Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Ирина Деева

Ирина Деева фотография
Годы жизни
Категории
Театральный деятель, Актриса
Театры

Деева Ирина Савельевна

Родилась 31 декабря 1886 года.

Актриса, режиссер, театральный деятель.

Окончила Высшие женские курсы, юридический факультет Сорбонны в Париже, драматические курсы Ю. Озаровского при Петербургском театральном училище.

В 1912—1919 — актриса Киевского русского театра «Соловцова», работала во Втором театре Украинской Советской Республики имени Ленина (1919), где была режиссёром второго состава спектакля «Fuente ovejuna» («Овечий источник») Лопе де Веги в постановке К. А. Марджанова, в Ростовском русском театре.

С 1919 — режиссёр Киевского русского театра под руководством К. А. Марджанова, руководитель студии при нём. Была одной из организаторов и первым директором, главным режиссёром и художественным руководителем Киевского театра для детей им. И. Франко (впоследствии Киевский академический театр юного зрителя на Липках, 1924—1931, 1933—1938), главным режиссёром Днепропетровского театра юного зрителя (1931—1933).

В 1938—1941 — художественный руководитель Архангельского, в 1941—1948 — режиссёр Новосибирского ТЮЗов, с 1948 — режиссёр Новокузнецкого театра.

Член Всероссийского театрального общества с 1938 года.

Умерла 3 октября 1965 года в Москве.
театральные работы
Режиссер, Киевский ТЮЗ:
"Дон-Кихот" А. Бруштейн и Б. Зона (1928)
"Так было" А. Бруштейн (1929)
"Женитьба" Н. Гоголя (1930)
"Гибель эскадры" А. Корнейчука (1931)
"На штурм" А. Корнейчука (1931)

последнее обновление информации: 18.01.17

Взрослая дата детского театра

Киевскому Театру юного зрителя на Липках исполнилось 85 лет

В Украине первый театр для детей — Театр сказки — был открыт в 1921 году в тогдашней столице — Харькове, а позже переехал во Львов. В Киеве же Театр юного зрителя родился в 1924 году, благодаря стараниям художников-энтузиастов, искренних и душевных людей — Ирины Деевой и Александра Соломарского. Первая женщина-режиссер в Украине, Ирина Савельевна приобрела актерский опыт в Киевском театре Соловцова (ныне Театр им. Франко), была знакома с творчеством МХАТ, работала с великим Коте Марджанишвили, училась у него режиссуре. Начинали Ирина Деева и Соломарский чрезвычайно трудно. Забегая вперед, следует упомянуть, что театр открыл свои двери лишь потому, что его основатели проявили изрядную находчивость. Для того чтобы поставить первую пьесу, 6 ноября 1924 года была издана и реализована газета "Детская трибуна". В те времена заполитизированность присутствовала во всем, и ТЮЗ не стал исключением. На открытии театра 8 ноября 1924 года сыграли спектакль "Маугли" по Киплингу, затем, 1 января 1925 года, в репертуаре появилась сказка "Соловей" Андерсена, но уже буквально с третьей постановки главному режиссеру пришлось ставить "идеологически выдержанную" пьесу "На заре" Владимира Гжицкого. Но поскольку среди детей сложно было насаждать идеологию, в основном прививались вечные ценности — дружба, честность, трудолюбие, доброта, самоотдача, уважение к старшим, патриотизм. Социальная коммунистическая утопия, которая навязывалась государством, по своему содержанию и стилистике естественным образом напоминала сказку, фантазию, мечту о справедливости и о награде за мучения, мифы о героях.

Властвующие структуры пытались запретить постановку сказок. В своих воспоминаниях Александр Соломарский писал, что в первые годы существования Киевский ТЮЗ подвергался пролеткультовским нападкам. "Сказка вредна для детей! — провозглашали идеологи от культуры. — Она дезориентирует детей, отвлекает от реальной жизни. Сказку нужно убрать из детской литературы, а в театре запретить!".

Театру пришлось искать защиты в высших инстанциях. Так, на страницах "Вестника театра" по этому поводу одна из выдающихся деятелей детского театра Генриетта Паскар писала: "Отвлекая ребенка от тяжелой действительности на несколько часов, создавая для него праздничную атмосферу, мы вносим светлый луч в душу ребенка".

Между тем через несколько лет после открытия Киевский ТЮЗ превратился в своеобразный "комбинат культуры" для подрастающего поколения. Под крышей Киевского гостеатра имени Ивана Франко для детей — так на пятом году жизни назывался ТЮЗ — работал кукольный театр, детское кино, Театр рабочей молодежи (ТРАМ), детская библиотека, каждый понедельник вечером в помещении Русской драмы давали по доступным ценам представление для молодежи, проводились музыкальные и литературные утренники. Спектакли ставили в основном на русском и украинском языках, иногда — на еврейском.

Тематика постановок и их идеологическая направленность менялись от десятилетия к десятилетию. Так, основная тональность, в которой работал ТЮЗ в первые годы и весь советский период своего существования, — героика. Безусловно, звучала она на сцене тоже по-разному. Случались и осмеянные Александром Корнейчуком "барабаны эпохи", но тема сопротивления фашистским захватчикам была искренней и возвышенной. Со временем в центре внимания на сцене ТЮЗ появляется герой с его сопротивлением обстоятельствам, окружению, наконец, самой системе, государственной машине, которая уродовала душу человека. Так, от Павки Корчагина конца 30-х и его "потомка", от покалеченного шахтера в спектакле "Всем смертям назло" Владислава Титова театр пришел к патриотической драме "Молодая гвардия". А после и к самоотверженному духовному подвигу героини из спектакля "Любовь, джаз и черт" Юозаса Грушаса, которая до конца верит в человека и красоту его души, вопреки реальности.

В этом ряду героических характеров можно также вспомнить и пантеистического Маугли, и наивного Нахаленка, и веселую Пеппи Длинныйчулок, и влюбленных Ромео и Джульетту, и стойких духом школьников и учителей из спектакля "Запах спелой айвы" Друце, и отчаянного Зимородка, и многих других…

Казалось бы, работа в театре налажена и коллектив сформирован, но, как это часто бывает, — все хорошее быстро заканчивается. И уже в 1930 году Ирину Дееву и Александра Соломарского "бросили" на помощь в другие регионы: Соломарского в Донецк — организовывать театр для детей, а Деева с той же целью отбыла в Днепропетровск, откуда все-таки через три года вернулась в Киев. И на протяжении последующих пяти лет опекала свое детище. За это время на сцене ТЮЗ были поставлены "Ревизор", "Сорочинская ярмарка", "Мещанин во дворянстве", а под эгидой самого Станиславского — "Синяя птица" Метерлинка.

Деева с самого основания ТЮЗ сумела привлечь к работе лучшие творческие силы, которые на то время были в Киеве. В театре ставили свои спектакли Борис Вершилов, Алексей Лундин, Владимир Вильнер, Александр Искандер, Владимир Нелли, Владимир Кожич, Амвросий Бучма. Последний привел в театр своего друга, художника Владимира Татлина — всемирно известного классика конструктивизма. Там также оформляли спектакли Вадим Меллер из театра "Березіль" и Матвей Драк. Ставил пластику "Мейерхольд в балете" Николай Фореггер, который придумал танцы "машин" и знаменитых "герлс", растиражированные сценографами во всем мире. Музыку писал Илья Виленский, долгое время заведовавший музыкальной частью театра и создавший ряд детских опер, а Александр Корнейчук был завлитом, и его первая пьеса была поставлена в Театре рабочей молодежи при ТЮЗ.

Не менее ярким был и состав труппы: Габриэль Нелидов, Сергей Омельчук, со временем ставшие известными артистами, Михаил Рост (отец известного тележурналиста Юрия Роста), Александр Гарбуз, Петр Масоха, Николай Фариновский, Николай Пишванов, Галина Садовская и многие другие. Перед войной в Киеве, на углу улицы Карла Маркса и Марии Заньковецкой, было построено роскошное здание ТЮЗ с современным оборудованием, фонтаном и аквариумом. Во время войны этот дворец для детей был разрушен. Теперь на этом месте сквер.

Ирина Деева была слишком заметной фигурой в украинском театре, чтобы ей дали спокойно руководить столичным ТЮЗ, поэтому в 1938 году она оказалась в Архангельске, где стала художественным руководителем. Позже, в начале войны, работала в новосибирском ТЮЗ, а с 1948 года — в Новокузнецке. Этот период ее жизни мало изучен потомками. Современники режиссера расценивали эти назначения как ссылку. Но так или иначе, последующие годы жизни Ирины Деевой остались белыми пятнами в биографии этой удивительной женщины и истории театра в целом.

На посту Ирину Дееву в Киевском ТЮЗ сменил Кость Кошевский. Прекрасный актер и талантливый режиссер продолжил традиции Деевой, исповедовал принципы Станиславского. При его руководстве ТЮЗ "развернулся" к зрителю более старшего поколения. Но война внесла свои коррективы в репертуар. Разделившись на четыре бригады, актеры Киевского ТЮЗ отправились со спектаклями в госпитали, на фронты, и, наконец, и вовсе "растворились" в вихре Великой Отечественной вместе с построенным на их средства танком "Тюзовец"….

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен