Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Зайтуна Насретдинова

Зайтуна Насретдинова фотографии
фото: bashinform.ru
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Обсуждение

Насретдинова Зайтуна Агзамовна

Родилась 14 августа 1923 года в Уфе в семье железнодорожного рабочего.
В 1931 - 1934 гг. училась в Уфимской школе N 20 (ныне - Уфимская городская башкирская гимназия N 20 им. Ф. Мустафиной). Затем поступила на Башкирское отделение Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени хореографического училища (ныне - Академия русского балета им. А.Вагановой), которое завершила с отличием. В июле 1941 года начала свою творческую деятельность в качестве солистки балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, на сцене которого дебютировала в партии Сванильды ("Коппелия" Л. Делиба).
В этом ряду особое место занимает образ Зайтунгуль в первом национальном балете "Журавлиная песнь", авторы которого либреттист Ф. Гаскаров, композиторы Л. Степанов и З. Исмагилов посвятили свое сочинение молодой и талантливой балерине З.А.Насретдиновой. Во многом благодаря ее драматическому дарованию и необычайной женственности, поэтичности и одухотворенности, классический балет, окрашенный колоритом башкирского танцевального фольклора, имеет громадный успех на протяжении многих десятилетий.
После ухода со сцены в 1965 году более сорока лет работала педагогом-репетитором Башкирского государственного театра оперы и балета. Член КПСС с 1952 года.

Заслуженная артистка БАССР (1946).
Заслуженная артистка РСФСР (1949).
Народная артистка РСФСР (1953).
Народная артистка СССР (1955).

Ушла из жизни 1 октября 2009 года. Похоронена на Южном кладбище Уфы.
театральные работы
Одетта и Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского)
Никия («Баядерка» Л. Минкуса)
Жизель и Мирта («Жизель» А. Адана)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса)
Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского)
Франциска («Голубой Дунай» И. Штрауса)
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни)
Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева)
Тао Хоа («Красный цветок» Р. Глиэра)
Раймонда («Раймонда» А. Глазунова)
Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна)
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба)
Зафира («Горная быль» А. Ключарёва)
Зайтунгуль («Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова)
Зюгра («Зюгра» Н. Жиганова)
призы и награды
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).
Орден «Знак Почета» (1949).
Орден Октябрьской революции (1976).
Почётные грамоты Верховного Совета Башкирской АССР.
Приз «Душа танца» в номинации «Мэтр танца» (2005, журнал «Балет»).
Почётное звание «Международный профессионал» (2006, Международный биографический центр, Кембридж, Великобритания) - за выдающийся вклад в мировую культуру.
Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2008).

последнее обновление информации: 12.11.12

Зайтуна Насретдинова: рожденная для легенды

Зайтуна Агзамовна Насретдинова не скрывает своего возраста. Да и кто подумает, что ей за восемьдесят! Стройная, подтянутая, с характерной балетной выправкой, которую и годам не вытравить, модно, со вкусом одетая, с идеальной прической... В чем секрет молодости? Не последнюю роль играет, наверное, стойкое душевное равновесие, сознание выполненного долга, доброта к людям. А еще не зря говорят: молодость учителя - в его учениках.

Первая профессиональная балерина республики Зайтуна Насретдинова танцевала на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета двадцать три года. Ее лебединый полет был прерван в 1964 году, когда внезапно, в расцвете сил и творчества, ушел из жизни ее муж, друг, единомышленник, партнер по сцене Халяф Сафиуллин. После его кончины она так и не появилась перед зрителями ни в одном спектакле. Но в театре по сей день - педагог-репетитор. Ее подопечные танцуют в разных уголках планеты.

Начиналось все в далеком 1934 году. С думой о будущем национальном музыкальном театре молодой балетмейстер Файзи Гаскаров набрал группу одаренных детей для учебы в Ленинградском хореографическом училище. Семь девочек и семь мальчиков. Среди них - Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин.

Ленинград обрушился на них совершенно незнакомым, сказочным миром. Поначалу трудно было ориентироваться в быту и житейских вопросах - в Уфе дети учились в башкирских школах и плохо говорили по-русски. Язык хореографии оказался для них более понятным и доступным, и оба окунулись в мир танца. Прошло столько времени, а Зайтуна Агзамовна с любовью и благодарность называет своих учителей - Наталью Александровну Камкову, Елену Васильевну Ширипину, Александра Викторовича Ширяева, Александра Афанасьевича Писарева.

Зайтуна впитывала нутром, сердцем азы классики, и здесь, видимо, надо искать истоки особенностей ее творчества. Отвлеченные, строгие па она умела наполнять конкретными переживаниями, у нее открылся незаурядный драматический дар. Артистичность, одухотворенность в сочетании с техническим мастерством были той почвой, на которой взрастали живые, выразительные образы. Зайтуна любую комбинацию движений превращала в изящную мелодию.

На сцене Мариинского театра в те годы блистали молодые Марина Семенова, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Нина Анисимова, Наталья Дудинская, Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев... Было где учиться, смотреть, впитывать, вырабатывать художественный вкус, набирать хореографическую культуру. Уже первые выступления принесли Зайтуне зрительские симпатии и признание. Они с Халяфом выступали на учебной сцене, их занимали в спектаклях Мариинского театра.

Приближался выпускной вечер - 22 июня 1941 года. Впервые в истории училища готовился двухактный старинный балет Дриго "Волшебная флейта" (а не отдельные концертные номера). В тот день пришли пораньше, уже начали гримироваться. И вдруг... По театру жгучей волной прокатилось слово "война". Учащихся башкирского отделения - и выпускников, и младшие классы - отправили в Уфу, где в 1938 году открылся театр оперы и балета.

Насретдинова и Сафиуллин сразу стали ведущими солистами. Занималась Зайтуна под руководством педагога-репетитора Елены Константиновны Войтович. Бывшая балерина Маринки, она много сделала для башкирского балета. Счастьем для начинающей балерины оказалось попасть в руки такого мастера, женщины великой интеллигентности и доброты, щедро раздаривающей свой опыт молодым. С той поры Зайтуна Насретдинова и научилась еще одному великому искусству - дарить, зажигать звезды башкирского балета; среди которых Фирдаус Нафикова, Леонора Куватова, Радик Зарипов, Лилия и Эльдар Валиевы, Юлай Ушанов, Людмила Шапкина...

Но это позже. А пока дуэт Насретдинова - Сафиуллин берет одну балетную крепость за другой. Первым был балет "Коппелия" Делиба, поставленный в 1941 году совместно с артистами эвакуированного в Уфу Киевского театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко. Работа с опытными украинскими мастерами тоже не прошла даром.

"Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Лебединое озеро" Чайковского, "Красный мак" Глиэра, "Лауренсия" Крейна, "Эсмеральда" Пуни, "Раймонда" Глазунова, "Голубой Дунай" Штрауса, "Дон Кихот" Минкуса, "Жизель" Адана, национальные и современные балеты - каждый спектакль вершина, каждая партия - откровение. Зайтуна - царица на сцене. Когда она выходила, казалось, что от нее исходит сияние. Как жаль, что тогда редко применялись киносъемки, а видео не было и в помине. Поэтому не зафиксировано для последующих поколений любителей балета, как нежным облаком вплывала на сцену ее Одетта, вихрем темперамента вырывалась из-за кулис Одетта... Насредтиновой интересно было исполнять такие разные партии, создавать контрастные характеры. В "Бахчисарайском фонтане", например, танцевала и Марию, и Зарему - нежную, слабую панночку и страстную, пламенную восточную женщину. В 1952 году в Уфу приезжала Галина Уланова. В двух спектаклях "Бахчисарайский фонтан" она танцевала Марию, Насретдинова - Зарему. Можно только позавидовать уфимцам, которым посчастливилось побывать на том спектакле. Поклонники балерины испытывают чувство благодарности к художнику Рашиду Нурмухаметову, запечатлевшему ее в этом незабываемом образе. Гордая, сильная, страстная натура, готовая умереть ради любви. И что удивительно, всматриваясь в это великолепное полотно, ловишь себя на мысли: Зайтуна и сейчас такая!

Зрители ликовали вместе с темпераментной насретдиновской Китри и жизнерадостной Франциской, плакали, когда погибали ее Тао Хоа и Жизель.

Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин начинали славу башкирского балета. Трудно писать и говорить только об одном из них, они составляли неразрывное гармоничное целое. Чистоту, строгость и красоту насретдиновских арабесков и аттитюдов оттеняли, подчеркивали сафиуллинские мощные прыжки, виртуозные вращения. Это было удивительное единение художников, неповторимый сплав музыки, танца, чувств.

Как-то, готовя очередную публикацию о балерине, я ради интереса заглянула в гороскоп друидов. Зайтуна Насретдинова, родившаяся 14 августа, оказывается, кедр. "Кедровые люди", говорится там, часто рождаются для легенды, сказки. Можно по-всякому относиться к гороскопам и предсказаниям, но тут попадание точное. Уже одна роль Зайтунгуль в балете "Журавлиная песнь" сделала Насретдинову легендой башкирского искусства. Либретто на музыку Льва Степанова написал Файзи Гаскаров и посвятил балерине. Зайтунгуль - значит "цветок Зайтуны".

Балет поставлен в 1944 году к 25-летию Башкирской автономии. Большая организаторская заслуга в этом тогдашнего директора театра Булата Губаевича Имашева. Он везет исполнителей в Пермь, где во время войны был настоящий балетный центр - туда эвакуировались Мариинский театр и Ленинградское хореографическое училище, - привлекает к постановке в качестве балетмейстера Нину Александровну Анисимову, лучших педагогов-репетиторов.

Насретдинова и Сафиуллин - Зайтунгуль и Юмагул - создали поэтические, глубоко проникновенные образы героев старинной башкирской легенды. По сути, это классический балет, но он окрашен колоритом башкирского танцевального фольклора. Расставить национальные акценты Анисимовой вместе с Гаскаровым помогал Халяф Сафиуллин, впервые проявив незаурядные способности постановщика.

Образ Зайтунгуль пленял поэтичностью, одухотворенностью, большой внутренней силой. Зайтуну Насретдинову московские критики (в 1955 году спектакль был показан в Москве) назвали балериной высокого класса, артисткой с ярким драматическим даром. Неудивительно, что именно этот балет, именно эта балерина произвели неизгладимое впечатление на семилетнего мальчика Рудика Нуреева и определили его судьбу.

Гостем одного из недавних Нуреевских фестивалей в Уфе был Рене Сирвен из Франции, балетный критик с мировым именем. Он дружил с Рудольфом и много слышал от него о Зайтуне Насретдиновой. Еще до встречи в Уфе месье Сирвен прислал ей программу вечера памяти Нуреева на международном фестивале танца во Франции с восторженной надписью: "Госпоже Насретдиновой, которой Париж не имел счастья аплодировать, но которую знает весь мир благодаря восхищению ее мастерством Рудольфа Нуреева..." Рене Сирвен был счастлив увидеть живую легенду, а Зайтуна Агзамовна стала настоящей героиней фестиваля.

Она очень скромный человек. Однажды я была у нее дома, и она смущенно(!) показала мне книгу в золотом переплете. Это оказался том энциклопедии "Кто есть кто. Женщины мира", составленный международным биографическим центром в Кембридже. На 410-й странице - статья о нашей балерине. К английской посылке прилагался Диплом в красивой рамочке. Присуждается, сказано в документе, за выдающиеся заслуги, отмеченные в этом издании.

Вообще Зайтуна Агзамовна не любит распространяться о своих наградах, титулах. Но одним званием, я заметила, гордится. После знаменитой декады в Москве она третьей из советских балерин - после Галины Улановой и Ольги Лепешинской - стала народной артисткой СССР.

А еще ей приятно вспоминать, что в Ленинграде в одно время с ней и Халяфом учился Юрий Григорович. Они дружили, вместе репетировали, выступали в учебных спектаклях и театральных постановках. Однажды в очередной приезд Юрия Николаевича в уфимский театр на постановку "Лебединого озера" совпал с юбилеем балерины, и мне удалось "разговорить" маэстро:

- Для меня Зайтуна Насретдинова - по-прежнему Зоя, Зоенька. С той самой поры, когда мы учились. Почти во всех школьных постановках они с Халяфом играли главные роли. Ее мы боготворили, все мальчишки были в нее влюблены. Потом началась война, и мы расстались. Зоя всю свою жизнь посвятила башкирскому театру, а я работал в Ленинграде, Москве, но память о ней всегда жила в каком-то уголке души. Когда в 1993 году приехал в Уфу для работы нал "Щелкунчиком", мы увиделись. Это была большая радость, как будто родного человека встретил. Театр - довольно сложный организм, и есть люди, которые проживают свою жизнь в театре, не вмешиваясь ни в какие интриги, сплетни. Зоя - такая. Она занята своим делом, для нее это жизнь - уроки, репетиции... Молодому поколению танцовщиков она несет большую культуру ленинградской школы. Там начиналось ее мастерство, становление таланта. Дуэт Насретдинова - Сафиуллин был замечательный. Я видел Зою во всех школьных спектаклях и во время декады башкирского искусства в Москве. Необычайная женственность присутствовала в ее пластике и контрастировала с резким, мужественным, темпераментным Халяфом. Удивительное сочетание! Высокая лирическая нота придавала ее танцу особое очарование.

Годы бегут неумолимо, но Зайтуна Агзамовна не мыслит жизнь без творчества. Изо дня в день в течение более четырех десятилетий она продолжает приходить в балетные классы уфимского театра. Сколько новых поколений "журавлят" и "лебедей" вырастила! Только на роль Зайтунгуль она подготовила Фирдаус Нафикову, Зухру Ильясову, Леонору Куватову, Римму Закирову, Татьяну Краснову... Вот она - живая цепочка истории башкирского балета, связь времен и поколений.

Нина Жиленко

Журнал "Балет" за март-апрель 2006 г.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Салават Акзамович Насретдинов родной брат Зайтуны (Уфа)   14.10.2013 - 16:27
Вас приветствует племяница Зайтуны Насретдиновой, Бэлла, дочка Салавата Акзамовича Насретдинова родного брата Зайтуны Насретдиновой. Прошу Вас о помощи. Я хотела установить мемориальные доски тёте Зайтуне... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен