Лайфстайл
А также рассказал об изменах жене
Новости кино
Проект покажут 30 апреля и 1 мая
Лайфстайл
А также о том, как он провёл неделю в заключении
Обзор сериалов
Жора Крыжовников исследует жизнь молодежных группировок конца 1980-х
Лайфстайл
А также о феномене Познера, смелости Летучей и непотопляемости телевидения
Интервью
Режиссер «По Фрейду» о работе с Энтони Хопкинсом и вещах, неподвластных времени
Лайфстайл
Актриса, певица и просто красавица
Спутник телезрителя
В ночь с 17 на 18 апреля, 4:45, Дом кино
обсуждение
Сегодня, так совпало, я посмотрела фильм 1941 года "Сабухи", в котором роль Тубу-ханум, очаровательной азербайджанки, ставшей женой мыслителя, поэта и писателя Мирзы Ахундова, исполнила Лейла Бадирбейли (Джаванширова). Не сразу поняла, что это актриса, известная мне, как Гюльчехра. Но сразу моё внимание было приковано к ней. Славную, милую, нежную девушку, женщину сыграла актриса. Выразительной мимикой обладает Лейла. Чувства ярко, пронзительно передаются ею без слов. Не зная сюжета фильма, с беспокойством следила за ходом обострения обстоятельств, искренне переживая за судьбу героини.... Сбросившая с себя чадру, она была под угрозой стать жертвой фанатиков....
И ещё один фильм подарил неожиданно мне сегодня встречу с актрисой. Это эпическо-исторический фильм 1960 года "Кёр-оглы". Нигяр — вторая главная роль в фильмографии Лейлы. Фильм доставил удовольствие. как и игра всего актёрского состава. И снова мимика играет большую роль в развитии образа. Её осуждение мерзких поступков отца быстро сменяется гневом и достигает открытого протеста. Союз с Кёр-оглы соединяет не только их сердца, но и ставит их в один ряд борцов за свободу и счастье народа.
С грустью узнала, что актрисы давно нет в живых... Годы, годы....
Светлая память очаровательной Лейле...
Надеюсь, память о ней чтут и на её Родине.
Государственная премия Азербайджанской ССР имени Мирза Фатали Ахундова (1972).
народная артистка Азербайджанской ССР (1959)
Актриса всегда добросовестно и упорно работала над ролями, но, как видим, своя роль подходила ей не всегда. Она никогда не была вечно “бурлящим вулканом”. Особый ореол женской красоты всегда окружал Л.Бедирбейли, и именно это сделало ее легендарной. Обаятельной, женственной, привлекательной она осталась до самых последних дней жизни (1999), но в человеческой памяти она и по сей день является в образе нежной красавицы Гюльчохры из фильма “Аршин мал алан”, очаровавшей миллионы зрителей от Востока до Запада.
И в кино в эти годы Л.Бедирбейли была также одной из самых востребованных актрис: постановщиков фильмов привлекала не только ее яркая внешность, но и внутренний драматизм ее актерской природы. Она часто снималась в фильмах 50-70-х годов разных азербайджанских режиссеров, но... сказать, что она была “своей” актрисой какого-то из них - нет веского основания. Разными были и ее кинообразы: Халида (“Ее большое сердце”, 1957), Нигяр (“Кероглы”, 1960), Зарнигяр (“Кура неукротимая”, 1969), Мать (“В один прекрасный день”, 1977), Шахрабану ханум (“Дервиш взрывает Париж”, 1978) и другие. Разными по одной важной и, возможно, единственной причине: “накатывался” художественный стереотип, штамп “красивой женщины”, за которым многие режиссеры не могли (а может быть и не хотели) высвободить по-настоящему творческую душу актрисы. Дело в том, что ее природная индивидуальность не отличалась в определенном смысле особой эмоциональностью, динамизмом, чувственностью, как у иных актеров, в которых эти творческие качества, как говорится, “брызжут через край”. Вспомогательные средства рождения образа были необходимы актрисе почти всегда, и не у всех режиссеров (как в кино, так и в театре) хватало на это терпения и умения.
Зависимость актрисы от режиссерской воли напрямую сказывалась на конечном результате создаваемого образа. Иногда небольшая роль выходила у нее более глубокой и психологически заостренной, нежели большая, драматургически полная текстовая основа другой роли. Для сравнения: не очень выразительной, одноцветной была роль героической Нигяр (“Кероглы”), а небольшая по объему роль Халиды в фильме “Ее большое сердце” получилась яркой, психологически углубленной в раскрытии образа смелой и решительной женщины. И в театральных постановках проявлялась та же зависимость: разными по художественной выразительности были романтические, поэтические роли Оливии и Дездемоны в шекспировских спектаклях. Волевая, принципиальная Алмас в одноименной пьесе Дж.Джаббарлы и малоинтересный образ такой же волевой и смелой Гюльнар в пьесе “Вагиф” С.Вургуна были плодом творческого труда одной и той же актрисы - Л.Бедирбейли. В ее творческих успехах была немалая заслуга и выдающихся театральных режиссеров - Адиля Искендерова, Мехти Мамедова, Тофика Кязимова. Именно в кязимовском спектакле “Ложь” (1965) по пьесе С.Рахмана она сыграла одну из лучших своих театральных ролей - Шелале, племянницы “черной старухи” Тарлан ханум. В ярких, эмоциональных и тонких психологических красках Лейла Бедирбейли раскрывала, обнажала перерождение души скромной, застенчивой девушки Шелале в хитрую, наглую, безжалостную мошенницу, обобравшую трех своих мужей “до нитки”. Это была подлинная история нравственного падения молодой женщины под тлетворным влиянием тетушки Тарлан, и Л.Бедирбейли была предельно убедительна в этом образе, а главное, в его художественной правде и значимости.