Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Ирина Архипова

Ирина Архипова фотография
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театры
Обсуждение

Архипова Ирина Константиновна

Родилась 2 января 1925 года в Москве.

Русская певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (15.09.1959).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1966).
Герой Социалистического Труда (29.12.1984).
Заслуженная артистка Удмуртской АССР (1982).
Народная артистка Кыргызской Республики (1993).
Народная артистка Республики Башкортостан (1994).

Окончила Московский архитектурный институт (была автором ряда архитектурных проектов), в 1948–1953 годах обучалась в Московской консерватории в классе вокала Л. Ф. Савранского.
В 1954–1956 годах была солисткой Свердловского театра оперы и балета.
В 1956–1988 годах — солистка Большого театра.
Дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.
В течение ряда последующих лет была главным вокальным консультантом Большого театра.
В 1955 году началась её гастрольная деятельность за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, США, Япония, Франция, Канада).
Пела на всех главных мировых сценах – Марфу в «Хованщине» и Марину в «Борисе Годунове» в «Ла Скала» (1967 и 1973 годы соответственно), Нурис в опере П. Дюка «Ариана и Синяя Борода» в «Гранд-опера» (1975), Азучену в «Трубадуре» и Ульрику в «Бале-маскараде» в «Ковент-Гардене» (1975 и 1988), и на излете своего творческого пути – няню Филиппьевну из «Евгения Онегина» в «Метрополитен». «Архипова – наконец-то!» восторженно приветствовала певицу «Нью-Йорк-таймс», одновременно порицая руководство театра за столь поздний дебют: шел 1996 год и Архиповой было уже за 70 (между тем, впервые в США Ирина Константиновна выступила аж в 1964 году). А еще были аргентинский «Колон», Опера Сан-Франциско, болонский театр «Комунале», античный амфитеатр в Оранже, где она делила триумф с Монсеррат Кабалье…

Выступала и как концертная певица (в камерном репертуаре свыше 800 произведений), в 1990-х годах организовала и исполнила цикл концертов «Антология русского романса».

В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. С тех пор входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.

С 1976 года преподавала в Московской консерватории (в 1984 году получила звание профессора). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах. В поддержку молодых талантов организовала фестивали и конкурсы «Ирина Архипова представляет...».

В 1986 году стала председателем центрального правления Всесоюзного музыкального общества, с 1991 года — президентом созданного на основе общества Международного союза музыкальных деятелей.
С 1993 года - Президент фонда «Ирина Архипова», вице-президент и академик Международной академии творчества (Москва).

Член КПСС с 1963 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).
Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).

19 января 2010 года певица была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина.
Ирина Архипова ушла из жизни от остановки сердца ранним утром 11 февраля 2010 года в Москве. Похоронили певицу 13 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Имя «Архипова» в 1995 году получила малая планета № 4424.
В 1996 году Архиповой был присужден Всемирный приз искусств (учреждённый корпорацией «Маришен арт менеджмент интернешнл») — «Бриллиантовая лира» и титул «Богиня искусств».
В 2012 году вышла марка почты России, посвященная Архиповой И. К.

Супруг — народный артист СССР Владислав Пьявко.
театральные работы
1956 «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
«Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Любаша
«Аида» Дж. Верди — Амнерис
1957 «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
«Мать» Т. H. Хренникова — Ниловна
1958 «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Марина Мнишек
«Чародейка» П. И. Чайковского — Княгиня
«Её падчерица» Л. Яначека — Дьячиха
1959 «Хованщина» М. П. Мусоргского — Марфа
«Джалиль» Н. Жиганова — Хаят
«Пиковая дама» П. И. Чайковского — Полина
«Война и мир» С. С. Прокофьева — Элен
1960 «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева — Клавдия
1962 «Не только любовь» Р. K. Щедрина — Варвара Васильевна
«Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Пэдж
1963 «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи
1965 «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Весна
1967 «Мазепа» П. И. Чайковского — Любовь
«Оптимистическая трагедия» А. H. Холминова — Комиссар
1974 «Трубадур» Дж. Верди — Азучена
1976 «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Любава
1977 «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Графиня
1979 «Золото Рейна» Р. Вагнера — Фрикка
1983 «Ифигения в Авлиде» К. Глюка — Клитемнестра
призы и награды
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (2 января 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность.
Ленинская премия (1978) — за исполнение партий Азучены и Любавы в оперных спектаклях «Трубадур» Дж. Верди и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, а также концертные программы последних лет.
Государственная премия России (1996).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (30 декабря 1999).
Три ордена Ленина (1971, 25.05.1976, 29.12.1984).
Орден Трудового Красного Знамени (1980).
Медаль Пушкина (4 июня 1999).
I премия V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве (1955).
Российская оперная премия «Casta diva» (1999).
Премия мэрии Москвы (2000).
Премия и медаль имени С. В. Рахманинова.
Премия Фонда Святого апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» (2000).
Титул «Человек года» (Русский биографический институт, 1993).
Титул «Человек столетия» (Международный Биографический Центр Кэмбриджа, 1993).
Титул «Маэстра Дель Арте» (Молдова).
Почётная грамота Президента Российской Федерации (2 января 2010).
Благодарность Президента Российской Федерации (18 ноября 1997).
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги II степени (РПЦ, 2000).
Орден Республики (Молдова, 2000).
Крест святого Михаила Тверского (Тверская область, 2000).
Почётный знак «За милосердие и благотворительность» (2000).
Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой».
Почётный знак Святого Луки за поддержку культуры Ярославской области.
Памятный знак «Золотой Аполлон» (1998).
Высшая Российская общественная награда — знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».

последнее обновление информации: 28.09.15

11 февраля 2010 года, всего чуть более месяца назад отпраздновав свое 85-летие, скончалась великая русская певица Ирина Константиновна Архипова. В одной из зарубежных статей десятилетней давности, посвященных 75-летнему юбилею певицы, Архипова, наряду с Обуховой и Образцовой, названа в числе трех главных русских меццо-сопрано ХХ века. Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

В голосе Архиповой удивительным образом сочетаются широта русского распева, сердечность интонации, и европейский лоск, отточенная, рафинированная вокализация самой высокой пробы. К отечественным певцам почти никогда не принято применять термин бельканто – всегда мы находим некоторую «русопятость» большинства наших соотечественников, считаем их недотягивающими до высоких европейских стандартов – особенно это касается вокалистов прошлого, чья карьера развивалась преимущественно за железным занавесом, в условиях отрыва от европейских традиций. Но в отношении искусства Архиповой термин бельканто уместен как никогда – в ее голосе всегда была, с одной стороны, роскошная, пряная итальянскость, а с другой – необыкновенный контроль над собой, никогда не изменявшее ей чувство меры. Слушая Архипову, вы никогда не услышите пережима, вульгарной эмоции, распахнутых, без тайны, а оттого малоинтересных, слишком прямолинейных страстей. Именно этим отличалась уже молодая Архипова, именно это выделило ее из числа певиц Большого театра ее поколения с прекрасными голосами (например, Вероника Борисенко, Кира Леонова, Лариса Авдеева, Валентина Левко), но не такими совершенными. Не зря Архипова – архитектор по первой специальности: она сумела выстроить свой голос как гармоничный, прекрасный храм. Он – подобен античному Парфенону: конструкция без изъяна, совершенная в своей классической простоте, при том, что как и в Парфеноне, в нем нет ни одной скучной прямой линии, ни одной – без загадки, без потаенного смысла.

Жизненный и творческий путь Ирины Архиповой, приведший ее к вершинам мировой славы, хорошо известен. Вот его основные вехи. Московское детство с учебой в Гнесинке, эвакуация во время войны в Узбекистан, Архитектурный институт, работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно – вокальные занятия с Н. М. Малышевой, а позже – учеба в Московской консерватории, трудная дилемма выбора дальнейшего профессионального пути… И все-таки она выбрала пение. Первые два сезона в Свердловске, потом дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.

У нее была счастливая творческая судьба, причем не только на родине, в Большом театре, но и за рубежом, что сделать тогда было совсем непросто – Архипова принадлежит к первому поколению советских вокалистов (И. Петров, Г. Вишневская, З. Анджапаридзе, Т. Милашкина и др.), завоевывавших мир после десятилетий отсутствия практически всяких контактов. Звездных ролей и звездных спектаклей могло бы быть намного больше, и все же, она пела на всех главных мировых сценах...

У нее была феноменально долгая карьера. Дебютировав достаточно поздно, в тридцать лет, она сумела сохранить молодым тембр своего голоса до восьмидесяти – и это было настоящим чудом! Последний раз мне довелось слушать Архипову в Большом театре в «Пиковой даме» в 2002-м: артистка была почти ровесницей своей героини, но, поразительное дело, голос звучал, летел в зал, его хватало на гигантскую чашу первой московской оперы, и в нем не было и намека на возраст, на какие-то дефекты или немощь. Ее долгая карьера не всем нравилась: известно (достаточно об этом почитать хотя бы у Анатолия Орфенова), что некоторых более молодых ее коллег раздражала прекрасная профессиональная форма певицы, давно перешагнувшей пенсионный возраст. Она не стала настаивать, драться за место, которое занимала по праву: спев в 1986-м свою последнюю премьеру (Любовь в «Мазепе» Чайковского), она вскоре ушла из Большого, чтобы, никому не мешая, еще не раз выходить на его сцену в качестве приглашенной звезды – а театр еще долго в ней нуждался.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

К лучшим ролям Архиповой на московской сцене, бесспорно, принадлежат те, что созданы в русских национальных операх – Мусоргского (Марина и Марфа), Римского-Корсакова (Любаша, Любава, Весна), Чайковского (Полина, Графиня, Любовь, Иоанна). А еще она была страстной Эболи и неистовой Амнерис, величавой Клитемнестрой и загадочной Фриккой – разнообразный западный репертуар удавался ей ничуть не меньше, чем отечественный. «Нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова», – воскликнул как-то Евгений Светланов. И это правда: широта ее репертуара поражает, а того, что не удалось спеть на оперной сцене, она «добрала» в многочисленных концертах – симфонических и камерных.

Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова восхищает лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, и опять же – необыкновенно эстетичным чувством меры: она всегда точно знает, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была большим педагогом и большим организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам. Почти все из наших соотечественников, кто сегодня блистает на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и пр.), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов. Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена. Архипова объединяла людей – не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.

Александр Матусевич

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 37
Иван Мишин (Тамбов)   23.09.2017 - 19:58
Ирина Константиновна была необщительной, журналистов избегала. Но исключения есть. Она распознала глубокий аналитический талант тамбовского журналиста Сергея Малахова и благодаря ему породнилась с Тамбовщиной,... читать далее>>
№ 36
Mari_33 (Ставрополь)   2.01.2016 - 10:23
Помним, любим... читать далее>>
№ 35
Валерочка (Севастополь)   19.11.2014 - 23:42
Прекрасные оперы Трубадур.Царская невеста.Борис Годунов.Кармен.Садко. И многие другие.Изумительный человек.Изумительный голос. читать далее>>
№ 34
Валерочка (Севастополь)   19.11.2014 - 23:38
Я вообще всегда любил оперу оперных певцов их голоса.Но любимыми оперными певицами для меня являются Ирина Архипова и Елена Образцова и еще Тамара Синявская . Я иногда просматриваю тот альбом Ирина Архипова... читать далее>>
№ 33
вуа (спб)   29.10.2014 - 09:14
Странно-памятника на могиле до сих пор нет-скоро 5 лет. читать далее>>

Ирина Архипова: пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен