Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Самуил Самосуд

Самуил Самосуд фотографии
Годы жизни
Категория
Театральный деятель
Театры
Фотоальбом

Самосуд Самуил Абрамович

2 (14) мая 1884, Тифлис, Российская империя (ныне - Тбилиси, Грузия) — 6 ноября 1964, Москва.

Дирижёр, педагог, виолончелист.
Народный артист Республики (1936).
Народный артист СССР (2.06.1937).

В 1906 году окончил Тбилисское музыкальное училище у А. Поливко по классу виолончели, играл в различных оркестрах. Позднее учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Казальса и в «Схола канторум» (по классам композиции у B. д'Энди и дирижирования у Э. Колонна).

По возвращении в Россию — виолончелист оркестра петербургского Народного дома. В 1910-1917 годах — дирижёр оперного театра Народного дома, где под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». В 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина.
Самосуд вспоминал:
«Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию. Повседневное общение с Шаляпиным — гениальным певцом, актером и режиссером — было для меня громадной творческой школой, открывшей новые горизонты в искусстве».

В период 1917—1919 годах работал в Петроградском театре оперы и балета, затем был главным дирижёром и художественным руководителем Малого оперного театра (ныне - Михайловский театр).

В 1936 года был вызван в Москву, где возглавил Большой театр (до 1943 года). В 1943—1950 годах — главный дирижёр Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Руководил также оперно-симфоническим оркестром Всесоюзного Радиокомитета (1951—1953). В 1953 году на его основе организовал и возглавил Симфонический оркестр Московской филармонии (1953—1957). Руководил Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР (1957—1964).
Под его управлением впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория "На страже мира" (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил концертные постановки многих оперных произведений («Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Сорока-воровка» и «Итальянка в Алжире» Дж. Россини, «Чародейка» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащей бессмертный», «Моцарт и Сальери» и «Пан воевода» Н. Римского-Корсакова, «Богема» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло).
Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произведения, выдающееся педагогическое дарование - сделали дирижёрскую деятельность Самосуда одной из ярких страниц истории советского музыкального театра.

С 1929 года преподавал дирижирование в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Косакова (с 1934 года — профессор).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
театральные работы
«Кармен» Ж. Бизе
«Пиковая дама» П. Чайковского (режиссер - В. Мейерхольд)
«Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1923)
«За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака (1925)
«Похищение из сераля» В. А. Моцарта (1925)
«Двадцать пятое» С. Штрассенбурга по поэме Маяковского «Хорошо» (1927)
«Прыжок через тень» Э. Кшенека (1927)
«Джонни наигрывает» Э. Кшенека (1928)
«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (1928)
«Фальстаф» Дж. Верди(1929)
«Нос» Д. Д. Шостаковича (1930)
«Камаринский мужик» В. Желобинского (1933)
«Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1934)
«Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935)
«Именины» В. Желобинского (1935)
«Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1937, новая редакция)
«Поднятая целина» И. И. Дзержинского (1937)
«Иван Сусанин» М. И. Глинки (1939)
«Иоланта» П. И. Чайковского (1940)
«В огне» Д. Б. Кабалевского (1941)
«Война и мир» С. С. Прокофьева (1946, реж Б. Покровский)
«Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1947, 2-я редакция 1951)
«Любовь Яровая» В. Р. Энке
«Нищий студент» К. Милликера
«Фрол Скобеев» Т. Н. Хренникова
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1941) — за постановку оперного спектакля «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку оперного Спектакля «Война и мир» С. С. Прокофьева.
Сталинская премия второй степени (1952) — за постановку оперного спектакля «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского.
Орден Ленина (1937).
Орден Трудового Красного Знамени (1964).
Орден «Знак Почёта» (28.02.1936).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

последнее обновление информации: 09.01.19

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
«Дылда»
Ролики фильмов
«Дылда»
История двух женщин-фронтовичек, которые пытаются вернуться к нормальной жизни после войны.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен