Народная артистка России, актриса Ростовского академического театра драмы Ангелина КРЖЕЧКОВСКАЯ отмечает юбилей, цифровое обозначение которого ни произнести, ни уразуметь нельзя. Да и не нужно. Как утверждает один режиссер: «Возраст - бестактность природы». Скажем только: родилась она в прошлом веке.
В каждом театральном коллективе есть своя ПРИМА, ЛЕДИ Театра. В ростовской драме приоритет принадлежал Ангелине Кржечковской.
Прошел 51 год с тех пор, как актриса, появившись на подмостках театра имени Горького, покорила ростовскую публику. А потом и всех городов, где коллектив побывал на гастролях. Да и не только нашей страны. Актриса была первой, кто проторил дорогу за рубежи государства.
Ангелина Агеевна начинала свой творческий путь далеко от Ростова. В годы войны в Новосибирск был временно перебазирован Ленинградский институт театрального искусства, куда (по совету подруги) она и поступила. Потом была работа в драматических театрах Ленинграда, Кишинева, Хабаровска и Омска. Так что в Ростов она приехала, уже будучи удостоенной почетного звания «Заслуженная актриса РСФСР».
В репертуар театра актриса вошла сразу и ярко. И с первых ролей уверенно утвердилась в числе ведущих артистов ростовской труппы, близкой ей по духу и исполнительской манере. Сумела создать свой именной СТИЛЬ, в котором совместила ленинградскую выверенность, сибирский размах и южный темперамент.
На творчестве полюбившейся актрисы воспиталось не одно поколение ростовских почитателей сценического искусства. И соприкосновение это происходило на лучших образцах прозы и драматургии в спектаклях «Орфей спускается в ад», «Поднятая целина», «Любовь Яровая», «Чрезвычайный посол», «Последний срок», «Ретро», «Игра в джин», «Странная миссис Сэвидж», «Игра с кошкой», «Пока я жива»...
В каждом спектакле актриса не просто играла. ЖИЛА. СЛУЖИЛА. И оправдала дифирамбы, сказанные в ее адрес в 1961 году, во время гастролей в Москве: «Запомните это имя, если еще не знаете его. Леди Торенс в ее исполнении - главное событие, прелесть и аромат спектакля «Орфей спускается в ад». Поклонники старшего поколения помнят «лучезарную красоту, эмоциональную заразительность, правду сценического существования», которыми покоряла Кржечковская не только в этом спектакле. Появление актрисы особенно волновало мужскую половину зрительного зала!..
Сегодня надо пояснить, что в то время пьесы американских драматургов появлялись в наших театрах крайне редко. И чтобы найти «золотую середину» в отображении «загнивающего запада», надо было обладать особой виртуозностью. Актрисе же удавалось не только быть убедительной, но и настраивать весь спектакль по личному камертону, наполняя его непредсказуемостью и виртуозностью актерских проявлений, меняя и смешивая краски, настроения, оттенки поведения. Спектакль стал рубежом в биографии актрисы и заметным событием в донском сценическом искусстве.
Следующей этапной ролью была Лушка в инсценизации второй части романа нашего великого земляка. И здесь Кржечковская отличилась. Во-первых, в 1960 году вышел на экраны кинофильм «Поднятая целина», ставший лидером проката того времени. Но режиссер и актриса не убоялись и представили свою интерпретацию. И были убедительны. Спектакль консультировал сам М.А.Шолохов, а первые положительные оценки актеры получили в станице Вешенской, где коллектив сразу же показал свою новую работу. Многие земляки автора отдали свои симпатии Лушке в исполнении А.А.Кржечковской.
В 1965 году коллектив ростовской драмы вновь был приглашен на гастроли в столицу. В центральных газетах появилось 98 отзывов! (Рекорд, который до сих пор не удалось никому побить.) И в основном все статьи содержали положительные отзывы.
Во-вторых, слава об этом спектакле вышла даже за рубеж. Главного режиссера ростовской драмы Э.М.Бейбутова пригласили в Плевенский драматический театр им. Г.Киркорова на постановку «Поднятой целины». Тогда же состоялась первая и пока единственная совместная работа ростовских артистов с коллегами из Болгарии. Ангелина Кржечковская, Николай Провоторов (Давыдов) и Петр Лобода (Щукарь) сыграли свои роли в ряде спектаклей с артистами, говорящими на болгарском языке. И положили начало творческой дружбе двух театров и городов, ставших потом побратимами.
Актерская среда не отличается доброжелательством. Не всем нравился тандем Бейбутов-Кржечковская. Она получала почти все главные роли в готовящихся спектаклях, и актрисе не могли простить успеха. В труппе возник раздор, который достиг даже... обкома партии. К собранию, где разбиралась распря, актриса отнеслась с юмором. Вслух произнесла: «Это даже похоже на мой творческий вечер!..»
Но менялось руководство, режиссеры-постановщики, а Ангелина Агеевна продолжала лидерствовать и получать главные роли. Помимо отпущенного ей таланта и редкой красоты, Кржечковская умела много и плодотворно работать. На износ. Работа всегда доставляет ей истинное удовольствие. Она очень любит свою профессию.
А когда возникают творческие паузы, трудится самостоятельно. Как это было, например, со спектаклем «Игра в джин». В 1980 году вместе с коллегой Виктором Волковым они нашли пьесу Д.-Л.Кобурна и начали репетировать во внеурочное время. На определенном этапе показали и увлекли этой работой тогда главного режиссера Юрия Еремина. Он подключился к репетициям. Результат был феерический. Критика и пресса соревновались в эпитетах и дифирамбах, а красной нитью звучало: «...нельзя не поблагодарить артистов за то наслаждение, которое они доставили спектаклем «Игра в джин». Высокого класса драматургия, удачная режиссура, прекрасный дуэт актеров гармонично сливаются в великолепный многозвучный аккорд, который будет звучать и тревожить сердце того, кому посчастливилось видеть этот спектакль».
Ангелина Агеевна человек действия и дела. В ее замечательных актерских работах проявлялись человеческие качества, в силу которых она занималась общественной деятельностью - это было данью времени, но прежде всего насущной необходимостью. А те счастливцы, кто бывал у актрисы дома, поражались еще и еще раз. Происходило знакомство с Хозяйкой, которой подвластны все домашние заботы. «Я сама» - это про нее. Кржечковская умеет шить и вязать (чем большинство женщин не удивишь), но она умеет белить, красить, чинить краны и всю сантехнику, быть дизайнером интерьера, перелицовывать мебель...
Актриса. Женщина. Мать. Бабушка. ХУДОЖНИК. Легенда.
Наталия Перминова
2011
обсуждение >>