Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Лина Самборская

Самборская Лина Семеновна

11 сентября (30 августа по старому стилю) 1890 - 20 февраля 1955

Актриса, режиссер, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (8.10.1945).

В юности занималась у М.Г. Савиной, работала в провинциальных антрепризах А.Н. Кручинина (1906-1908), Н.Н. Собольщикова-Самарина, Н.Н. Синельникова (1908-1917); преподавала в драматических студиях Одессы, Киева (1918-1922); художественный руководитель и режиссер театров Киева (1922-1925), актриса Трудколлектива артистов "Современного театра" (1927-1929). Нередко становилась партнершей мастеров русской сцены — М.В. Дальского, Г.В. Гловацкого, А.Н. Аркадьева, И.Н. Певцова, Е.Т. Жихаревой, А.И. Кварталовой. Постепенно овладела всеми жанрами — от водевиля до трагедии.
С 1922 года, не оставляя актерской деятельности, начинает заниматься режиссурой.
Осуществляла художественное руководство Днепропетровским (1926), Харьковским (1927-1929), Курским (1929-1931), Новокузнецким (1931-1932), Анжеро-Судженским (1932-1933), Томским (1933), Кировским (1936-1940) театрами. Обладая педагогическими и организаторскими способностями, выявляла и раскрывала актерские индивидуальности, заботилась о художественном росте театров.

В Омском областном драматическом театре Самборская была художественным руководителем c 1941 по 1948 годы. В условиях военного времени, когда омский коллектив в 1941-43 годах работал рядом с Московским театром имени Евг. Вахтангова, она сумела сохранить театр самобытных актеров, обеспечить создание спектаклей, смыслом которых становилась сама личность актера, его мастерство.
Старожилы Омска помнят Самборскую как ведущую актрису театра. Как бы ни различались ее героини, в них все было предельным, на максимальном накале чувств.
В 1948 году Л.С. Самборская и ее муж, главный режиссер театра Н.А. Шевелев, купили у театра оформление спектакля «Глубокие корни» и с главными его участниками уехали в Астрахань. Руководила Астраханским (1948-1953), Красноярским (1953-1954), Пензенским (1954) театрами.
театральные работы
Мария Эстераг — «Мой сын» Ш. Гергеля и О. Литовского
Кручинина — «Без вины виноватые» А. Островского
Бэлла, экономка Лэнгтона — «Глубокие корни» Д. Гоу и Д'Юссо
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского
Анна Андреевна — «Ревизор» Н. Гоголя
Герцогиня Мальборо - «Стакан воды» Э. Скриба
Мадам Сан-Жен (одноименная пьеса Сарду)
Нора (одноименная пьеса Г. Ибсена)
Варн - «Дикарка» Островского и Соловьева
Мирандолина - «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони
Леди Макбет - «Макбет» В. Шекспира
Клара - «Страх» А. Афиногенова
Греч - «Так и будет» К. Симонова
Ниловна - «Мать» по Горькому
Чтение от автора (инсценировка романа «Хождение по мукам» А.Н. Толстого)

Постановки:
«Парень из нашего города» К. Симонова (1941)
«Интервенция» Л. Славина (1941)
«Слава» В. Гусева (1941)
«Давным - давно» А. Гладкова (1942)
«Обыкновенный человек» Л. Леонова (1944)
«Мещане» М. Горького (1946)
«Русский вопрос» К. Симонова (1947)
«Дело чести» И.К. Микитенко
«Ненависть» С. Яльцевич
«Варвары» М. Горького
«Родина» Г.Д. Эристави
«Отелло» Шекспира
«Без вины виноватые» А. Островского

последнее обновление информации: 30.08.14

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
«Опасный пассажир»
Ролики фильмов
«Опасный пассажир»
Когда Джеймс, водитель Uber, и его пассажирка Джессика остановились, чтобы подвезти харизматичного Бруно, они не знали, что этот спокойный вечер обернётся для них гонкой на выживание.