Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Ростислав Захаров

Ростислав Захаров фотографии
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Театральный деятель
Фильмография
Театры
Большой театр
Московская областная филармония
Фотоальбом

Захаров Ростислав Владимирович

Русский балетмейстер, режиссёр и педагог.

Родился в Астрахани (25 августа) 7 сентября 1907 года.
В 1926 году окончил Ленинградское хореографическое училище, в 1932 году — режиссёрское отделение Ленинградского театрального техникума.
В 1926–1929 годах — артист балета в Киеве, в 1934–1936 годах — балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова, в 1936–1956 годах — балетмейстер и режиссёр Большого театра.
Покинув в 1956 году Большой театр, ставил балеты в театрах Праги, Белграда и Загреба и др.

Первая значительная работа Захарова — балет Бахчисарайский фонтан (музыка Б.В. Асафьева), осуществленный им в содружестве с режиссёром С.Э. Радловым в ленинградском Театре оперы и балета в 1934 году. Эта постановка осталась его лучшей работой, балет ставился во всех театрах оперы и балета СССР и за рубежом. Бахчисарайский фонтан может считаться образцом спектакля в жанре «драмбалета», т.е. хореографического спектакля, построенного по законам драматической пьесы.
Захаров поставил на протяжении 1930–1950-х годов ещё ряд балетов, преимущественно на сюжеты литературных произведений: Утраченные иллюзии (по роману Бальзака, 1936) и Кавказский пленник (1938) — оба с музыкой Б.В. Асафьева, Медный всадник (музыка Р.М. Глиэра, 1949) и др. Обладая режиссёрским дарованием, добивался драматургической стройности, логики развития характеров, придумывал (особенно в поздних спектаклях) впечатляющие постановочные эффекты, такие, как наводнение в Медном всаднике, сцены сказочных превращений в Золушке (музыка С.С. Прокофьева, 1945). Слабостью его был недостаток танцевальной фантазии, отрицание собственной выразительности танца. Поэтому к концу 1950-х годов, когда в советский балет пришло новое поколение балетмейстеров (Ю.Н. Григорович, И.Д. Бельский и др.), возник острейший конфликт. Захаров оставался верен «драмбалету» и даже объявлял его единственным балетным жанром, отвечающим принципам искусства. Последовательно отстаивал свои идеи во многих книгах и статьях.

С 1927 года занимался преподавательской деятельностью. В 1942—1945 годах руководил Экспериментальной театральной студией; 1945—1947 годах был директором и художественный руководителем Московского хореографического училища. С 1946 возглавлял кафедру хореографии в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского, преподавал на основанном им балетмейстерском факультете Московского. С 1951 года — профессор.
Доктор искусствоведения (1970). Член ВКП(б) с 1951 года.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1948).
Народный артист РСФСР (1951).
Народный артист Казахской ССР (1958).
Народный артист СССР (1969).

Умер 15 января 1984 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
театральные работы
Постановки в Ленинградском Театре оперы и балета им. Кирова
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934
«Утраченные иллюзии» (по роману О. Бальзака) Б. В. Асафьева, 1936
«Медный всадник» Р. М. Глиэра, 1949
«Красный мак» Р. М. Глиэра, 1949
«В порт вошла "Россия"» В.П. Соловьёва-Седого, 1964
Танцы в опере «Гугеноты» Дж. Мейербер, 1935

Постановки в Большом театре
Балеты:
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1936, 1944, 1954
«Кавказский пленник» Б. В. Асафьева, 1938
«Дон Кихот» Л. Минкуса, 1940
«Тарас Бульба» В.П. Соловьёва-Седого, 1941
«Золушка» С. С. Прокофьева, 1945
«Барышня-крестьянка» Б. В. Асафьева, 1946
«Медный всадник» Р. М. Глиэра, 1949
«Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского, 1951
Оперы:
«Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1937
«Вильгельм Телль» Дж. Россини, 1942
«Кармен» Ж. Бизе, 1943
Танцы в операх:
«Поднятая целина» И. И. Дзержинского, 1937
«Руслан и Людмила»» М. И. Глинки, 1939, 1942, 1945
«Травиата» Дж. Верди, 1942, 1943
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1942, 1943
«Аида» Дж. Верди, 1951
«Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, 1952
«Джалиль» Н. Г. Жиганова, 1959
«Война и мир» С. С. Прокофьева, 1969
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1943) — за работу в оперном спектакле «Вильгельм Телль» Дж. Россини.
Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку балетного спектакля «Золушка» С. С. Прокофьева.
Орден Октябрьской Революции (1976).
Орден Трудового Красного Знамени (1937).
Орден «Знак Почёта» (1959)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

последнее обновление информации: 12.04.17

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Ростислав Захаров: пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
«Игрушки для взрослых»
Ролики фильмов

«Игрушки для взрослых»

Лос-Анджелес — город денег, знаменитостей и взрослых развлечений, здесь куклы живут бок о бок с людьми. Внезапно по мегаполису прокатывается волна преступлений, связанных со звездами популярного телешоу.