Около тридцати лет актёры театра драмы Татьяна КАРАТАЕВА и Анатолий УСТИНОВ вместе и на сцене, и дома
«Сказание о Петре и Февронии» с невероятным аншлагом прошло на стартовавшем в Великом Новгороде фестивале «Театральное вече». Рассказ о покровителях семейных ценностей — не обычный спектакль. Это хоровое действо с двумя чтецами, в роли которых выступают народная артистка России Татьяна Каратаева и артист Новгородского театра драмы Анатолий Устинов.
Но зритель всё равно невольно сопоставляет их с главными героями сказания, подмечая, как удачно режиссёр постановки выбрал именно их. И мало кто знает, что в жизни актёры Каратаева и Устинов — супружеская пара с солидным стажем прожитых лет. Так что им как никому другому известны истины, прописанные в повести. Что «соблюдать Божьи заповеди нужно свято…», «гордыню побеждает лишь смирение, любовь и послушание…» и, конечно, «без любви нет жизни…». Но сколько душевных затрат требуется, чтобы понять смысл этих слов…
Игла судьбы
Актёрский талант в юной Танюше заметил режиссёр театральной студии кировского ДК Промкооперации Михаил Наумович Кублановский, где будущая народная артистка занималась в свободное от школы время. Голос у девочки был звонкий, артистизма хоть отбавляй, так что играла много и с удовольствием. Таня всегда была девчонкой активной и боевой. Она не только на сцене блистала, но и с удовольствием… стояла на воротах. И когда, в очередной раз спасая свою команду от гола, ей футбольным мячом сломали нос, ничуть не расстроилась. Правда, теперь о том, что когда-то она была курносой, напоминают только детские фото. Но после того случая и разговора с мамой Таня без оглядки в омут спорта больше не бросалась. Всё-таки она — будущая актриса: лицо нужно беречь.
Постигать азы актёрского мастерства Татьяна вместе с ещё несколькими своими коллегами по сцене ДК Промкооперации после 8 класса отправилась в театральное училище в Ростов-на-Дону. Но закончить его не удалось: по семейным обстоятельствам после 2 курса она была вынуждена вернуться в Киров.
Устроилась лаборанткой в лесной институт, и казалось, о театральной карьере можно было забыть. Но тут руку помощи талантливой ученице вновь протянул учитель. Михаил Наумович в буквальном смысле за руку привел Таню в Кировский ТЮЗ. «Хорошая девочка, возьмите» — так рекомендовал он её руководству. Хорошую девочку Таню взяли в реквизиторский цех, но обещали, что она будет активно задействована в массовке.
Неизвестно, как долго девушка говорила бы: «Кушать подано!» и вытирала пыль с реквизита, если бы в театре не появился начинающий режиссёр Тенгиз Махарадзе. В Кировском театре юного зрителя он ставил дипломный спектакль «Белоснежка и семь гномов». Наша героиня волей случая сыграла в нём Ромашку.
— Режиссёр заметил меня совершенно случайно: я разносила по цехам реквизит, и в руку мне вонзилась игла, — вспоминает Татьяна Каратаева. — Как я кричала! Ещё чуть-чуть — и я умру, казалось мне тогда. Так что Тенгиз Александрович меня спас — зубами вытащил иглу.
Но, видимо, эмоциональность произвела на режиссёра впечатление, и он не только избавил девушку от страданий, но и дал пусть и небольшую, но роль в своём первом спектакле.
Комиссия, принимавшая спектакль, тоже отметила Ромашку и предложила ей и ещё одному актёру продолжить образование в Белорусском театральном институте. Но на этот раз мама уже никуда не отпустила нашу героиню.
— Так что высшего актёрского образования у меня нет, — признаётся народная артистка РФ Татьяна Каратаева. — Театральную школу мне дал Махарадзе. Став моим мужем, он меня в буквальном смысле вырастил, воспитал, дал профессию, подарил сына…
Почти настоящий полковник
Толя Устинов об актёрстве никогда не помышлял. Воспитываясь в семье военного, он, скорее всего, пошёл бы по стопам отца-офицера и поступил в военное училище. Но надо было молодому человеку попасть в Студию киноактёра при Одесской киностудии! Этот мир окончательно покорил его. Так что вместо военной карьеры Анатолий отправился в Москву покорять ГИТИС. И поступил бы, если бы это место не понадобилось сынку одного влиятельного человека. Об этом мастер набираемого курса честно рассказал Устинову после экзаменов и предложил приехать на следующий год, подчеркнув: «Без экзаменов возьмём».
Но ждать год Анатолий не стал и поехал в Воронежский институт искусств.
— Его организовали два педагога из Щукинского училища и принесли туда знаменитую щукинскую школу, отличающуюся яркой театральностью, — говорит Анатолий Устинов. — Институт был молодой, азартный, даже без намёка на «академизм» известных учебных заведений.
После института актёр Устинов с однокурсниками по распределению попал в Челябинский ТЮЗ. Там наши герои и встретились.
— Татьяна Аркадьевна блистала тогда во многих спектаклях. Мы, зелёные ребята, смотрели на её игру, открыв рот, — признаётся Анатолий Устинов.
Как говорит сама актриса, её в Толе сначала привлекли не столько его актерские способности, сколько человеческие качества.
— Он буквально поймал меня на доброте, — поясняет она. — У нашей актрисы на гастролях украли кошелёк. Толя, не задумываясь, отдал ей всё, что у него было. Не раз он помогал и другим коллегам. А как он играл на гитаре и пел…
Что наша жизнь — игра
Первой совместной работой Каратаевой и Устинова в Челябинском ТЮЗе стал спектакль «Ментуш» — красивая поэма о любви, основанная на уральских легендах. Татьяна играла Дочь человеческую, Анатолий — Человека-лося, влюблённого в деву. Эта встреча, как выяснится позже, стала для обоих роковой.
…Жизнь со временем сама всё расставила по своим местам. Прожив вместе с Тенгизом Махарадзе 18 лет, Татьяна от мужа в итоге ушла. И уехала в столицу Киргизии. Это был вынужденный шаг. Шаг отчаяния: бывший муж сделал так, что ни в один театр РСФСР актрису Каратаеву не брали. Вскоре из театра ушёл и Анатолий Устинов. Его пригласили на пробы и в результате взяли в труппу Фрунзенского Республиканского русского театра.
— Но парой мы на тот момент ещё не были, — говорит Татьяна Аркадьевна.
Во Фрунзе наши герои прожили около года. И уже вместе уехали в Семипалатинск.
— О, это удивительный город. Место ссылки Федора Достоевского и других не менее известных лиц нашей истории, — с восхищением говорит Анатолий Устинов. — Представьте: пыльная степь до горизонта, и посреди неё маленький островок реликтового соснового леса с прибалтийскими песчаными дюнами. И, подобно природе, жители Семипалатинска тоже делились на обычных людей и аристократов-интеллектуалов: потомков сосланных декабристов и ленинградской интеллигенции, пострадавшей от сталинских репрессий. Необычное и интересное место.
Именно в Семипалатинске Татьяна с Анатолием решили соединить свои жизни.
— Но расписаться нам пришлось «по необходимости». Мы решили уехать из Семипалатинска. Всё-таки это было далеко от наших близких. Да и пугал ядерный полигон с еженедельными подземными взрывами. Многих моих коллег, кто там остался, уже нет в живых… — рассказывает Татьяна Аркадьевна.
— Толя тогда писал в разные театры страны, и нас пригласили в Калининград. Мы съездили, показались, и главный режиссёр пригласил нас на работу. Но попросил узаконить отношения. Пришлось нам идти в ЗАГС (который, к слову сказать, располагался в фанерной каморке под лестницей в Доме культуры). Как сейчас помню: подходим мы к ДК, а перед входом на доске объявлений мелом детской рукой написано: «Таня — дура ненормальная!». Я ещё подумала: «Ну куда ты идёшь. Это ж знак!». Признаться честно, я не считала, что у нашего брака будет перспектива. К тому же я очень комплексовала: всё-таки Толя моложе меня на десять лет…
Однако «бесперспективный брак» Татьяны и Анатолия длится уже 28-й год. А вот в Калининград новоиспечённую семью так и не взяли: пока расписывались, сняли главного режиссёра театра, который обещал трудоустроить. На счастье наших героев в новгородском театре оказалось вакантно место актрисы. Так что Татьяну Каратаеву с распростёртыми объятиями приняли в штат вместе с супругом. Мужчин в труппе всегда не хватало.
Скажи, о чём мечтаешь ты
За эти годы, конечно, бывало всякое. И невероятная занятость в репертуаре, и вынужденный уход из театра. Возвращение. Поиски. Радости и разочарования. Интересно, что именно новгородская земля стала стартовой площадкой для кинокарьеры Анатолия Устинова.
В 1991-м знаменитый режиссёр Алексей Салтыков пригласил его в фильм «Гроза над Русью» на роль князя Серебряного. В процессе съёмок уже шла работа над сценарием следующего фильма о 2-й Ударной армии Власова. Одна из главных ролей (а если быть точным — две) писалась на актёра Устинова: лейтенант, бывший до войны увлечённым студентом-историком, и оживающий в его воображении Александр Невский.
— Но во время монтажа «Грозы над Русью» Алексей Александрович ушёл из жизни. А вскоре закончил своё существование единый кинопрокат страны, поэтому фильм широким экраном не прошёл и остался практически неизвестным. На этом моя кинокарьера успешно закончилась. Дальнейшие встречи с кино носили случайный, эпизодический характер, — резюмирует с улыбкой Анатолий.
Не удалось ему сыграть Александра Невского и на сцене Новгородского театра драмы. Хотя одноимённый спектакль в репертуаре театра недолго, но был. Тогда главную роль играл режиссёр постановки — Сергей Морозов. После его ухода из театра на роль князя ввёлся Устинов, но спектакль был сыгран лишь раз: из-за нехватки актёров его, простите за каламбур, «заморозили».
— Не могу сказать, что меня это сильно огорчило, — говорит актёр. — Жаль, конечно, но… Мне вообще грешно было бы жаловаться на нехватку хороших ролей. Те, о которых грезил в студенчестве, — Меркуцио, Дон Жуан, Глумов, — уже сыграны. А сколько прекрасных ролей, о которых и не мечтал, — например, Ставрогин в «Бесах». Только в Новгороде за четверть века я сыграл уже около сотни различных ролей. И сколько, надеюсь, ещё впереди!
— Для меня очень дорога постановка «Сказания о Петре и Февронии», — делится Татьяна Аркадьевна. — И не только потому, что я занималась поэтическим переложением повести. Эта работа — как глоток свежего воздуха. Очень интересный проект. Впрочем, как и всё то, чем занимается Даниил Донченко. Хочется надеяться, что и в театре драмы, где я сейчас почти не занята и играю всего 1—2 спектакля в месяц, будет ещё много интересной работы. Ведь театр — это жизнь.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
8.12.2012
обсуждение >>