Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Александр Шатрин

Александр Шатрин (Абрам Шапиро) биография
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Театральный деятель
Фильмография
Театры

Шатрин Александр Борисович

Абрам Шапиро

Родился 3 августа 1919 года.

Заслуженный артист РСФСР (1958).

В 1939 году окончил московское Театрально-музыкальное училище имени Глазунова (отделение драматических актеров). В 1939-1946 годах служил в Красной Армии, был актером, затем режиссером Ансамбля песни и пляски. В 1951 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (педагоги А. Д. Попов и М. О. Кнебель).
В 1952-1955 годах работал режиссером в Иркутском театре. Ставил спектакли в Иркутском театре музыкальной комедии и в ТЮЗе.
В 1955-1959 годах был режиссером Центрального театра Советской Армии.
В 1958-1960 годах работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола.
С 1960 по 1964 год работал в московском Театре имени Ермоловой — сначала очередным, а затем главным режиссером.
С 1964 года ставил спектакли в разных театрах. Для артистов К. Федоровой и В. Привалова в 1963 г. поставил литературный спектакль по очерку Е. Микулиной "У сына на чужбине".

Умер в Москве в 1978 году.
театральные работы
Иркутский театр
«Живой труп» Л. Толстого (1951)
«Собака на сене» Лопе де Веги (1952)
«Мать своих детей» А. Афиногенова (1953)
«Разлом» Б. Лавренева (1954)
«Годы странствий» А. Арбузова (1954)
«С любовью не шутят» П. Кальдерона
«Платон Кречет» А. Корнейчука
«На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка
«Иван Рыбаков» В. Гусева
«Дипломат» С. Алешина
«Через сто лет в берёзовой роще» Вадима Коростылева

Центральный театр Советской Армии
«Москва, Кремль!» А. Афиногенова (1956, совместно с А. Поповым)
«Поднятая целина» по Шолохову (1957, совместно с А. Д. Поповым)
«Титаник-вальс» Т. Мушатеску (1956)
«Моя семья» Э. де Филиппо (1957)
«Люди, которых я видел» С. Смирнова (1958)
«Юстина» Х. Вуолийоки (1958)
«Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, Вс. Азарова, А. Крона (1957)
«Внук короля» Л. Шейнина (1959, совместно с Д. В. Тункелем)

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
«Никто» Э. де Филиппо (1958)
«Горькая судьбина» А. Писемского (1960)
«Три толстяка» Ю. Олеши (1960) - диплом 1-й степени на фестивале «Белые ночи» по Ф. Достоевскому

Московский театр имени Ермоловой
«Мой друг» Н. Погодина (1961)
«Игра без правил» Л. Шейнина (1961)
«Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо (1962) «Сотворившая чудо» У. Гибсона (1963)

Белорусский драматический театр имени Я. Купалы
«Дядя Ваня» А. Чехова (1965)
Малый театр
«Старик» М. Горького (1968)
«Господин Боркман» Г. Ибсена (1969)
Московский драматический театр
«На нашей улице» Э. Брагинского (1959)
Театр Сатиры
«Над пропастью во ржи» по Д. Сэлинджеру (1965)
«Старая дева» И. Штока (1966)
Театр имени Гоголя
«Мсье Топаз» М. Паньоля

последнее обновление информации: 30.09.19
Золотой век режиссуры

...А вот с Александром Борисовичем Шатриным я познакомилась тогда, в свои студенческие годы.
Сегодня люди умиляются, услышав, что некая студентка университета не может жить без театра. В наше время без театра не мог жить весь университет. В переполненном актовом зале часто шли бурные обсуждения новых спектаклей драмтеатра с приглашением постановочной группы. На таком шумном собрании я и увидела его впервые.

Александр Борисович пришел послушать, что думает молодежь о его первой иркутской постановке — спектакле по пьесе Говарда Фаста «Тридцать сребреников». Он сразу же покорил собравшихся не только своеобразной художнической логикой, но и удивительным обаянием, заинтересованностью суждениями темпераментных зрителей.

Прознав, что у филологов существует кружок театральных рецензентов, он немедленно появился у нас на заседании. Стал приходить часто. Вел разговоры о природе театра, о методах создания спектаклей. Мы немедленно все в него влюбились — в его огромные темные глаза, волнистую шевелюру, в его необыкновенную доброжелательность. Его просто обожали, хотя про себя и посмеивались над его привычкой через каждые десять минут упоминать своих гитисовских педагогов: «Мои учителя Алексей Дмитриевич Попов и Мария Осиповна Кнебель...».

Александр Борисович был переполнен одной-единственной страстью — театром, любовью к нему. Он стремился заразить ею всех, кого встречал на пути. Счастьем было попасть в орбиту его внимания. Общение с Шатриным было началом моего театрального образования.

Учил Шатрин и своими спектаклями, всегда удивительно человечными, полными внимания к актеру. При всей гармонии других компонентов спектакля главным для него был действующий герой со всем его душевным богатством и особенностями. Этим и запомнились его спектакли. Поставленная с молодежью театра комедия Кальдерона «С любовью не шутят», «Живой труп» Л.Толстого, где интересно играли Федю Протасова Александр Терентьев и Владимир Серебряков, князя Абрезкова—Алексей Павлов, Каренину — Галина Крамова. Не забыть и маленький эпизод — Абрама Руккера в роли Гения. О спектакле «Мать своих детей» с Екатериной Барановой в главной роли вряд ли можно что-то добавить — столько о нем написано и сказано.

О каждой постановке Шатрина есть что вспомнить, что сказать. «Собака на сене» Лопе де Вега, «Платон Кречет» А.Корнейчука, «На золотом дне» Д.Мамина-Сибиряка, «Иван Рыбаков» В.Гусева и т.д. К этому можно добавить постановки на других иркутских сценах — в ТЮЗе и в Театре музыкальной комедии. Каждая его работа была не только радостью для зрителей, но и великой школой для актера.

Один из любимых моих спектаклей Шатрина — «Годы странствий». А.Арбузов, несомненно, был ЕГО драматургом: лирический строй драматурга и режиссера, их художественное мышление каким-то чудесным образом совпадали.

Никогда не забыть читку только что появившейся пьесы Арбузова «Иркутская история», которую устроил Александр Борисович. Группа людей театра и друзей театра собралась ночью, после спектакля, на сцене. Мы сидели полукругом лицом к темному провалу зрительного зала. Перед нами за столиком из гарнитура каких-то прошлых времен с гнутыми золочеными ножками сидел Александр Борисович. Единственный источник света — настольная лампа — освещала его лицо. Он читал — нет, скорее играл пьесу, увлеченно, вдохновенно. Впечатление от той читки не смог после перебить ни один спектакль по «Иркутской истории», а видеть их пришлось много.

До сих пор помнятся в деталях, но не в постановочных — в человеческих — «Годы странствий». У режиссера было какое-то удивительное чутье на персонажа, на внутреннюю связь с ним актерской индивидуальности. После его распределений казалось, что Арбузов писал роли именно для этих исполнителей.

Умение раскрыть в актере ему самому неведомое было свойственно режиссеру Шатрину. «Чистопородный» социальный герой Александр Николаевич Терентьев удивительно неожиданно сыграл в спектакле Шатрина «Суббота, воскресенье, понедельник» маленького служащего, замотанного семьей и работой, утерявшего было вкус к жизни. В том же спектакле удивительно сыграла непривычную для себя острохарактерную роль деспотичной мамаши Галина Алексеевна Крамова.

Вот мы и добрались до одной из основных заслуг Шатрина перед российским театром — открытие драматургии Эдуардо де Филиппо. Один из создателей направления, прозванного неореализмом, препарирующим жизни и души простых людей, был по своим устремлениям в искусстве чрезвычайно близок к Шатрину. Шатрин поставил спектакли по пьесам Эдуардо де Филиппо в Центральном театре Советской армии («Моя семья»), в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола («Никто»), в театре имени М.Ермоловой и в Иркутском драмтеатре имени Н.П.Охлопкова («Суббота, воскресенье, понедельник»).

Александр Борисович побывал в Италии, в театре Эдуардо де Филиппо, который был не только драматургом, но и режиссером, и актером. А Эдуардо посетил Советский Союз с одной целью — увидеть свои пьесы в постановке Шатрина.

С присущим ему юмором Шатрин рассказывал, как поздним вечером они с Эдуардо де Филиппо метались по столичной улице Горького, пытаясь попасть в какой-нибудь ресторан. Тщетно — нигде не было мест. Кажется, потом все-таки удалось проникнуть в ресторан ВТО. Не принимать же одного из великих драматургов современности хоть и в благоустроенной, но коммуналке!

Наталья Флорова, специально для «Байкальских вестей».

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram