Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Александр Чертов

Александр Чертов биография
Годы жизни
Категории
Актёр, Театральный деятель
Фильмография
Театры

Чертов Александр Семёнович

28 марта 1908, Симферополь, Крым, Россия - 13 февраля 2005, Саратов

Режиссер и педагог театра кукол.
Заслуженный артист РСФСР (11.08.1961).

После окончания школы в 1926 году начал работать в качестве актера в трудовом коллективе драмы при райпрофбюро города Севастополя. А в 1927 года он переехал в Тифлис, где работал в Тифлисском передвижном рабочем театре — ТПРТ.
В 1929-1932 годах учился в Ленинградском техникуме сценических искусств на отделении режиссуры, которым руководил Владимир Николаевич Соловьев. Затем работал в Минске преподавателем специальных дисциплин в техникуме сценических искусств и в театрах: ТЮЗе и драме. Выступил инициатором создания в Донецке Дома художественного воспитания детей - ДХВД, где и работал педагогом с группой детей, обучая их азам искусства. Трое из его воспитанников стали выдающимися людьми в области литературы и искусства. Это известный писатель Леонид Лиходеев, поэт Юрий Левитанский и актер Семён Соколовский.
С 1935 по 1941 гг. работает и одновременно обучается в вахтанговской студии у Б. Е. Захавы. Его определяют ассистентом на курс драмы к мастерам И. М. Толчанову и Е. В Ляуданской.
В августе 1945 года он впервые приехал в Саратов и начал преподавать в драматической студии при ТЮЗе. Из одиннадцати учеников, закончивших ее, трое станут впоследствии народными артистами СССР. Это Валентина Ермакова, Зоя Спирина и Николай Михеев. Родоначальник школы актеров театров кукол в Саратове, создавший это отделение и бессменно им руководивший более двадцати лет сначала в Театральном училище им. И. Слонова, а потом на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.
В работе с куклой А. С. Чертов требовал точного пластического рисунка в движениях куклы, оправданного и фиксированного жеста, точного совпадения речевой характеристики с образом куклы.
театральные работы
Постановки: «Царь-водокрут», «Никита Кожемяка и Змей Горыныч», «Иван – крестьянский сын»
призы и награды
В июне 1945 г. награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

последнее обновление информации: 10.01.14

Патриарх и его «деточки»

Он присутствовал на репетициях Всеволода Мейерхольда, учился у одного из основателей вахтанговской школы Бориса Захавы, на протяжении всей жизни дружил с Борисом Равенских, народным артистом СССР и главным режиссером Малого театра… И воспитал, как педагог, множество талантливых учеников, разъехавшихся в свое время по Союзу, а ныне не забывающих о своем учителе, даже пребывая за границей.

Столетие Александра Семеновича Чертова стало для его воспитанников в конце марта еще одним важным поводом, чтобы вспомнить этого уникального человека, который не дожил двух с половиной лет до своего трехзначного юбилея.

Родился Чертов в 1908 году в Крыму, в интеллигентной семье. Еще учась в гимназии, пробует себя на актерском поприще. Затем – Ленинград, учеба в театральном техникуме, переписка с Захавой, который пригласил его вскоре в Москву, в Щукинское училище, ассистентом режиссера.

Об этих и других фактах биографии заслуженного артиста РФ говорили в самой что ни на есть неформальной обстановке коллеги, ученики, знакомые Александра Семеновича на презентации книги «Рыцарь театра», посвященной его жизни и творчеству. Она только что вышла в свет в Саратове, в издательстве «Аквариус». Вечер прошел в Саратовском театре юного зрителя, где Чертов также плодотворно работал.

В книге собран богатый материал, который в своем хронологическом ряде, собственно, отображает даже не столько жизненный путь конкретного актера и организатора театрального дела, а общие черты поколения, прошедшего и через революцию, и через годы репрессий, и относительно «благополучный застой», и время перестройки и крушения, как многим казалось, всех идеалов.

Поразительно, но Чертов во все эпохи сохранял независимость и позитивное отношение к жизни. Автор этих строк приятно обнаружил при личном знакомстве, а было это в 2004 году, что в свои 96 лет Александр Семенович активно интересуется новейшими веяниями в популярном искусстве. Свидетельство тому была громко включенная музыка молодежного канала «Муз-ТВ» в его кабинете, которая действительно вносила определенно новое в интерьер со стеллажами еще дореволюционных книг. Его любимое слово в общении с людьми было «деточка», и в этом, по признанию многих, лично соприкасавшихся с Александром Семеновичем, светилось нечто такое, что роднило его со сказочником и исключало какую-либо фамильярность или легкомысленность. И такая доброта, выраженная в слове, приносила внушительные результаты.

В разные периоды «деточками» Чертова-педагога стали литераторы со всероссийским именем: Юрий Левитанский и Леонид Лиходеев, саратовские знаменитости Валентина Ермакова и Зоя Спирина. Сам же Чертов, видимо, подспудно чувствуя в себе дар учителя, много сил отдал теории и практике кукольного театра, по-своему обосновывая его значение в развитии ребенка. В театральном училище имени Слонова, а затем на театральном факультете консерватории он слыл «саратовским Сергеем Образцовым».

Алексей ГОЛЯКОВ

«Такого режиссёра саратовская труппа ещё не знала»

...Но об одном из режиссёров забывать никак нельзя.

Александр Семёнович Чертов приехал в саратовский «Теремок» в 1965 году. На тот момент у него за плечами уже была такая творческая судьба, которой можно позавидовать.

Те строки, что взяты эпиграфом к этому материалу, были написаны журналистом и поэтом из Читы и посвящались кукольному театру под руководством Чертова. В Чите кукольный театр Чертов буквально воссоздал из пепла, и он, театр, засверкал, о нём заговорили. А ведь кроме Читы была работа в Тифлисе, Иванове, Воронеже, других городах.

В 65-м году он попал в Саратов по направлению, но город не был для него чужим. В сороковых Чертов вёл здесь театральную студию. Поэтому предложение стать режиссёром в нашем театре кукол он принял с воодушевлением.

Всего два года он прослужил в театре, поставил два спектакля — но каких! «Царь Водокрут» Евгения Шварца и «Иван-царевич и Серый Волк» стали жемчужинами в репертуаре «Теремка». «Иван Царевич…» шёл более 200 раз!

«Такого режиссёра саратовская труппа ещё не знала, — пишет в воспоминаниях о муже Татьяна Чертова. — Это был режиссёр-философ, режиссёр-педагог. Для него важна была атмосфера творчества, в которую он погружал актёра, чтобы тот был пропитан ею, чтобы потом через него дыхание этой атмосферы передавалось зрителю. <…> Ему хотелось, чтобы актёры были не просто ремесленниками, чтобы они понимали философский афористичный язык театра кукол, чтобы они были его единомышленниками в полном смысле этого слова».

Однажды произошла такая история. В один из дней в театре должен был идти «Царь Водокрут». Чертов, который не мог видеть сцены, но знал, что по времени спектакль уже должен был начаться, услышал полную тишину.

— В чём дело? — спросил он у администратора. — Кто сорвал спектакль?

— Никто не сорвал. В зале полный аншлаг, — отвечали ему.

Чертов выглянул в зал: все 350 мест были заняты. Но там стояла оглушительная тишина. Даже дыхания не было слышно — так поглощены были дети происходящим на сцене.

В 1967 году из-за внутренних интриг Чертов вынужден был покинуть Саратовский театр кукол и полностью посвятил себя педагогической работе в театральном училище им. Слонова. В числе его учеников — Зоя Спирина, Валентина Ермакова, Татьяна Кондратьева (служит в «Теремке» и сегодня).

Анна Мухина

Газета Недели в Саратове №37 (78) - 21.10.2009

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен