Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мариет Уджуху

Мариет Уджуху (Биданоко) фотография
Дата рождения
Категория
Актриса
Фильмография
Театр

Уджуху Мариет Шамиловна

Биданоко

Родилась 2 мая 1950 года в ауле Джиджехабль Теучежского района Адыгейской автономной области.

Народная артистка Республики Адыгея (2001).
Заслуженная артистка РФ (22.06.2009).

Выпускница адыгейской студии драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1976, педагог - В. С. Андрушкевич).
Актриса Национального театра Республики Адыгея.

Работала с режиссерами: А.Х. Курашинов, И.Ч. Нагой, Н.Ш. Тхакумашев, К.Я. Хачегогу.
Ярко проявила свой талант в раскрытии женского национального характера в произведениях Т. Керашева, Н. Куека, Ч. Муратова, М. Тлехаса, Г. Духу, Ч. Паранука, К. Натхо, А. Шортанова.
Все эти роли отличаютя тонкой психологической разработкой, индивидуальной манерой исполнения.
В одной из ролей – Сашеньки в чеховском «Иванове» - ей посчастливилось выходить на сцену в середине 80-х с выдающимся актером И. Смоктуновским, приглашенным сыграть роль Иванова в спектаклях театра.
театральные работы
Мальчик Каплан («Семь дождливых дней» по повести П. Кошубаева)
Лариса («Четыре капли» («Заступница») Виктора Розова, 1977)
Гостья («Четыре капли» («Праздник») Виктора Розова)
Тамро («Сказка о храбром Кикиле» Г. Нахуцришвили, 1978)
Нели («Тиль Уленшпигель» Г. Горина, 1979)
Мальчик («Цеунеж и мальчик» Нальбия Куека, 1980)
Алиса («Инцидент» («Случай в метро») Э. Баэра, 1981)
Гошевнай Шовгенова («Гошевнай» Г. Духу, 1982)
Хатия («Если б небо было зеркалом» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе, 1981, 1984)
Изида («Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе, 1977)
Сашенька («Иванов» А. Чехова, 1985)
Марья Антоновна («Ревизор» Н. Гоголя, 1980)
Марианна («Тартюф» Мольера, 1982)
Корделия («Король Лир» Шекспира)
Черепашка («Ящерица и «Две стрелы» А. Володина, 1982)
Марютка («Сорок первый» Б. Лавренева)
Клементина («Герострат» Г. Горина)
Нафисет («Дорога к счастью» Т. Керашева)
Мать Гулез («Дочь шапсугов» Т. Керашева)
«Бунт невесток» Б. Утижева (1982)
Асланкоз («Война с князьями и дворянами» Н. Куека, 1983)
Гулез («Волшебный наперсток» М. Абдокова и М. Добагова, 1983)
Зинуля («Я — тоже жизнь» («Зинуля») А. Гельмана, 1985)
Девушка («Песни наших отцов» Н. Куека, 1986)
Ата («Седьмой подвиг Геракла» М. Рощина, 1988)
«Укрощение строптивой» Шекспира

последнее обновление информации: 30.10.20

СЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА АКТРИСЫ

Предназначение каждого человека на Земле - служение Доброте и Красоте. Но иной идет наперекор судьбе, мучается сам и мучает других, а другой живет в гармонии с собой, и все в жизни у него складывается легко: учеба, работа, отношения в семье и с друзьями. Он сам счастлив и счастьем своим заряжает окружающих. Сегодня я хочу рассказать о такой женщине. Она - красавица, актриса, педагог, мать двоих детей. Это народная артистка Республики Адыгея Мариет Шамиловна Уджуху (Биданоко). Она всегда улыбчива, доброжелательна, готова в любую минуту прийти на помощь всем, кто в ней нуждается.

Родилась Мариет Шамиловна в ауле Джиджехабль Теучежского района тогда еще Адыгейской автономной области. Сказать просто, что с детства она мечтала выйти на сцену, значит, не сказать ничего. Еще в школе, насмотревшись балетных спектаклей по телевизору, Мариет решила, что непременно встанет на пуанты. Через какое-то время узнала о наборе в экспериментальную студию Тбилисского хореографического училища, да вот беда - возрастом не вышла. Как горько она плакала! Как в душе корила свою маму, которая ее не родила чуть пораньше! Затем Мариет решила уехать к тете в Майкоп, чтобы поступить в музыкальную школу (в ауле ее не было), да мама не пустила, даже огорчилась, узнав о решении дочери. Когда Мариет заканчивала девятый класс, в Адыгее стали набирать молодых талантливых ребят и девочек в национальную актерскую студию для учебы в Ленинградском институте театра, музыки и кино (ЛГИТМиК). Да опять были Мариет пролиты горькие слезы разочарования - опоздала родиться! Но через год авторитетная комиссия из ЛГИТМиКа приехала снова. Тут-то, наконец, судьба нашла Мариет - ее зачислили в знаменитый институт. Правда, мама, Саният Исхаковна, беспокоилась за судьбу дочери, но тут вмешался дядя, Шамсудин Хут - доктор филологических наук, прекрасный знаток адыгского фольклора. Он нашел слова утешения для своей сестры: «Если моя племянница станет такой, как знаменитая адыгейская актриса Унай Цей, ты будешь ею гордиться».

В 1976 году Мариет Уджуху с адыгейской студией вернулась в Майкоп. С тех пор она работает в Адыгейском драматическом театре. За это время ею сыграно более 100 ролей, и в каждой она удивляет разнообразием, изяществом, неожиданностью трактовок, выразительной пластикой, органичностью импровизации. Способность создавать образы подлинной психологической глубины и убедительности дает возможность актрисе с одинаковым успехом работать в разных жанрах: от комедии до высокой трагедии. Актриса одинаково убедительно играет на сцене старух и молодых женщин, девочек и мальчишек. Каждый раз она перевоплощается так, что меняется не только внешний вид, но и голос. К каждой сыгранной роли Мариет Уджуху относится трепетно, находит какие-то черты характера, которые могут полнее раскрыть образ героя на сцене. Это прослеживается уже с первых работ актрисы.

Например, в спектакле «Семь дождливых дней» по повести П. Кошубаева М. Уджуху сыграла роль мальчика Каплана. Она так правдиво и так трогательно сумела отобразить на сцене образ мальчугана, лишенного материнской ласки, что хотелось его пожалеть и приласкать. А в спектакле «Гошевнай» М. Уджуху воспроизвела на сцене страницы жизни и смерти пламенной революционерки Гошевнай Шовгеновой. Эта роль была признана одной из лучших работ тогда еще молодой актрисы. Самое сильное впечатление на меня произвела работа М. Уджуху в спектакле по пьесе Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе «Если б небо было зеркалом». Хатия - слепая девочка, которую играла М. Уджуху, становилась почти что главной героиней спектакля, выходила на передний план. Мечта этой девочки - во что бы ни стало увидеть солнце. У меня до сих пор перед глазами стоит Хатия с беспомощно широко раскрытыми, ничего не видящими глазами. И вся трагедия войны как бы сосредоточилась в этой хрупкой, маленькой девочке.

Творчество М. Уджуху не ограничивается театральной сценой. Она плодотворно сотрудничает с Государственной телерадиовещательной компанией Республики Адыгея. Мариет Уджуху работала в телевизионном театре миниатюр, готовила авторские программы по мотивам нартского эпоса, а также передачи на темы возрождения культурных традиций адыгов. Сегодня она на радио и телевидении занимается пропагандой искусства Слова. У нее красивый, звучный голос. И стихи в ее исполнении каждый раз звучат по-новому.

Изящная и элегантная, стройная и обаятельная Мариет Уджуху является ведущей многих торжественных мероприятий, проводимых в республике и за ее пределами. Она - истинный художник актерского мастерства. Неоценимым вкладом в развитие театрального искусства Республики Адыгея является разработанная и созданная М. Уджуху система преподавания адыгской сценической речи. Педагог редкого дарования и интуиции, она много лет совмещает работу в театре с преподавательской деятельностью. В Адыгейском государственном университете на факультете адыгской филологии и культуры Мариет Уджуху вела предмет «Художественное слово», в Адыгейской студии Российской академии театрального искусства (РАТИ) преподает сценическую речь.

Мариет Уджуху повезло в жизни не только с работой, но и с семьей. В 1989 году в ходе дружественной поездки в Сирию она познакомилась со своим будущим мужем Аднаном Биданоко. Вскоре Аднан вернулся на землю предков и через год они поженились. Прожили в счастье и любви пятнадцать лет. Все эти годы жизни с Аднаном Мариет была самой счастливой женщиной. Он понимал и ценил ее. В 2005 году, к большому сожалению Мариет и всех, кто знал Аднана, этого бесконечно доброго человека не стало. Он ушел из жизни, но и сегодня своими мыслями Мариет делится с ним, это ей помогает воспитывать двух замечательных сыновей. Старший Кошубай и младший Нарт учатся в республиканской гимназии, в 8-м и 4-м классах. Оба занимаются конным спортом и танцами. Словом, растут настоящие джигиты, надежда и опора матери.

Мариет Уджуху всегда находится в центре общественной жизни республики. Она стояла у истоков создания общественной организации «Адыгэ Хасэ», помогла родственникам мужа вернуться в Адыгею. Мариет Уджуху принимает активное участие в работе общественных организаций по возрождению и развитию духовных ценностей, вносит огромный вклад в укрепление мира и взаимопонимания между народами, проживающими в республике.

Труд актрисы Мариет Уджуху оценен по достоинству. Среди многочисленных наград почетные грамоты Верховных Советов Дагестанской АССР (1982), Кабардино-Балкарской АССР (1984), ЦК ВЛКСМ (1988). Она лауреат Всероссийского смотра спектаклей, посвященных 40-летию Победы в Великой Отечественной войне (1985). В 1996 году Мариет Шамиловне Уджуху присвоено почетное звание «Заслуженная артистка Республики Адыгея», в 2001-м году - звание «Народная артистка Республики Адыгея».

Мариет Уджуху сегодня находится в расцвете творческих сил. Адыгский народ, ради процветания которого она всю себя отдает искусству, любит и почитает свою Актрису. Это и называется счастливой актерской судьбой.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен