Э. А. Купера, И. О. Палицына, Е. Е. Плотникова, С. А. Самосуда, В. П. Ульриха (1927), Г. Г. Фительберга, Ф. Штидри (1934).

С 1889 года выступал в концертах в Киеве, с 1900 г. принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1906 году пел в ансамбле с Е. Егоровым, В. А. Селявиным и С. Д. Варягиным вокальные квартеты В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана. В 1919 году выступал в Киеве в концертах вместе с Л. В. Собиновым, Л. Сибиряковым и А. Мозжухиным. В 1926 г. впервые исполнил в Ленинграде "Детские песенки" И. Стравинского. С 1932 года пел преимущественно в концертах с циклами программ, посвященными творчеству П. Чайковского и Р. Вагнера. В камерном репертуаре певца были также романсы М. Глинки, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Рубинштейна, А. С. Аренского.
Талант певца высоко ценил М. М. Ипполитов-Иванов.

В начале 1900-х гг. преподавал в музыкальной школе Н. А. Тутковского (Киев). Среди учеников — П. Гусев, М. И. Донец.
Записывался на грампластинки в Москве ("Якоб-рекорд", 1903; "Граммофон" и "Зонофон" 1907; "Экстрафон". 1909; "Корона" 1911; "Одеон", 1912: "Пате"/Pathé), Варшаве ("Сирена", 1911), Киеве ("Экстрафон", 1912).

Б. Асафьев писал:
"Воццек в передаче Бочарова — артиста чуткого и вдумчивого — фигура незабываемая... Отдельные удачные подробности в роли — повороты, жесты, ходьба, интонации — немыслимо перечислять, но из них-то и складывается, как из „бросков“ и „клочков“, меткий и характерно нервный облик Воццека — Бочарова".

О Бочарове интересно пишет в своих воспоминаниях С. Левик:
«Его голос и манера пения не могли не привлечь внимания вокалиста своей противоречивостью. Это был голос лирический, легкий, высокий, подвижный и отлично поставленный Эверарди. В то же время <…> казалось, что этот голос вот-вот вырвется из сдерживающих его рамок и перейдет на крик. <…> В художественном смысле Бочаров никогда не создавал все же цельного впечатления в обычном репертуаре». Впрочем, далее Левик поясняет, что Бочаров «бывал великолепен» в характерных ролях, и, что самое существенное, с годами преодолел многие из присущих ему недостатков, создав «два незабываемых шедевра: Воццека в одноименной опере Альбана Берга и Старого актера в опере Шрекера «Дальний звон». Бочаров был фантастически предан своей профессии до конца своих дней, «да и застигла его смерть за инструментом у аккомпаниатора».

А.М.Пружанский. Отечественные певцы. 1750-1917. Том I. Издательство "Советский композитор" Москва. 1991.
театральные работы
Первый исполнитель партий:
2-й корабельщик ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, 1900)
Иван-королевич ("Кащей бессмертный" Н. Римского-Корсакова, 1902)
Князь Великого Китежа ("Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" С. Василенко, 1903)
Кардинал Монтанелли ("Овод" В. Трамбицкого, 1929);
на русской сцене:
Рудольф ("Жизнь Латинского квартала" Р. Леонкавалло, 1907)
Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р. Вагнера, 1909)
Ренс ("Девушка с Запада" Дж. Пуччини, 1913);
в Москве:
Шарплес ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини, 1911, режиссёр П. С. Оленин)
Себастьяно ("Долина" Э. д’Альбера, 1911);
в Петрограде — Родриго/Маркиз ди Поза ("Дон Карлос" Дж. Верди, 1917);
в Свердловске — Тьебо ("Фленго" В. Цыбина, 1928);
в СССР:
Бродячий актер ("Дальний звон" Ф. Шрекера, 1925)
Король Треф ("Любовь к трём апельсинам" С. Прокофьева, 1926)
Зурга ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе, 1927)
Воццек (одноименная опера А. Берга, 1927)
Брат Мелитоне ("Сила судьбы" Дж. Верди, 2-я редакция, 1934).

Партии:
Григорий Грязной ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова)
Мизгирь ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова)
Шакловитый ("Хованщина" М. Мусоргского)
Демон (одноименная опера А. Рубинштейна)
Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры")
Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло, 1923)
Нелюско ("Африканка" Дж. Мейербера)
Амонасро ("Аида" Дж. Верди)
Риголетто (одноименная опера Дж. Верди)
Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки)
Князь Игорь (одноименная опера А. Бородина)
Веденецкий гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова)
Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского)
Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского)
Евгений Онегин (одноименная опера П. Чайковского)
Кочубей и Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского)
Лионель ("Орлеанская дева" П. Чайковского, 1907)
Кирилл Троекуров ("Дубровский" Э. Направника)
Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини)
Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе)
Валентин ("Фауст" Ш. Гуно)
Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера)
Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди, 1906)
Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди)
Яго ("Отелло" Дж. Верди, 1914)
Граф Чепрано ("Риголетто" Дж. Верди, 1919)
Форд ("Фальстаф" Дж. Верди, 1925)
Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини, 1912)
Сильвио ("Паяцы" Р. Леонкавалло)
Януш ("Галька" С. Монюшко)
Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р. Вагнера)

последнее обновление информации: 20.05.17

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен