Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Павел Марков

Павел Марков фотография
Годы жизни
Категория
Театральный деятель
Театры
МХАТ 1925 - 1949, 1955 - 1962
Малый театр 1951 - 1955

Марков Павел Александрович

10 (22) марта 1897, Тула - 5 апреля 1980, Москва

Русский советский театральный критик, режиссёр, историк и теоретик театра, педагог.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
Доктор искусствоведения (1960).

В 1921 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Театральную деятельность начал в 1920 году в Студии сатиры. С 1919 года выступал как критик, рецензент, очеркист.

В 1923—1924 годах Марков вёл режиссёрско-педагогическую работу в 3-й Студии МХАТ. В 1925—1949 годах заведовал литературной частью МХАТа и в этом качестве немало способствовал утверждению в репертуаре театра современной советской драматургии.

В 1933—1944 годах был заведующим художественной частью Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко. В 1944—1949 годах — художественным руководителем Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
В 1951‒1955 годах - режиссёр и председатель литературного совета Малого театра.
В 1955—1962 годах был режиссёром МХАТа.

С 1939 года преподавал в ГИТИСе, с 1943 года — профессор.

Был членом редакционной коллегии (том 1) и главным редактором (тт. 2—5) Театральной энциклопедии в 5 томах.

Книги и публикации:
Новейшие театральные течения (1898—1923). — М., 1924
Московский Художественный театр. 1898—1948. — 1950. совместно с Н.Н.Чушкиным
В.Ф.Комиссаржевская. — 1950.
Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. — М: ВТО, 1960.
О театре. В 4-х т. — М: Искусство, 1974.
Книга воспоминаний. — 1983.

П.А.Марков выведен в образе Миши Панина в «Театральном романе» М.А.Булгакова.
театральные работы
Постановки
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:
«Семья» Ходжи Эйнатова (1940, совместно с Д. В. Камерницким)
«Суворов» С. Н. Василенко (1942, совместно с П. И. Румянцевым)
«Кащей Бессмертный»
«Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (оба в 1944)
«Любовь Яровая» В. Р. Энке (1947, совместно с П. С. Златогоровым)
«Любовь поэта» («Сказки Гофмана») Ж. Оффенбаха (1948)
В Малом театре:
«Северные зори» Н. Н. Никитина (1952, совместно с К. А. Зубовым)
«Порт-Артур» Попова и Степанова (1953, совместно с К. А. Зубовым)
«Проданная колыбельная» Лакснесса (1955)
МХАТ:
«Золотая карета» Л. Леонова (1957, совместно с В. А. Орловым и В. Я. Станициным)
«Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (1960, совместно с Б. Н. Ливановым и В. П. Марковым)
призы и награды
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1966) - за сборник статей "Правда театра" вместе с книгой "Режиссура В.И.Немировича-Данченко в музыкальном театре".

Награжден орденом Ленина.

последнее обновление информации: 08.07.17

Первая статья Три спектакля мелодрамы появилась в 1919 в «Вестнике театра», вскоре Марков стал обозревателем журнала. Публиковался также в изданиях «Художественная жизнь», «Театральное обозрение», «Культура театра». Первая книга, Новейшие театральные течения, появилась в 1924. В 1925 Вл.И.Немирович-Данченко пригласил уже известного молодого театрального критика на должность заведующего литературной частью Художественного театра. На афише театра появились Дни Турбиных М.А.Булгакова, Бронепоезд 14-69 Вс.В.Иванова. Позже, к его юбилейной дате, О.Л.Книппер-Чехова напишет: «Театру был нужен культурный, образованный, чуткий к нашим устремлениям человек, человек, который мог бы создать такой репертуар». Действительно, в формировании репертуара Художественного театра Марков сыграл огромную роль. Благодаря его усилиям в театре шли пьесы Иванова, Л.М.Леонова, М.А.Булгакова, В.П.Катаева, Ю.К.Олеши, А.Н.Афиногенова. Он привел в театр Вс.Вишневского, В.В.Маяковского, который хотел написать пьесу для Художественного театра. Марков-завлит Художественного театра – явление уникальное, его книга В Художественном театре. Книга завлита может служить учебником для тех, кто избирает для себя эту редкую профессию. Он «безошибочно улавливал момент рождения драматурга» (Н.Крымова), абсолютно точно чувствовал, что нужно театру и зрителю. В 1928 вместе с Н.П.Баталовым, Ю.А.Завадским, М.И.Прудкиным, И.Я.Судаковым, Н.П.Хмелевым Марков вошел в молодую дирекцию МХАТа. Работая в театре, он знал его изнутри и, может, поэтому обладал таким удивительным, высокоразвитым чувством театра. Он работал во всех жанрах театральной критики, как никто другой понимал природу творчества актера, ему принадлежат блистательные актерские портреты. Его героями были такие разные артисты, как Москвин и Орленев, Качалов и Михоэлс, Южин и Хмелев, Ермолова и Коонен, Чехов и Давыдов, Тарасова и Бирман. Главное достоинство Маркова-критика – обьективность. Его исторические исследования, в которых отражены почти все этапы истории дореволюционного театра, поражают документальной точностью, практически все им написанное выдержало проверку временем.

Впервые имя Маркова-режиссера МХАТа появилось на афише спектакля Золотая карета Леонова (1957). До этого он принимал непосредственное участие в выпуске спектаклей Дни Турбиных, Бронепоезд 14-69, Хлеб В.М.Киршона, Страх Афиногенова, Братья Карамазовы (1960) по Ф.М.Достоевскому.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен