Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Ангелина Кржечковская

Кржечковская Ангелина Агеевна

15 марта 1926, Чита — 20 марта 2014, Ростов-на-Дону

Заслуженная артистка РСФСР (29.05.1958).
Народная артистка РСФСР (1981).

С детства мечтала быть актрисой.
Окончив Ленинградский театральный институт им. Островского (1944-1948, педагог - Серебряков Н.Е.), работала в Ленинградском академическом театре им. Пушкина, в Кишиневском русском драматическом театре, в Хабаровском драматическом театре, в Омском драматическом театре.

В 1960 году пришла в Ростовский академический театр им. Горького.
Отзывы критиков: "...дарит зрителям концерт актерского совершенства" («Игра в джин»), "...леди Торренс в ее исполнении – главное событие, прелесть и аромат спектакля" («Орфей спускается в ад»), "… легко, изящно и вместе с тем с большой долей яда играет очаровательную авантюристку Амелию Грубер" («Кредит у Нибелунгов»).
Ангелина Агеевна считала, что добиться успеха в жизни ей помогло трудолюбие и безумная влюбленность в профессию.

Была замужем за актёром Ростовского театра драмы им. М. Горького, театральным педагогом Г. М. Гуровским.
театральные работы
Омский академический театр драмы
А. Чехов «Три сестры» — Маша

Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького
У. Шекспир «Много шума из ничего» — Беатриче
М. Шолохов «Поднятая целина» — Лушка
Т. Уильямс «Орфей спускается в ад» — Леди Торренс
Э. Олби «Все в саду» — миссис Туз
Ф. Кук «Кредит у Нибелунгов» — Амелия Грубер
В. Распутин «Последний срок» — Надя
А. Николаи «Бабочка…бабочка» — Эдда
М. Горький «Варвары» — Надежда Монахова
П. Тур «Чрезвычайный посол» — Кольцова
Д. Кобурн «Игра в джин» — Фонсия
А. Галин «Ретро» — Песочинская
Д. Патрик «Странная миссис Сэвидж» — миссис Сэвидж
Р. Тома «Тайна дома Вернье» — Мать
Н. Птушкина «Пока я жива» — Софья Ивановна
Л. и И. Ворон «Семейный портрет с картиной» — бабушка Серафима
призы и награды
Орден Дружбы народов (1986).
Диплом в номинации «Симпатия зрителей» на Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» (2001).

последнее обновление информации: 26.09.20
Прима Дона

Народная артистка России, актриса Ростовского академического театра драмы Ангелина КРЖЕЧКОВСКАЯ отмечает юбилей, цифровое обозначение которого ни произнести, ни уразуметь нельзя. Да и не нужно. Как утверждает один режиссер: «Возраст - бестактность природы». Скажем только: родилась она в прошлом веке.
В каждом театральном коллективе есть своя ПРИМА, ЛЕДИ Театра. В ростовской драме приоритет принадлежал Ангелине Кржечковской.
Прошел 51 год с тех пор, как актриса, появившись на подмостках театра имени Горького, покорила ростовскую публику. А потом и всех городов, где коллектив побывал на гастролях. Да и не только нашей страны. Актриса была первой, кто проторил дорогу за рубежи государства.
Ангелина Агеевна начинала свой творческий путь далеко от Ростова. В годы войны в Новосибирск был временно перебазирован Ленинградский институт театрального искусства, куда (по совету подруги) она и поступила. Потом была работа в драматических театрах Ленинграда, Кишинева, Хабаровска и Омска. Так что в Ростов она приехала, уже будучи удостоенной почетного звания «Заслуженная актриса РСФСР».
В репертуар театра актриса вошла сразу и ярко. И с первых ролей уверенно утвердилась в числе ведущих артистов ростовской труппы, близкой ей по духу и исполнительской манере. Сумела создать свой именной СТИЛЬ, в котором совместила ленинградскую выверенность, сибирский размах и южный темперамент.
На творчестве полюбившейся актрисы воспиталось не одно поколение ростовских почитателей сценического искусства. И соприкосновение это происходило на лучших образцах прозы и драматургии в спектаклях «Орфей спускается в ад», «Поднятая целина», «Любовь Яровая», «Чрезвычайный посол», «Последний срок», «Ретро», «Игра в джин», «Странная миссис Сэвидж», «Игра с кошкой», «Пока я жива»...
В каждом спектакле актриса не просто играла. ЖИЛА. СЛУЖИЛА. И оправдала дифирамбы, сказанные в ее адрес в 1961 году, во время гастролей в Москве: «Запомните это имя, если еще не знаете его. Леди Торенс в ее исполнении - главное событие, прелесть и аромат спектакля «Орфей спускается в ад». Поклонники старшего поколения помнят «лучезарную красоту, эмоциональную заразительность, правду сценического существования», которыми покоряла Кржечковская не только в этом спектакле. Появление актрисы особенно волновало мужскую половину зрительного зала!..
Сегодня надо пояснить, что в то время пьесы американских драматургов появлялись в наших театрах крайне редко. И чтобы найти «золотую середину» в отображении «загнивающего запада», надо было обладать особой виртуозностью. Актрисе же удавалось не только быть убедительной, но и настраивать весь спектакль по личному камертону, наполняя его непредсказуемостью и виртуозностью актерских проявлений, меняя и смешивая краски, настроения, оттенки поведения. Спектакль стал рубежом в биографии актрисы и заметным событием в донском сценическом искусстве.
Следующей этапной ролью была Лушка в инсценизации второй части романа нашего великого земляка. И здесь Кржечковская отличилась. Во-первых, в 1960 году вышел на экраны кинофильм «Поднятая целина», ставший лидером проката того времени. Но режиссер и актриса не убоялись и представили свою интерпретацию. И были убедительны. Спектакль консультировал сам М.А.Шолохов, а первые положительные оценки актеры получили в станице Вешенской, где коллектив сразу же показал свою новую работу. Многие земляки автора отдали свои симпатии Лушке в исполнении А.А.Кржечковской.
В 1965 году коллектив ростовской драмы вновь был приглашен на гастроли в столицу. В центральных газетах появилось 98 отзывов! (Рекорд, который до сих пор не удалось никому побить.) И в основном все статьи содержали положительные отзывы.
Во-вторых, слава об этом спектакле вышла даже за рубеж. Главного режиссера ростовской драмы Э.М.Бейбутова пригласили в Плевенский драматический театр им. Г.Киркорова на постановку «Поднятой целины». Тогда же состоялась первая и пока единственная совместная работа ростовских артистов с коллегами из Болгарии. Ангелина Кржечковская, Николай Провоторов (Давыдов) и Петр Лобода (Щукарь) сыграли свои роли в ряде спектаклей с артистами, говорящими на болгарском языке. И положили начало творческой дружбе двух театров и городов, ставших потом побратимами.
Актерская среда не отличается доброжелательством. Не всем нравился тандем Бейбутов-Кржечковская. Она получала почти все главные роли в готовящихся спектаклях, и актрисе не могли простить успеха. В труппе возник раздор, который достиг даже... обкома партии. К собранию, где разбиралась распря, актриса отнеслась с юмором. Вслух произнесла: «Это даже похоже на мой творческий вечер!..»
Но менялось руководство, режиссеры-постановщики, а Ангелина Агеевна продолжала лидерствовать и получать главные роли. Помимо отпущенного ей таланта и редкой красоты, Кржечковская умела много и плодотворно работать. На износ. Работа всегда доставляет ей истинное удовольствие. Она очень любит свою профессию.
А когда возникают творческие паузы, трудится самостоятельно. Как это было, например, со спектаклем «Игра в джин». В 1980 году вместе с коллегой Виктором Волковым они нашли пьесу Д.-Л.Кобурна и начали репетировать во внеурочное время. На определенном этапе показали и увлекли этой работой тогда главного режиссера Юрия Еремина. Он подключился к репетициям. Результат был феерический. Критика и пресса соревновались в эпитетах и дифирамбах, а красной нитью звучало: «...нельзя не поблагодарить артистов за то наслаждение, которое они доставили спектаклем «Игра в джин». Высокого класса драматургия, удачная режиссура, прекрасный дуэт актеров гармонично сливаются в великолепный многозвучный аккорд, который будет звучать и тревожить сердце того, кому посчастливилось видеть этот спектакль».
Ангелина Агеевна человек действия и дела. В ее замечательных актерских работах проявлялись человеческие качества, в силу которых она занималась общественной деятельностью - это было данью времени, но прежде всего насущной необходимостью. А те счастливцы, кто бывал у актрисы дома, поражались еще и еще раз. Происходило знакомство с Хозяйкой, которой подвластны все домашние заботы. «Я сама» - это про нее. Кржечковская умеет шить и вязать (чем большинство женщин не удивишь), но она умеет белить, красить, чинить краны и всю сантехнику, быть дизайнером интерьера, перелицовывать мебель...
Актриса. Женщина. Мать. Бабушка. ХУДОЖНИК. Легенда.

Наталия Перминова

2011

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 6
Виктор Иванов   11.01.2018 - 01:36
Народный артист РСФСР (12.03.1981) читать далее>>
№ 5
Чонста (Москва)   25.03.2014 - 12:02
Светлая память! читать далее>>
№ 4
natalichka (Ростов-на-Дону)   24.03.2014 - 20:29
Печальное известие. Прекрасно помню ее по учебе в Ростовском училище искусств. Прекрасная актриса и педагог. Светлая память читать далее>>
№ 2
Никита Никитин (Калуга)   24.03.2014 - 12:32
Очень жаль. Мои соболезнования. читать далее>>
№ 1
Nbv   24.03.2014 - 12:31
Светлая память! читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram