Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Татьяна Каратаева

Каратаева Татьяна Аркадьевна

Родилась 19 февраля 1947 года в г. Горнозаводск Невельского района Сахалинской области.

Заслуженная артистка РСФСР (8.02.1982).
Народная артистка РФ (24.09.2001).

В 1963—1965 годах училась в Ростовском-на-Дону училище искусств.
Работала актрисой в Кировском ТЮЗе.
В 1965-1967 гг. играла в Русском драмтеатре им. М. Лермонтова (г. Грозный Чечено-Ингушской АССР).
В 1967-1974 и в 1977-1982 гг. - артистка Челябинского ТЮЗа.
В 1974—1975 гг. работала в ТЮЗе г. Тбилиси Грузинской ССР.
В 1975-1977 гг. работала в Куйбышевском ТЮЗе.
В 1982-1983 гг. работала в Республиканском русском театре драмы им. Крупской (г. Фрунзе).
В 1983-1987 гг. - в Семипалатинском русском драматическом театре им. Ф. М. Достоевского.
С 1987 года - актриса Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского.
Также работает на эстраде с чтением стихов в поэтических программах.

Первый мух - режиссер Тенгиз Александрович Махарадзе (1937-2008).
Второй муж - актер Анатолий Устинов (1957).
театральные работы
Челябинский ТЮЗ:
Ворона («Синяя ворона» Р. Погодина, реж. Т. А. Махарадзе, 1967)
Маша («Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина, реж. Д. Кетураките, 1968)
Карлсон («Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, реж. Махарадзе, 1968)
Катерина («Гроза» А. Островского, реж. Махарадзе, 1970)
Журналист («Остановите Малахова» В. Аграновского, реж. Махарадзе, 1978)
Маша Рукояткина - «Допрос» Станислава Родионова (постановка Геннадия Егорова, 1977)
Шен Те (Шуи Та) - «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта (постановка Геннадия Егорова, 1978)
Анна Фёдоровна (Нюта) «Житейские мелочи» Антона Чехова (постановка Геннадия Егорова, 1979)
Софья («Горе от ума» А. Грибоедова, реж. Махарадзе, 1980)
Монна Ванна («Монна Ванна» по пьесе М. Метерлинка, реж. Ф. Берман, 1981)
Агафья («Женитьба» Н.В.Гоголя)
Дочь человеческая («Ментуш» К.Скворцова, постановка Т.Махарадзе, 1982)

Новгородский академический театр драмы им. Достоевского:
Екатерина II («Любовь — книга золотая» А.Н. Толстого)
Мария Александровна («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского)
Мурзавецкая («Волки и овцы» А.Н. Островского)
Кокошкина («Охота на женщин» А. Суворина)
Хлёстова («Горе от ума» А.С. Грибоедова)
Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского)
Френсис Нельсон («Леди и адмирал» Т. Рэттигана)
Миссис Пайпер («Миссис Пайпер ведёт следствие» – Ж. Поплуэла)
Кормилица («Врачебные тайны» Ж.-Б. Мольера)
Капа («Скажи, что ты меня прощаешь!»/«Вдовий пароход» И. Грековой, П. Лунгина)
Зинка («День космонавтики» Е. Унгарда)
Веденеева («Женский стол в Охотничьем зале» В. Мережко)
Эмма Тицнер («Яма» А.И. Куприна)
Няня («Аленький цветочек» по С. Аксакову)
Глафира Фирсовна («Последняя жертва» А.Н. Островского, 2007)
Новгородский люд («Александр Невский», 2009)
Фрекен Бок («Малыш и Карлсон» по А. Линдгрен, 2009)
Анастасия Михайловна («Божьи одуванчики» А. Иванова, 2009)
Алиса Витальевна («Покровские ворота» Л. Зорина, 2010)
Арина Пантелеймоновна («Женихи» Н.В. Гоголя, 2011)
Веденеева («Женский стол в Охотничьем зале» В. Мережко, 2012)
«Сказание о Петре и Февронии» (2012)

Центральный Дом актёра им. А.А. Яблочкиной:
2007 - Цикл вечеров "Разные судьбы" "Ужель, та самая Татьяна…" (Вечер Татьяны Каратаевой) - режиссер Павел Тихомиров
2010 - Дама - "Играем Чехова" А. П. Чехов - режиссер Павел Тихомиров
2012 - "Новгородский Богатырь" - "Богатыри" (Юбилейный вечер ЦДА им. Яблочкиной) - постановка Владимира Иванова, режиссер Павел Тихомиров
призы и награды
Лауреат Всероссийского конкурса артистов-чтецов (1981), "Лучшая роль года" (2000).
Диплом им. народной артистки РСФСР Л.А. Лозицкой "За сохранение русской классики на Отечественной сцене" (2023).

последнее обновление информации: 23.06.23
Раз и навсегда

Около тридцати лет актёры театра драмы Татьяна КАРАТАЕВА и Анатолий УСТИНОВ вместе и на сцене, и дома

«Сказание о Петре и Февронии» с невероятным аншлагом прошло на стартовавшем в Великом Новгороде фестивале «Театральное вече». Рассказ о покровителях семейных ценностей — не обычный спектакль. Это хоровое действо с двумя чтецами, в роли которых выступают народная артистка России Татьяна Каратаева и артист Новгородского театра драмы Анатолий Устинов.
Но зритель всё равно невольно сопоставляет их с главными героями сказания, подмечая, как удачно режиссёр постановки выбрал именно их. И мало кто знает, что в жизни актёры Каратаева и Устинов — супружеская пара с солидным стажем прожитых лет. Так что им как никому другому известны истины, прописанные в повести. Что «соблюдать Божьи заповеди нужно свято…», «гордыню побеждает лишь смирение, любовь и послушание…» и, конечно, «без любви нет жизни…». Но сколько душевных затрат требуется, чтобы понять смысл этих слов…

Игла судьбы

Актёрский талант в юной Танюше заметил режиссёр театральной студии кировского ДК Промкооперации Михаил Наумович Кублановский, где будущая народная артистка занималась в свободное от школы время. Голос у девочки был звонкий, артистизма хоть отбавляй, так что играла много и с удовольствием. Таня всегда была девчонкой активной и боевой. Она не только на сцене блистала, но и с удовольствием… стояла на воротах. И когда, в очередной раз спасая свою команду от гола, ей футбольным мячом сломали нос, ничуть не расстроилась. Правда, теперь о том, что когда-то она была курносой, напоминают только детские фото. Но после того случая и разговора с мамой Таня без оглядки в омут спорта больше не бросалась. Всё-таки она — будущая актриса: лицо нужно беречь.
Постигать азы актёрского мастерства Татьяна вместе с ещё несколькими своими коллегами по сцене ДК Промкооперации после 8 класса отправилась в театральное училище в Ростов-на-Дону. Но закончить его не удалось: по семейным обстоятельствам после 2 курса она была вынуждена вернуться в Киров.
Устроилась лаборанткой в лесной институт, и казалось, о театральной карьере можно было забыть. Но тут руку помощи талантливой ученице вновь протянул учитель. Михаил Наумович в буквальном смысле за руку привел Таню в Кировский ТЮЗ. «Хорошая девочка, возьмите» — так рекомендовал он её руководству. Хорошую девочку Таню взяли в реквизиторский цех, но обещали, что она будет активно задействована в массовке.
Неизвестно, как долго девушка говорила бы: «Кушать подано!» и вытирала пыль с реквизита, если бы в театре не появился начинающий режиссёр Тенгиз Махарадзе. В Кировском театре юного зрителя он ставил дипломный спектакль «Белоснежка и семь гномов». Наша героиня волей случая сыграла в нём Ромашку.
— Режиссёр заметил меня совершенно случайно: я разносила по цехам реквизит, и в руку мне вонзилась игла, — вспоминает Татьяна Каратаева. — Как я кричала! Ещё чуть-чуть — и я умру, казалось мне тогда. Так что Тенгиз Александрович меня спас — зубами вытащил иглу.
Но, видимо, эмоциональность произвела на режиссёра впечатление, и он не только избавил девушку от страданий, но и дал пусть и небольшую, но роль в своём первом спектакле.
Комиссия, принимавшая спектакль, тоже отметила Ромашку и предложила ей и ещё одному актёру продолжить образование в Белорусском театральном институте. Но на этот раз мама уже никуда не отпустила нашу героиню.
— Так что высшего актёрского образования у меня нет, — признаётся народная артистка РФ Татьяна Каратаева. — Театральную школу мне дал Махарадзе. Став моим мужем, он меня в буквальном смысле вырастил, воспитал, дал профессию, подарил сына…

Почти настоящий полковник

Толя Устинов об актёрстве никогда не помышлял. Воспитываясь в семье военного, он, скорее всего, пошёл бы по стопам отца-офицера и поступил в военное училище. Но надо было молодому человеку попасть в Студию киноактёра при Одесской киностудии! Этот мир окончательно покорил его. Так что вместо военной карьеры Анатолий отправился в Москву покорять ГИТИС. И поступил бы, если бы это место не понадобилось сынку одного влиятельного человека. Об этом мастер набираемого курса честно рассказал Устинову после экзаменов и предложил приехать на следующий год, подчеркнув: «Без экзаменов возьмём».
Но ждать год Анатолий не стал и поехал в Воронежский институт искусств.
— Его организовали два педагога из Щукинского училища и принесли туда знаменитую щукинскую школу, отличающуюся яркой театральностью, — говорит Анатолий Устинов. — Институт был молодой, азартный, даже без намёка на «академизм» известных учебных заведений.
После института актёр Устинов с однокурсниками по распределению попал в Челябинский ТЮЗ. Там наши герои и встретились.
— Татьяна Аркадьевна блистала тогда во многих спектаклях. Мы, зелёные ребята, смотрели на её игру, открыв рот, — признаётся Анатолий Устинов.
Как говорит сама актриса, её в Толе сначала привлекли не столько его актерские способности, сколько человеческие качества.
— Он буквально поймал меня на доброте, — поясняет она. — У нашей актрисы на гастролях украли кошелёк. Толя, не задумываясь, отдал ей всё, что у него было. Не раз он помогал и другим коллегам. А как он играл на гитаре и пел…

Что наша жизнь — игра

Первой совместной работой Каратаевой и Устинова в Челябинском ТЮЗе стал спектакль «Ментуш» — красивая поэма о любви, основанная на уральских легендах. Татьяна играла Дочь человеческую, Анатолий — Человека-лося, влюблённого в деву. Эта встреча, как выяснится позже, стала для обоих роковой.
…Жизнь со временем сама всё расставила по своим местам. Прожив вместе с Тенгизом Махарадзе 18 лет, Татьяна от мужа в итоге ушла. И уехала в столицу Киргизии. Это был вынужденный шаг. Шаг отчаяния: бывший муж сделал так, что ни в один театр РСФСР актрису Каратаеву не брали. Вскоре из театра ушёл и Анатолий Устинов. Его пригласили на пробы и в результате взяли в труппу Фрунзенского Республиканского русского театра.
— Но парой мы на тот момент ещё не были, — говорит Татьяна Аркадьевна.
Во Фрунзе наши герои прожили около года. И уже вместе уехали в Семипалатинск.
— О, это удивительный город. Место ссылки Федора Достоевского и других не менее известных лиц нашей истории, — с восхищением говорит Анатолий Устинов. — Представьте: пыльная степь до горизонта, и посреди неё маленький островок реликтового соснового леса с прибалтийскими песчаными дюнами. И, подобно природе, жители Семипалатинска тоже делились на обычных людей и аристократов-интеллектуалов: потомков сосланных декабристов и ленинградской интеллигенции, пострадавшей от сталинских репрессий. Необычное и интересное место.
Именно в Семипалатинске Татьяна с Анатолием решили соединить свои жизни.
— Но расписаться нам пришлось «по необходимости». Мы решили уехать из Семипалатинска. Всё-таки это было далеко от наших близких. Да и пугал ядерный полигон с еженедельными подземными взрывами. Многих моих коллег, кто там остался, уже нет в живых… — рассказывает Татьяна Аркадьевна.
— Толя тогда писал в разные театры страны, и нас пригласили в Калининград. Мы съездили, показались, и главный режиссёр пригласил нас на работу. Но попросил узаконить отношения. Пришлось нам идти в ЗАГС (который, к слову сказать, располагался в фанерной каморке под лестницей в Доме культуры). Как сейчас помню: подходим мы к ДК, а перед входом на доске объявлений мелом детской рукой написано: «Таня — дура ненормальная!». Я ещё подумала: «Ну куда ты идёшь. Это ж знак!». Признаться честно, я не считала, что у нашего брака будет перспектива. К тому же я очень комплексовала: всё-таки Толя моложе меня на десять лет…
Однако «бесперспективный брак» Татьяны и Анатолия длится уже 28-й год. А вот в Калининград новоиспечённую семью так и не взяли: пока расписывались, сняли главного режиссёра театра, который обещал трудоустроить. На счастье наших героев в новгородском театре оказалось вакантно место актрисы. Так что Татьяну Каратаеву с распростёртыми объятиями приняли в штат вместе с супругом. Мужчин в труппе всегда не хватало.

Скажи, о чём мечтаешь ты

За эти годы, конечно, бывало всякое. И невероятная занятость в репертуаре, и вынужденный уход из театра. Возвращение. Поиски. Радости и разочарования. Интересно, что именно новгородская земля стала стартовой площадкой для кинокарьеры Анатолия Устинова.
В 1991-м знаменитый режиссёр Алексей Салтыков пригласил его в фильм «Гроза над Русью» на роль князя Серебряного. В процессе съёмок уже шла работа над сценарием следующего фильма о 2-й Ударной армии Власова. Одна из главных ролей (а если быть точным — две) писалась на актёра Устинова: лейтенант, бывший до войны увлечённым студентом-историком, и оживающий в его воображении Александр Невский.
— Но во время монтажа «Грозы над Русью» Алексей Александрович ушёл из жизни. А вскоре закончил своё существование единый кинопрокат страны, поэтому фильм широким экраном не прошёл и остался практически неизвестным. На этом моя кинокарьера успешно закончилась. Дальнейшие встречи с кино носили случайный, эпизодический характер, — резюмирует с улыбкой Анатолий.
Не удалось ему сыграть Александра Невского и на сцене Новгородского театра драмы. Хотя одноимённый спектакль в репертуаре театра недолго, но был. Тогда главную роль играл режиссёр постановки — Сергей Морозов. После его ухода из театра на роль князя ввёлся Устинов, но спектакль был сыгран лишь раз: из-за нехватки актёров его, простите за каламбур, «заморозили».
— Не могу сказать, что меня это сильно огорчило, — говорит актёр. — Жаль, конечно, но… Мне вообще грешно было бы жаловаться на нехватку хороших ролей. Те, о которых грезил в студенчестве, — Меркуцио, Дон Жуан, Глумов, — уже сыграны. А сколько прекрасных ролей, о которых и не мечтал, — например, Ставрогин в «Бесах». Только в Новгороде за четверть века я сыграл уже около сотни различных ролей. И сколько, надеюсь, ещё впереди!
— Для меня очень дорога постановка «Сказания о Петре и Февронии», — делится Татьяна Аркадьевна. — И не только потому, что я занималась поэтическим переложением повести. Эта работа — как глоток свежего воздуха. Очень интересный проект. Впрочем, как и всё то, чем занимается Даниил Донченко. Хочется надеяться, что и в театре драмы, где я сейчас почти не занята и играю всего 1—2 спектакля в месяц, будет ещё много интересной работы. Ведь театр — это жизнь.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА

8.12.2012

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен