Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Леонора Эллинская

Леонора Эллинская фотография

Эллинская Леонора Михайловна

Родилась 22 апреля 1944 года в г. Артемовский Свердловской области.

Артистка балета, педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (14.09.1971).
Народная артистка Украинской ССР (1981).

Окончила Пермское хореографическое училище (1963, класс Н.Д. Сильванович).
Солистка балета Горьковского театра оперы и балета (1963-1974).
Солистка балета Днепропетровского театра оперы и балета с 1975 года, затем педагог-репетитор.

Муж Гарри Эллинский — драматический актер и театральный художник.

Ушла из жизни 4 мая 2019 года.

последнее обновление информации: 06.05.19

Сменив, другие не заменили Вас!

Библейское изречение «Каждому - свое» правомочно в отношении любой человеческой судьбы. Для заслуженной артистки России и народной артистки Украины Леоноры Михайловны Эллинской оно наполнено абсолютно конкретным содержанием.

«Я буду балериной», - с недетской серьезностью утверждала маленькая девочка из заводской семьи, жившая в безвестном уральском городке Артемовск, не видевшая балета в глаза. В 10 лет, уговорив маму, она отправилась поступать в Пермское хореографическое училище.

Чудом (не иначе!) она пройдет жесткий отборочный конкурс. Ее учителями станут лучшие из педагогов – Л.П. Сахарова и Н.Д. Сильванович. Выйдет из училища уже имея все данные для солистки балета. В Горьковском (ныне Нижегородском) театре оперы и балета, минуя кордебалет, Эллинская начала сразу с ведущих партий. (Она была Сольвейг, Золушкой, Эсмеральдой, Авророй, Одеттой-Одиллией…) Даже список ее ролей в первые девять лет работы завораживает: (Царь-девица в «Коньке-горбунке», Катерина в «Каменном цветке», Китри в «Дон Кихоте», Жизель в одноименном балете Адана, Балерина в «Петрушке» и многие другие).

В Днепропетровский театр ее пригласили в 1975 г. Начинающему балетному коллективу жизненно необходим был профессионал высокой пробы, который бы служил для молодой труппы творческим эталоном, мерилом, планкой. Кандидатура, на ту пору заслуженной артистки России, подходила как нельзя кстати: прекрасная школа, богатейший репертуар, мастерство техническое и актерское. Добавьте сюда отсутствие «звездных» амбиций и богемных привычек, фанатичную любовь к профессии, нечастую в театре человеческую чистоплотность и порядочность. Не решусь назвать ее всеобщей любимицей: театр – организм сложный (недаром к нему прилепилось «террариум единомышленников»), но и явных каменьев в адрес артистки не упомню. Не принадлежала она и к баловням Фортуны. При несомненной одаренности отличалась характером «пахаря» (балет прежде всего – тяжелый труд!..). А потому всегда была востребована балетмейстерами, ценима коллегами, любима зрителями.

В Днепропетровске ее репертуар пополнили такие партии, как Фригия в «Спартаке», Мавка в «Лесной песне», Ширин в «Легенде о любви», Геро – «Много шума из ничего», Алиман – «Материнское поле», Мерседес – «Дон Жуан» и др. Она умела затронуть тонкие струны зрительской души. Лирические ее героини воспринимали мир тревожно, остро, глубоко, тем самым преступая привычные рамки балетной сказки. Многокрасочному таланту Эллинской оказались близки не только трогательная романтика любовного чувства (Жизель, Ширин, Шехеразада), чарующий юмор «многошумной» шекспировской комедии (Геро), но и жестокие реалии современной действительности (Мать в трагифарсе «Бомжовый блюз»). Приверженность классической традиции уживалась с осознанным поиском новых средств выразительности. Ее не пугала острота хореографического рисунка и яркость сценических красок в оригинальных балетах Зои Кавац. Подлинной творческой смелостью явилось участие Эллинской в танцспектаклях Олега Николаева. Тут не просто желание продлить свое присутствие в театре. (Настоящему актеру необходим воздух сцены, Без него он рискует погибнуть!) Это успешное свидетельство неизрасходованного потенциала. Можно лишь сожалеть, что профессиональные травмы укоротили балетную жизнь артистки. Хотя переход вчерашней примы на должность педагога - репетитора со стороны казался совершенно естественным. В качестве хранительницы классического наследия Леонора Михайловна незаменима. Ее опыт, мастерство стали подлинной школой для молодых тогда солистов: Татьяны Омельченко, Елены Беленко, Ольги Абрамовой, Елены Дубровиной, позднее Олеси Ларчиковой, Дарьи Ганник и др… Но разве справедливо говорить об Эллинской во времени прошедшем?! Она была, есть и, даст Бог, долго еще будет. Творческое ее многолетие не вызывает никаких сомнений. Состоявшийся бенефис – явное тому доказательство.

Юбилейный возраст бенефициантки не помешал торжеству ее таланта. Он проявлял себя не только в сохранившейся, не поддающейся воздействию времени музыкальности, танцевальности, пластике рук и тела балерины. Восхищала актерская сторона ее ролей. Эллинская проживала их согласно всем законам психологического театра. И если в Бабушке («Танго нашего двора») это можно объяснить женским чутьем, интуицией, личным опытом, то ее знание подробностей жизни «крестной матери» всех бомжей («Блюз, еще раз блюз») просто изумляло. Откуда что взялось?! Начиная от красной «дорожной» жилетки ее персонажа до абсолютно выверенного жеста, взгляда. Вот это безошибочное чувство меры, точное попадание в типаж и жанровую природу спектаклей (лирическая комедия и фарс) дарили истинную радость зрителям. Жаль, что бенефис – событие одноразовое и, значит неповторимое. Но спектакли с участием Эллинской вошли в репертуар театра оперы и балета, и у публики есть возможность увидеть их в самое ближайшее время. Настоятельно рекомендую не откладывать это посещение.

Наталия Иващенко

31.10.2010

Юбилей Леоноры Эллинской

Труд балетного артиста, вопреки досужему мнению о его легкости и беспечности, требует большой самоотдачи, настоящей преданности и огромной любви. Балерина Леонора Эллинская целиком и полностью посвятила себя этому искусству. В ее жизни было всего два коллектива. Десять лет по окончании знаменитого Пермского хореографического училища она проработала в Горьковском театре оперы и балета, а с тысяча девятьсот семьдесят пятого года исполняла все ведущие партии в постановках Днепропетровского театра оперы и балета. Затем стала преподавать хореографию молодым исполнителям. В эти дни заслуженная артистка России, народная артистка Украины Леонора Эллинская получает поздравления с юбилеем.

Труд балетного артиста, вопреки досужему мнению о его легкости и беспечности, требует большой самоотдачи, настоящей преданности и огромной любви. Балерина Леонора Эллинская целиком и полностью посвятила себя этому искусству. В ее жизни было всего два коллектива. Десять лет по окончании знаменитого Пермского хореографического училища она проработала в Горьковском театре оперы и балета, а с тысяча девятьсот семьдесят пятого года исполняла все ведущие партии в постановках Днепропетровского театра оперы и балета. Затем стала преподавать хореографию молодым исполнителям. В эти дни заслуженная артистка России, народная артистка Украины Леонора Эллинская получает поздравления с юбилеем.
Век артиста балета недолог. Хорошо, когда дарование замечают сразу, в начале пути, и дают ему развиться. В творческой жизни Леоноры Михайловны, скорее всего, так и было. Было очень хорошее, стремительное начало карьеры, широкое признание и в горьковском, и в только что открывшемся тогда днепропетровском театре, куда она приехала уже заслуженной артисткой России.
Татьяна Омельченко, заслуженная артистка Украины, педагог-репетитор: «Я была еще девочкой и встретила мастера. Когда она репетировала, я сидела под станком и все время смотрела, на то, как это происходило. Мне очень нравилось ее «Лебединое озеро», настолько это было мастерски исполнено. Она танцевала весь репертуар наш».
Те, с кем она сегодня репетирует главные партии, называют Леонору Михайловну хранительницей наследия балетной школы, классического стиля, который и сохраняется-то благодаря таким корифеям, как Эллинская.
Юрий Войников, солист балета: «Каждому поколению она передает „Спящую“, „Жизель“»… Возле нее какая-то атмосфера, аура какая-то невероятно хорошая. Она очень чуткий человек, хороший профессионал… Мне очень приятно всегда находиться рядом, общаться с Леонорой Михайловной».
Удовольствие от совместной работы взаимное, и лучшим подарком для бессребреников от балета может стать хорошая репетиция. Вот и в честь дня рождения Леонора Михайловна с радостью приняла от Олеси Ларчиковой в подарок замечательное репетиционное исполнение Жизели, любимой партии юбиляра. Хотя по собственному признанию балерины, ее актерской сущности были близки и другие характеры.
Леонора Эллинская, народная артистка Украины, заслуженная артистка России, педагог-репетитор: «Я любила партию Жизели, и в то же время нравились такие сильные героини, как Зарема. Мне больше нравилась Одилия, чем Одетта. Такие сильные характеры меня привлекали».
Леонора Михайловна считает, что в жизни ей именно силы и смелости не хватает.
Тогда откуда же они взялись тогда и потребовали выйти на сцену вновь, после большого перерыва. Не иначе открылось второе дыхание.
Виктор Рогачев, мастер сцены, педагог Днепропетровского театрально-художественного колледжа: «Мне посчастливилось во многих спектаклях стать партнером Леоноры Михайловны. Мы вместе танцевали „Лесную песню“, были первыми исполнителями „Жизели“ на сцене Днепропетровского театра. Такое счастье артистам балета выпадает нечасто. Я считаю, нам повезло, что мы встретились с Леонорой Михайловной опять как артисты балета в новом спектакле, где заняты ветераны нашего балета. Он так и называется наш коллектив — «Второе дыхание».
Актриса, балерина, чувственная и немного обидчивая, хрупкая и сильная, зрелая и по-прежнему юная, работает, репетирует, выходит к зрителю и еще о многом мечтает. Возможно, мечты совпадут с пожеланиями.

23 апреля 2004

Танец их судьбы

Л. Эллинская, заслуженная артистка России, народная артистка Украины:

— Влечение к актерству обнаружилось у меня рано. Девочка из провинции, я мечтала о кино и театральных страстях. Но мама выбрала балет. В Пермское хореографическое училище меня взяли условно: если не похудею за полгода, отчислят.

Через девять лет она выйдет оттуда балериной. Минуя кордебалет, начнет с ведущих ролей на сцене Нижнего Новгорода (прежде — Горький). Танцевала там 11 лет. Хотя выбор был: ее звали в Москву, Ленинград, Свердловск, Саратов, Львов. Предпочла Днепропетровск. Более полувека Леонора Михайловна танцевала на балетной сцене. Начинала десятилетней ученицей в спектаклях Пермской оперы. А завершала уникальную танцевальную карьеру в Днепропетровске в авторских спектаклях Олега Николаева. Основной профессии сопутствовали балетная педагогика и работа репетитором в театре. Эллинская и тут оказалась незаменимой. И все же, что побудило ее оставить горьковский театр и переехать в Днепропетровск? Ответ был неожиданным.

— Долг жены перед мужем («да убоится жена мужа своего»). Муж Гарри Эллинский — драматический актер и театральный художник. Он и принимал окончательное решение о переезде. Я — жена безропотная, воспитанная в строгих правилах, с ним согласилась. Мне понравился город. И друзья у нас тут были. Эллинского сразу пригласили в Русский театр. А мне, уже имевшей репертуар ведущих партий и звание, предложили пройти официальный просмотр (прошлые заслуги в счет не приняли). Смотрели меня на сцене, с оркестром, в гриме и костюме. После обсуждения вынесли вердикт: «Мы вас берем». Но в Горьком меня отпускать не спешили. Уходила со скандалом. В новом театре приживание давалось трудно. Любимой балериной главного балетмейстера я не стала, хотя танцевала весь ведущий классический репертуар и в театре меня ценили.

Время катилось, как снежный ком с высокой горы. Понемногу отступала молодость. Стали досаждать травмы. Переход на балетную педагогику оказался естественным и безболезненным. Еще в Перми судьба послала мне замечательных педагогов. Теперь подошло мое время передавать другим драгоценное балетное наследие. Сцена трудно отпускает артиста. Авторские спектакли Николаева продлили мою сценическую жизнь. Главная удача танцовщика — это хореограф. Участие в постановках Олега Викторовича дарило волнующую радость. Талантливый режиссер, он умеет выстроить драматургию спектакля и роли. Роль делает на артиста, его потенциал. У Николаева я танцевала в первом составе спектакли «Бомжовый блюз», «Танго нашего двора» и свой финальный «Это танго в июне». Сейчас юбилеи уже не отмечаю. Цифры меня угнетают, поэтому стараюсь работать, не думая о датах.

26 апреля 2013

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
Петр1983 (Днепр)   4.05.2019 - 21:56
4 мая не стало легендарной прима-балерины Оперного... Светлая память... читать далее>>
№ 1
Сорокко Александр (Мариуполь)   2.03.2014 - 00:37
Леонорочка Михайловна счастья Вам и здоровья!Это Сорокко Александ, если Вы меня помните, огромный привет Гарри Олеговичу! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен