17 января
80 лет со дня рождения артистки балета и педагога, народной артистки РСФСР Зиминой Татьяны Анатольевны (1928).
11 сентября 1947 г. состоялся дебют Татьяны Зиминой на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета. Сразу после окончания Московского хореографического училища (класс Г. П. Петровой) она среди десяти выпускников училища отправилась в Новосибирск. В молодой балетной труппе почти не было профессионально подготовленных артистов. Татьяне Зиминой, Лидии Крупениной и Сергею Иванову поручили ответственный классический номер <па-де-труа> из первого акта<Лебединого озера> на музыку П.И. Чайковского в постановке М.Ф. Моисеева и К. И. Сальниковой. Времени на подготовку всего десять дней. Пришлось много работать, хотелось не уронить чести школы и понравиться сибирякам. Успех первого выступления показал высокий потенциал молодых танцовщиков. Хорошо технически подготовленным в школе им нужна была сценическая практика. В этот период театр первым в стране поставил балетный спектакль для детей <Доктор Айболит> на музыку Морозова. В спектакле Татьяна Зимина выступила в роли Лисы. Около семнадцати различных номеров исполнила Т. Зимина в первый год работы в новосибирском театре. Она участвовала и в массовых сценах, и в танцах. А к концу сезона Татьяна Зимина уже исполнила первую ведущую партию - Раймонды в одноименном балете А. Глазунова в постановке М. Моисеева. Т. Зимина выступила и в последней работе балетмейстера М. Моисеева на новосибирской сцене - балете на музыку современного советского композитора К. А. Корчмарева <Аленький цветочек> в партии Маши. В ее исполнении Машенька <была естественной, простой, по-русски самоотверженной героиней>. С каждым сезоном количество исполненных партий сокращалось, зато росло качество и значение создаваемых ролей. В декабре 1948 г. Т. Зимина впервые исполнила партию Одетты - Одиллии в балете <Лебединое озеро>. Замечателен был контраст Одетты и Одиллии. Величественная королева лебедей приобрела в исполнении Татьяны Зиминой черты целомудрия, лиричности и скромности. Полной противоположностью была Одиллия - воплощение хитрости и коварства. Репертуар, который судьбе было угодно предложить для становления мастерства Татьяны Зиминой, был очень разнообразен. Тут были классические балеты: <Фадетта> Л. Делиба - М. Моисеева, К. Сальниковой, <Эсмеральда> Ц. Пуни - М. Сатуновского, <Спящая красавица > П. Чайковского - В. Вайнонена и современные - <Красный мак> Р. Глиэра - Т. Рамоновой, <Берег счастья> А. Спадавеккиа - В. Вайнонена, <Маскарад> Л. Лапутина - О. Дадишкилиани... Конечно, это была серьезная школа танцевального и актерского мастерства.
За большие достижения в области советского театрального искусства в марте 1955 г. Татьяне Анатольевне Зиминой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, а в августе 1955 г. - народной артистки РСФСР.
В этом же году коллектив Новосибирского государственного театра оперы и балета, отмечая свой десятилетний юбилей, побывал на гастролях в Москве. Любители балета и критики отмечали отличную слаженность и выразительность балетных спектаклей. Е. Грошева в рецензии на гастроли новосибирского театра написала о балете <Лебединое озеро> в постановке М. Сатуновского: <Талантливые артисты новосибирского балета - Т. Зимина, Г. Рыхлов и другие пленили московских зрителей глубокой эмоциональностью исполнения и безупречной техникой>.
Отличительные качества балерины Т. Зиминой - виртуозное владение танцевальной техникой, глубокое проникновение во внутренний мир создаваемого сценического образа. Николай Эльяш, характеризуя исполнение Т. Зиминой партии Жизели в одноименном балете А. Адана в постановке М. Сатуновского, сказал: <Непосредственность и теплота чувства сочетаются в исполнении Т. Зиминой с глубокой продуманностью каждого момента, каждой мизансцены и танца. Танец Т. Зиминой и в других ролях привлекает осмысленностью и одухотворенностью, строгой и чистой формой. В партии Жизели балерина безукоризненно точна, она бережно сохраняет стиль и характер романтического балета. Но эта точность соединена у нее с полнотой и свободой чувств, с психологической правдой внутреннего рисунка>. И далее: <Она не только первоклассная балерина, но и серьезная, вдумчивая актриса, умеющая находить четкую форму образа, точные психологические детали>.
С творчеством Юрия Григоровича связан золотой этап в жизни новосибирского балета. Он поставил на новосибирской сцене балеты:<Каменный цветок> С. Прокофьева и <Легенда о любви> А. Меликова. <Танцевальный психологизм хореографа-новатора оказался близок Татьяне Зиминой. Актриса глубоких лирических и драматических тем, она стала единомышленником и тонким интерпретатором художнических позиций авторов знаменитых постановок. Холодное величие ее Хозяйки растворялось в горячей любви к Мастеру, сказочная недоступность окрашивалась человеческой страстностью. И если в гордой владычице уральских богатств таилось что-то блоковское, то в облике Мехменэ Бану проглядывали штрихи и краски Врубеля. Здесь глубокие, порой противоречивые чувства, поступки олицетворялись прекрасными танцами, ясной и изысканной пластикой. Царственность внешнего рисунка роли не скрывала свойств человеческой души - боли, страдания, ревности, выявлявшихся в монологах. Зато в знаменитом дуэте сцены <видений> женственность и мягкое благородство затмевали властолюбие>, - так написал ее партнер по сцене Н. Долгушин о работах Т. Зиминой над этими партиями.
За свою творческую жизнь балерине пришлось много гастролировать с театром и со своими партнерами по разным городам СССР и за рубежом. Выезжала она на гастроли во Вьетнам, Данию, Китай, Румынию, Сирию, Болгарию, Австралию и др. И везде ее встречала восторженная публика. Новосибирский поэт А. Смердов во время гастролей театра в Китае сообщал в газету<Советская Сибирь>: <...Татьяна Зимина после первого появления на сцене стала подлинной любимицей семимиллионного населения Шанхая...>.
Партнерами Т. Зиминой были в разные годы ведущие солисты балета С. Иванов, Г. Янсон, Г. Рыхлов, С. Савков, Н. Долгушин и другие. В памяти новосибирцев Татьяна Зимина и ее партнер Никита Долгушин сохранились как первые исполнители <Ленинградской поэмы> на музыку первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича, вдохновившую И. Бельского на ее пластическое воплощение. Запомнились Барышня - Т. Зимина и Хулиган - С. Савков в одноименном спектакле на музыку Д. Шостаковича в постановке К. Боярского и художника В. Доррера.
За двадцать три года работы в труппе Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Т. А. Зимина станцевала сорок четыре партии. <Эти женские образы, впитавшие неповторимые эмоциональные краски личности народной артистки России Татьяны Зиминой, стали значительным явлением современного русского балета>, - отмечала Э. Шумилова. Среди ее обширного репертуара выделяются партии: Одетта - Одиллия (<Лебединое озеро>), Жизель (<Жизель>); Хозяйка Медной горы (<Каменный цветок>), Сан Шенму (<Драгоценный фонарь лотоса>), Аврора (<Спящая красавица>), Маша (<Щелкунчик>), Китри (<Дон Кихот>), Параша (<Медный всадник>) и, конечно, Мехменэ Бану (<Легенда о любви>). Последний раз на сцене Т. Зимина выступила в партии Мехменэ Бану. <Татьяна Зимина перевернула наше представление о балете>, - говорили многие, кто видел ее в этой роли. Никита Долгушин сравнил творчество Т. А. Зиминой с <путем становления, мужания и расцвета новосибирского балета>.
С 1965 по 1970 год народная артистка РСФСР Т. Зимина работала педагогом и была художественным руководителем Новосибирского хореографического училища. С 1971 по 1991 год Т. А. Зимина являлась балетмейстером-репетитором Ленинградского мюзик-холла. Балетная труппа Ленинградского мюзик-холла своей формой, выучкой обязана профессионализму Татьяны Анатольевны.
17 января 2008 г. Татьяна Анатольевна отметит свой юбилей. Вспоминая годы работы в Новосибирском театре оперы и балета, Т. А. Зимина написала: <Жаль, что эти годы пролетели как один миг!>
Но сколько радости и удовольствия доставила балерина своим творчеством зрителям!
Т. В. Попова
обсуждение >>