Какие интересные здесь рассказы про Бирман Серафиму. Очень познавательно. Спасибо всем.
Жаль, такая судьба выпала, но зато остались блестящие работы. Браво...
Серафима Бирман родилась 29 июля(10 августа) 1890 год в Кишинёве в православной семье штабс-капитана 51-го резервного пехотного батальона Германа Михайловича Бирмана и его жены Елены Ивановны (урождённой Ботезат). По воспоминаниям С. Г. Бирман, её родители были полными противоположностями.
Мать была молдаванкой, происходила из зажиточной семьи и почти не говорила по-русски. Обучалась в институте благородных девиц, ещё подростком вышла замуж и родила двух дочек, а в 19 лет овдовела. Это был её второй брак; у Серафимы, помимо единоутробных сестёр,был младший брат Николай. Отец происходил из разночинцев, рано осиротел и, чтобы прокормить себя и сестру, давал уроки отстающим ученикам. За службу был удостоен личного дворянства. Тяготился обществом людей, в которых, очень требовательный к себе и окружающим, видел много недостатков, не умел доводить дел до конца. Рано вышел в отставку, а в 1908 году умер.
После окончания кишинёвской гимназии с золотой медалью Бирман провела год у старшей сестры, которая служила врачом в больнице села Чернолёвка Сорокского уезда. В 1906 году та, ещё будучи студенткой медицинских курсов в Санкт-Петербурге, приняла участие в массовке спектакля «Доктор Штокман» в постановке Константина Станиславского, который приехал в Петербург с гастролями. Вернувшись, она показала Серафиме подписанную фотографию режиссёра и посоветовала ей поступать в Московский Художественный театр.
Владевший имением в Чернолёвке К. Ф. Казимир разглядел в девочке талант и согласился оплатить ей первый год обучения в театральной школе. В июле 1908 года Бирман переехала в Москву, где одновременно поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье и в Драматическую школу А. И. Адашева. Училась вместе с Евгением Вахтанговым.
В 1911 году окончила школу и была принята в труппу МХТ. В 1913 году перешла в 1-ю студию МХТ. С 1924 по 1936 годСерафима Бирман актриса МХАТА 2-го.
В 1936—1938 годах Серафима Бирман работала в Театре МОСПС, поставила там спектакль «Васса Железнова» и исполнила в нём главную роль. После ареста В. Э. Мейерхольда продолжила работу над его постановкой оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева, мировая премьера которой состоялась в 1940 году в Оперном театре имени К. С. Станиславского. В 1938 году Серафима Бирман становится одним из основателей МДТ имени Ленинского Комсомола. Там она работала до 1958 года.
С 1958 года — в труппе Театре имени Моссовета.
Славу Бирман также принесли роли в кино. Начала сниматься ещё в 1918 году, сыграв эпизодические роли в криминальной драме «А он, мятежный, ищет бури…» и комедии «Заживо погребённый» по мотивам романа Арнольда Беннетта. Оба фильма снял Александр Волков незадолго до эмиграции (считаются утерянными). Вновь стала сниматься с середины 1920-х, в частности, сыграв яркие роли в популярных комедиях «Закройщик из Торжка» (1925) и «Девушка с коробкой» (1927).
В 1944 году исполнила одну из главных ролей в исторической постановке Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» — роль Ефросиньи Старицкой. Изначально режиссёр планировал на неё Фаину Раневскую, однако в кандидатуре ему было отказано, предположительно, из-за ярко выраженных семитских черт актрисы. За эту работу в 1946 году Бирман удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артиски РСФСР. Она также исполнила роль Старицкой во втором фильме о Грозном («Сказ второй: Боярский заговор»), снятом через год, однако руководство страны повдергло картину критике, и в прокат она вышла только в 1958 году. Тогда же Бирман вернулась в кино, исполнив ряд хараткерных комедийных ролей («Безумный день», «Обыкновенный человек»).
Жила в Москве на улице Огарёва. Её муж, журналист и писатель Александр Таланов, часто и тяжело болел. В 1969 году во время гастролей ей сообщили, что Таланов умер. Это стало для неё большим ударом и послужило поводом к психическому заболеванию. Вскоре она покинула театр, а после смерти домработницы осталась одна. Впоследствии её — уже совсем беспомощную и неприспособленную к самостоятельной жизни — отвезла в Ленинград племянница и поместила в сумасшедший дом. Как вспоминал близкий друг актрисы Ростислав Плятт,
Она пыталась репетировать «Синюю птицу» с соседями по палате, торопясь показать эту работу обожаемому ей Станиславскому! Неукротимая, она и умерла по-бирмановски — ни дня без театра!..
Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем.
Замечательная актриса! Жаль, что осталось так мало ее киноролей. Но каждая из них - это сокровище! Самая любимая моя роль - это мадам Ирэн в "Девушке с коробкой". Кто не видел - посмотрите обязательно и насладитесь обаянием и талантом этой удивительной и неповторимой актрисы!
"Есть версия, что вначале играть Старицкую должна была Фаина Раневская". Имеется даже фотопроба Раневской в этой роли. Показывали в какой-то передаче. Не знаю, как бы Старицкую сыграла Раневская, вероятно тоже замечательно. Но сыграла Бирман, и встала в ряд с другими шедевральными работами в этом фильме - Черкасова, Жарова, Кадочникова и других.
ДЕНЬ ПАМЯТИ НЕСРАВНЕННОЙ СЕРАФИМЫ БИРМАН.....
Преклоняюсь перед талантом актрисы ! Не обладая внешними данными. она своим мастерством заявила о себе, как о значительном явлении. И не только в отечественном кинематографе. Есть в созданных ею ролях самое главное --- их не возможно забыть ! Тётка царя в " Иване Грозном ", Ефросинья Старицкая, и сейчас при одном воспоминании вызывает у меня некоторую дрожь. Могучая фигура. женщины без сердца, руководимой только выгодой во всём. Несколько иного плана Констанция Львовна из фильма "Обыкновенный человек". Но не менее жестокая, с удовольствием отравляющая жизнь окружающим. Разные времена.... Нравы... Но есть, при всём различии, в обеих героинях нечто общее.
О великой актрисе можно говорить долго и только с восторгом !
С благодарностью вспоминаю, и не только в день памяти, Серафиму Германовну Бирман....
Поцелованная Богом актриса. Изумительный талант. В фильме "Обыкновенный человек" действительно все держится на ней. В кадре ждешь не красивых персонажей, а именно ее. Рассказывать о ней почти бессмысленно. Нужно ее видеть и слышать. Очень жаль, что так поздно узнала о такой великой актрисе. А случится быть на Новодевичьем - обязательно поклонюсь.
Бирман Серафима Германовн советская актриса театра и кино, театральный режиссёр и теоретик лауреат Сталинской премии первой степени, народная артистка РСФСР. Она была замечательным человеком, честь и совесть для нее не пустые слова. Она чувствовала людей, общалась со многими, но близких, надежных было не много. Всю свою жизнь она посвятила своей любимой работе. Замуж вышла за прекрасного человека, тоже публичного, он был корреспондентом, сценаристом, писателем - это Таланов Александр Викторович член Союза советских писателей и Союза журналистов СССР. Они покоятся вместе на Новодевичьем кладбище, если хотите поклониться, то колумбарий при входе левая сторона.
Она действительно скончалась в Ленинграде, там жила ее племянница, которая была самой близкой родственницей. В квартире на Огарева/Герцена после ее кончины, поселился внучатый племянник Андрей.
№33 Феодосия
Мы были очень близки, я старалась украсить ее старость, она всегда просила меня забегать к ней в свободную минутку.
Спасибо Вам дорогая Косова Валечка,за дружбу с Серафимой Германовной,за то что Вы скрасили её жизнь,за то что не оставляли её в одиночестве.Может ,если у Вас будет время и желание,Вы напишите здесь побольше о Вашей подруге,о её воспоминаниях и рассказах о её жизни и работе.
Спасибо за такой интересный рассказ об актрисе, а как получилось, что Бирман умерла в Ленинграде? Говорят ее забрали родственники, и умерла она чуть ли не в психбольнице.
Меня, совсем юную познакомила моя “вторая мама” – Эрденко Инна Михайловна. Я частенько была на ул. Огарева, в квартире Серафимы Гермовны, это 70-76 гг. Если я задерживалась с визитом, она меня разыскивала через И.М. Эрденко. Она уже была в преклонном возрасте, уже не работала в театре, писала книги, вела многочисленную переписку с поклонниками. Ко мне она относилась трепетно, с уважением, мы по долгу с ней беседовали о театре, о ее ролях в кино, она зачитывала свои новые тексты книг, просила высказывать мое мнение юной девушки. Сразу как я переступала порог, она меня в обязательном порядке выдворяла на кухню, к Грушеньке ( ее верная прислуга ) на угощения. Иногда мы гуляли с ней по ул. Герцена, но это было не просо, т.к. она уже редко выходила на улицу и я с большим трудом ее уговаривала пройтись. Мы были очень близки, я старалась украсить ее старость, она всегда просила меня забегать к ней в свободную минутку. Печальная новость о ее кончине пришла в мае 1976 года, урну мы захоронили в стене Новодевичьего кладбища, рядом с ее знаменитым мужем. Тогда фамилия моя была Косова Валечка (так называла меня Серафима Германовна). Я сохранила ее пластинки. Вечная ей память.
В кино меня приглашали в основном на роли комические. От многих я отказывалась.Я никогда не хотела быть «фарсеркой», актрисой, вымогающей смех зрителей.
обсуждение
Жаль, такая судьба выпала, но зато остались блестящие работы. Браво...
Мать была молдаванкой, происходила из зажиточной семьи и почти не говорила по-русски. Обучалась в институте благородных девиц, ещё подростком вышла замуж и родила двух дочек, а в 19 лет овдовела. Это был её второй брак; у Серафимы, помимо единоутробных сестёр,был младший брат Николай. Отец происходил из разночинцев, рано осиротел и, чтобы прокормить себя и сестру, давал уроки отстающим ученикам. За службу был удостоен личного дворянства. Тяготился обществом людей, в которых, очень требовательный к себе и окружающим, видел много недостатков, не умел доводить дел до конца. Рано вышел в отставку, а в 1908 году умер.
После окончания кишинёвской гимназии с золотой медалью Бирман провела год у старшей сестры, которая служила врачом в больнице села Чернолёвка Сорокского уезда. В 1906 году та, ещё будучи студенткой медицинских курсов в Санкт-Петербурге, приняла участие в массовке спектакля «Доктор Штокман» в постановке Константина Станиславского, который приехал в Петербург с гастролями. Вернувшись, она показала Серафиме подписанную фотографию режиссёра и посоветовала ей поступать в Московский Художественный театр.
Владевший имением в Чернолёвке К. Ф. Казимир разглядел в девочке талант и согласился оплатить ей первый год обучения в театральной школе. В июле 1908 года Бирман переехала в Москву, где одновременно поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье и в Драматическую школу А. И. Адашева. Училась вместе с Евгением Вахтанговым.
В 1911 году окончила школу и была принята в труппу МХТ. В 1913 году перешла в 1-ю студию МХТ. С 1924 по 1936 годСерафима Бирман актриса МХАТА 2-го.
В 1936—1938 годах Серафима Бирман работала в Театре МОСПС, поставила там спектакль «Васса Железнова» и исполнила в нём главную роль. После ареста В. Э. Мейерхольда продолжила работу над его постановкой оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева, мировая премьера которой состоялась в 1940 году в Оперном театре имени К. С. Станиславского. В 1938 году Серафима Бирман становится одним из основателей МДТ имени Ленинского Комсомола. Там она работала до 1958 года.
С 1958 года — в труппе Театре имени Моссовета.
Славу Бирман также принесли роли в кино. Начала сниматься ещё в 1918 году, сыграв эпизодические роли в криминальной драме «А он, мятежный, ищет бури…» и комедии «Заживо погребённый» по мотивам романа Арнольда Беннетта. Оба фильма снял Александр Волков незадолго до эмиграции (считаются утерянными). Вновь стала сниматься с середины 1920-х, в частности, сыграв яркие роли в популярных комедиях «Закройщик из Торжка» (1925) и «Девушка с коробкой» (1927).
В 1944 году исполнила одну из главных ролей в исторической постановке Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» — роль Ефросиньи Старицкой. Изначально режиссёр планировал на неё Фаину Раневскую, однако в кандидатуре ему было отказано, предположительно, из-за ярко выраженных семитских черт актрисы. За эту работу в 1946 году Бирман удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артиски РСФСР. Она также исполнила роль Старицкой во втором фильме о Грозном («Сказ второй: Боярский заговор»), снятом через год, однако руководство страны повдергло картину критике, и в прокат она вышла только в 1958 году. Тогда же Бирман вернулась в кино, исполнив ряд хараткерных комедийных ролей («Безумный день», «Обыкновенный человек»).
Жила в Москве на улице Огарёва. Её муж, журналист и писатель Александр Таланов, часто и тяжело болел. В 1969 году во время гастролей ей сообщили, что Таланов умер. Это стало для неё большим ударом и послужило поводом к психическому заболеванию. Вскоре она покинула театр, а после смерти домработницы осталась одна. Впоследствии её — уже совсем беспомощную и неприспособленную к самостоятельной жизни — отвезла в Ленинград племянница и поместила в сумасшедший дом. Как вспоминал близкий друг актрисы Ростислав Плятт,
Она пыталась репетировать «Синюю птицу» с соседями по палате, торопясь показать эту работу обожаемому ей Станиславскому! Неукротимая, она и умерла по-бирмановски — ни дня без театра!..
Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем.
Преклоняюсь перед талантом актрисы ! Не обладая внешними данными. она своим мастерством заявила о себе, как о значительном явлении. И не только в отечественном кинематографе. Есть в созданных ею ролях самое главное --- их не возможно забыть ! Тётка царя в " Иване Грозном ", Ефросинья Старицкая, и сейчас при одном воспоминании вызывает у меня некоторую дрожь. Могучая фигура. женщины без сердца, руководимой только выгодой во всём. Несколько иного плана Констанция Львовна из фильма "Обыкновенный человек". Но не менее жестокая, с удовольствием отравляющая жизнь окружающим. Разные времена.... Нравы... Но есть, при всём различии, в обеих героинях нечто общее.
О великой актрисе можно говорить долго и только с восторгом !
С благодарностью вспоминаю, и не только в день памяти, Серафиму Германовну Бирман....
Она действительно скончалась в Ленинграде, там жила ее племянница, которая была самой близкой родственницей. В квартире на Огарева/Герцена после ее кончины, поселился внучатый племянник Андрей.
Мы были очень близки, я старалась украсить ее старость, она всегда просила меня забегать к ней в свободную минутку.