Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Елена Ванке

Елена Ванке фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Обсуждение

Ванке Елена Стефановна

30 июня 1925 - 5 апреля 2014

Артистка балета.
Окончила Московское хореографическое училище.
Проработала в Большом театре 30 лет.

последнее обновление информации: 25.06.14

На съемках "Золушки" мы со Стручковой пели песни!

Истинные ценители искусства танца, которым посчастливилось видеть на сцене Большого театра Галину Уланову, Майю Плисецкую, Раису Стручкову, Ольгу Лепешинскую, Софью Головкину, конечно, помнят еще одно звучное имя: Елена Ванке. Утонченность и темперамент, величественность и простота, изысканность и гротеск - вот те слова, которые в полной мере характеризуют ее яркое дарование. Сегодня Елена Стефановна вспоминает некоторые моменты своей сценической жизни и, конечно, людей, создававших ту неповторимую атмосферу, в которой вершился триумф московского балета 1940-60-х годов.
- Елена Стефановна, расскажите, пожалуйста, как вас определили на учебу в Московское хореографическое училище?
- Как ни странно, подобная инициатива принадлежала не моей тете Надежде Алексеевне Капустиной - балерине Большого театра, а маме.
По этому поводу у меня с тетей состоялся серьезный разговор. Она предупреждала о сложности будущей профессии, о трудной работе, которой мне предстоит заниматься всю жизнь. Выслушав все, я, будучи шестилетним ребенком, спросила: «А кем же ты хочешь, чтобы я стала?» «Ну, хотя бы стоматологом!», - ответила она. Я нахмурилась и выпалила, что выступать на сцене гораздо интереснее, чем заниматься чужими зубами! В семь лет поступив хореографическое училище, я оказалась достаточно способной ученицей и сразу стала принимать участие в концертах школы и различных спектаклях Большого театра.
Надо сказать, что Капустина была очень яркой характерной танцовщицей. Бег Терезы со знаменем в руках в «Пламени Парижа» в ее исполнении поражал масштабом, силой, выразительностью. Она входит в плеяду выдающихся характерных танцовщиц того времени вместе с Ядвигой Сангович, Валентиной Галецкой, Сусанной Звягиной, Фаиной Ефремовой.
- Вы ведь были первой исполнительницей партии Аистенка в одноименном балете Дмитрия Клебанова?
- Да, это так. Я училась в четвертом классе, когда во время урока инструктор училища Наталия Сергеевна попросила меня выйти. В голове промелькнула мысль: «Что же я такого сделала, что меня вызывают во время урока?!» Выхожу в коридор, передо мной стоит любимый всеми учениками Александр Иванович Радунский. Он внимательно осмотрел меня со всех сторон. А я была очень худенькая, с длинными ногами и руками, с такой вытянутой фигуркой, что некоторые педагоги недоумевали: то ли меня не кормят, то ли я чем-то болею... В то время в училище принимали еще совсем маленьких детей: мне не было и семи лет, когда я поступила.
Очутившись в коридоре перед взрослыми людьми, я совсем растерялась. Александр Иванович совершенно бесцеремонно задрал мне юбочку, посмотрел на ноги и произнес только одно слово: «Годится!». Куда «годится» и что это значит, для меня осталось абсолютно непонятным. Позже поняла, что речь идет о постановке нового балета «Аистенок». Балетмейстеров Попко, Поспехина и Радунского все мы, ученики, прекрасно знали: ведь они были в первую очередь артистами Большого театра, а нас, детей, занимали тогда во всех операх и балетах Большого -так было принято.
Еще толком не понимая, кого же мне предстоит исполнять в новом балете, я уже мечтала о своем костюме, о красивой розовой пачке в блестках. Но когда костюм оказался готов, меня ждало глубокое разочарование. Вместо желанной пачки я увидела наряд Аистенка, который состоял из белого, расшитого перышками купальника с высокими проймами (чтобы ноги казались еще длиннее), белой шапочки с красным клювом, красного трико и красных пуантов. Сначала я ужасно расстроилась, но потом поняла, что мой Аистенок - все-таки главный персонаж балета!
Вообще спектакль был необыкновенно красочным и пользовался огромным успехом у зрителей. Дети в зале реагировали на происходящее живо и непосредственно. Например, они криками предупреждали героев об опасности, громко осуждали действия отрицательных персонажей.
- Какие еще воспоминания у вас связаны с периодом ученичества?
- Хорошо помню, как однажды, уже будучи ученицей старших классов, мне сильно «влетело» от тетки. Леонид Якобсон поставил для школьного концерта на меня и Юру Никитина (он был старше) лирический дуэт «Сновидение». Мне ужасно хотелось выглядеть привлекательно, и я ничего лучше не придумала, чем пойти перед выступлением на Кузнецкий мост к парикмахеру Ивану Ивановичу (у которого в клиентках были почти все артистки Большого) и сделать себе умопомрачительную прическу. После сеанса красоты, радостная и довольная, побежала обратно в училище. Первой, кого встретила, была Капустина. По непонятной мне тогда причине она вместо восторга пришла в ужас и с криком «Что ты с собой сделала?! Ты похожа на старую вдову!» потащила меня мыться. Не обращая внимания на мои слезы и протесты, Надежда Алексеевна смыла весь труд мастера под струей воды и причесала меня так, как считала нужным: аккуратно и просто.
Наш номер тогда имел успех. Он строился на сложных поддержках: Никитин выносил меня, лежащую горизонтально, на вытянутых руках Я играла спящую девушку, которая пробуждалась от поцелуя. На репетициях, в момент поцелуя, я ужасно смущалась.
В год моего выпуска началась война. Училище эвакуировали в Васильсурск, а Большой театр - в Куйбышев. Все выпускники остались в Москве. В то время я жила в доме на Кузнецком мосту и из своих окон видела окна репетиционных залов Большого театра. Вместе со мной в доме жил замечательный артист Большого театра Владимир Александрович Рябцев - мы часто встречались с ним в бомбоубежище. Однажды в убежище Рябцев сказал мне, что собираются открывать Филиал Большого. Я его попросила, чтобы в новую труппу взяли и наш класс.
В те же дни шла как-то мимо Манежа. Вдруг около меня останавливается мотоциклист со словами: «Ляля, куда ты идешь?». Этим мотоциклистом оказался Михаил Маркович Габович, который тоже остался в Москве и заведовал набором артистов для новой труппы. Я в прямом смысле слова вцепилась в него, уговаривая взять нас в театр на любых условиях. Он обещал подумать, а я тем временем собрала всех ребят и рассказала о предстоящем наборе. Несмотря на то, что работать надо было бесплатно, согласились все. Вечером в убежище я поделилась новостью с Рябцевым. Вскоре весь наш класс приняли в труппу. Были поставлены балеты «Коппелия», «Тщетная предосторожность». Через некоторое время артисты из эвакуации стали возвращаться в Москву, и мы танцевали даже «Лебединое озеро».
- - Вы проработали в Большом театре 30 лет. Какими были эти годы?
- Интересными и насыщенными событиями. Я очень любила дело, которым занималась. В нашем театре каждый мог проявить себя. Однажды со мной произошел необычный случай. В день спектакля - давали «Коппелию» - я шла по коридору и услышала доносившейся из канцелярии голос Елены Михайловны Ильющенко. Она что-то громко обсуждала с заведующим труппой Сергеем Владимировичем Шашкиным. Я подошла к ним. Оказалось, что вечерний спектакль на грани срыва - заболели все четыре исполнительницы труднейшей вариации Зари. Не знаю, что меня подвигло в тот момент заявить: «Могу станцевать сегодня». Оба разом посмотрели на меня. «Ты?! - удивилась Елена Михайловна, - Ляля, ты не шутишь? Ты что, знаешь порядок?» Тут я совсем обнаглела: «А чего там знать? Я же участвую в спектакле и, конечно, знаю эту вариацию». «Хорошо, - сказала Ильющенко, - Сергей Владимирович, мы с Лялей идем в зал репетировать, дайте нам концертмейстера, через пятнадцать минут я спущусь к Вам и скажу, сможет она танцевать или нет. А ты, Ванке, иди, переодевайся, я жду тебя в зале». Вечером на спектакле присутствовало все руководство театра - смотрели, как я справлюсь. Не помню, как танцевала: от волнения вся вариация прошла, как во сне. Но на следующий день вышел приказ, согласно которому мне полагалась премия пятьсот рублей, а вариация Зари прочно вошла в мой репертуар.
- Какая у вас была любимая партия?
- Я очень любила игровые партии. Особенно - Фею Карабос в «Спящей красавице» и Мачеху в «Золушке». В этих образах я чувствовала себя, как рыба в воде. Они давали широкие возможности для творческого поиска новых игровых приемов, нюансов и оттенков.
Еще одним ярким образом в моей сценической биографии можно назвать леди Капулетти в «Ромео и Джульетте». В этот балет меня ввел Александр Иванович Радунский - добрый, внимательный и очень тонкий человек и педагог. Он же был и моим партнером. Роль матери враждующего семейства далась мне непросто: я стала ее исполнять сразу после Елены Михайловны Ильющенко и приблизиться по силе воздействия к ее игре оказалось довольно трудной задачей. Для меня «Ромео и Джульетта» являлся самым эмоционально напряженным спектаклем: чтобы исполнение получилось масштабным и убедительным, надо было выкладываться на двести процентов, играть «на надрыве». В сцене, когда убитого Тибальда кладут на носилки, я с трудом сдерживалась, чтобы не закричать.
Однажды во время своего пребывания в Москве на «Ромео и Джульетту» пришел президент Франции Шарль де Голь. Мне выпала честь исполнять в этот день леди Капулетти. Спектакль прошел на необыкновенном подъеме - после окончания Шарль де Голь вместе с нашим директором Михаилом Ивановичем Чулаки пришел за кулисы познакомиться с артистами. Он был просто в восторге от балета. А Михаил Иванович шепнул мне на ухо, что гость не смог сдержать слез в моей сцене прощания с Тибальдом. Было очень приятно.
Конечно, самое сильное воздействие на зрителя в «Ромео и Джульетте» производила Галина Сергеевна Уланова. Находиться вместе с ней на сцене было огромным счастьем.
- Не могли бы вы поделиться своими воспоминаниями о Галине Сергеевне?
- Помню Уланову с того времени, когда она только начинала работать в Большом. По-ленинградски сдержанная и несколько отстраненная, сначала Галина Сергеевна ни с кем тесно не общалась. Первой, с кем она подружилась, была Капустина, так как они вместе оказались в одной артистической уборной. Тетя часто приводила свою новую знакомую к нам в гости на Кузнецкий мост. Так постепенно я тоже сдружилась с Галиной Сергеевной. Впоследствии Уланова, Лепешинская, Капустина и Ильющенко пригласили меня занять освободившееся место в их роскошной артистической комнате. Мы с Галиной Сергеевной стали довольно много общаться. В свободное время часто ездили на ее машине куда-нибудь погулять.
Однажды произошел один памятный случай. Театр был на гастролях в Англии. Как-то, по приглашению городского университета, часть труппы отправилась в Итон. Там мы с Галиной Сергеевной решили пройтись по парку. Надо сказать, что Уланова обожала собак, так что у гулявшего неподалеку от нас белого пуделя не было никаких шансов остаться ею незамеченным. Хозяйка пуделя - пожилая англичанка - оказалась очень приветливой и несказанно обрадовалась, когда узнала, что перед ней русские артисты и сама «неподражаемая Джульетта».
Наши триумфальные гастроли закончились, и театр вернулся в Москву. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время Галина Сергеевна показала мне присланную из Англии фотографию с шестью маленькими белыми пуделятами. К фотографии прилагалось письмо, из которого следовало, что хозяйка того самого пуделя в Итонском парке, восхищенная талантом Улановой, хочет подарить ей в знак своего глубокого уважения щенка такой же породы. В скором времени Галина Сергеевна поехала встречать в аэропорт необыкновенную посылку из Англии в виде пуделя по кличке «Большой». В самолете он летел как полноправный пассажир, имея свое отдельное место в салоне, а в качестве сопровождавшего его лица выступала певица лондонского оперного театра. После длительной регистрации необычного пассажира Галина Сергеевна, наконец-то, смогла увезти его домой, куда уже были приглашены все ее знакомые. Большик оказался совсем маленьким щенком розового цвета. Так он поселился в доме Улановой, а их взаимная любовь продолжалась до самой его смерти. Из-за невозможности самой ухаживать за своим любимцем Галина Сергеевна назначила на эту почетную должность работницу Нюру, которая должна была вовремя кормить Большика специальным кормом и надевать ему на прогулку в холодную погоду утепленное пальто. С появлением Большуни гулять мы ездили уже втроем...
- Вы играли Мачеху в фильме «Хрустальный башмачок» по балету «Золушка». Расскажите, как проходили съемки?
- Чрезвычайно весело и интересно. Воспоминания о «Золушке» у меня, в основном, связаны с именем Раечки Стручковой, которая, на мой взгляд, является лучшей исполнительницей этой партии. Струня, как мы ее ласково называли, была необыкновенно веселым и жизнерадостным человеком. И на съемочной площадке, и за кулисами театра она умела рассмешить и заразить своим хорошим настроением абсолютно всех. В павильоне, где снимали фильм, стояло огромное бутафорское кресло. Бывало, усядемся туда вместе с Раей и начнем песни распевать, а наш режиссер Александр Артурович Роу увидит это и закричит оператору: «Вот что снимать-то нужно!» Картина и правда была очень живописной: сидят рядом Золушка с Мачехой и песни поют!
- После ухода из театра вы работали в цирковом училище?
- Да; я преподавала там, вела класс. Помню, как учила Розу Хусаинову ходить по канату на пальцах. У меня сложились очень теплые отношения с учениками и коллегами-педагогами циркового училища.
- Расскажите, пожалуйста, про свою семью.
- С моим мужем Виктором Георгиевичем Зозулиным мы вместе уже почти тридцать пять лет. С самого детства он очень увлекался музыкой, самостоятельно овладел несколькими музыкальными инструментами. Во время войны участвовал во фронтовом оркестре. После окончания - активно стал интересоваться театром. Одно время Виктор Георгиевич занимал должность директора Центрального дома работников искусств. Вообще он никогда не был в стороне от моей театральной жизни. Всех гостей - и Галину Сергеевну Уланову, и Катю Максимову с Володей Васильевым - мы всегда принимали вместе. Специально для Улановой Витя готовил свои фирменные блины, которые она очень любила.

Беседовала Александра Рыжкова

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 3
Людмила Лисогор-Гейда, 59 лет (Бердск, Новосибирской области)   2.10.2017 - 15:43
Красавица! Бондарчук собрал в своём фильме самых красивых женщин Советского Союза! читать далее>>
№ 2
Люсьена Вилкова (Арсеньев)   24.10.2014 - 15:55
Очень красивая женщина! читать далее>>
№ 1
юрий д   13.02.2013 - 16:39
признатся я не балетный человек сужу лишь по фото и интервью (например в "Балете" за 2009) там о ней написано лучше чем напишу я выразительное лицо и очень выразительные глаза ролей мало но... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
«Тело»
Ролики фильмов

«Тело»

Девушка, страдающая от необычного заболевания, хочет заменить свою кожу - чужой. Но для этого надо убить другого человека.