Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

>>

Почтенный профессор и историк литературы Венгеров высказался когда -то с легкомысленной солидностью о Сухово-Кобылине: «Сухово-Кобылин, автор неувядаемой «Свадьбы Кречинского»... не написал ничего (более), кроме двух пьес совершенно второстепенного значения («Дело» и «Смерть Тарелкина»). Мнение Венгерова отнюдь не было одиноким—напротив, оно выражало общепринятый и распространявшейся по университетам и гимназиям взгляд на Сухово-Кобылина. Только в течении последних двух десятилетий произошел коренной сдвиг в оценке драматурга. Поводом послужила статья Мейерхольда о русской драматургии и первая александрийская редакция «Смерти Тарелкина».
Общепринятая сравнительная оценка пьес Сухово- Кобылина, которую теперь вряд ли кто и разделит, имела основания крайней доступности, мягкости в формальной законченности первой части трилогии, второй и третьей частью которой неожиданно и явились «Дело» и «Тарелкин». Конечно, «Свадьба Кречинского», написанная согласно блестяще усвоенным приемам французской салонной комедии воспринималась легче, чем мощная, но менее гладенькая форма двух следующих комедий.
Начав «Свадьбой Кречинского», Сухово-Кобылин закончил «Смертью Тарелкина». К оценке «Смерти» подходили с меркой и ожиданиями «Свадьбы. Крвчинского», находя в пьесе лишь «претензии на веселость» и неудачные стремления «развить некоторые положения».
Между тем, не вернее ли теперь,—когда до конца известен художественный, и жизненный путь драматурга,— подойти к оценке ослепительной и условно-успокоительной первой части с точки зрения «Дела» и «Тарелкина». В них до конца — убедительно и неотразимо — вскрылись особенности мрачного и трезвого таланта Сухово-Кобылина. Может быть, тогда и «Свадьба Кречинского» выйдет за пределы «ничтожного анекдота», мастерскою волею драматурга обращенного в «одну из самых сценических пьес русского репертуара».
Иронический рисунок, которым отмечена «Свадьба» развертывается в дальнейших частях в картину исключительной мощи. Сухово-Кобылин во избежание подозрений назвал трилогию «Картинами прошлого», пользуясь принадлежностью действия пьес к дореформенным временам. Еще более подчеркнул он свою внешнюю законопослушность, дав «Делу» подзаголовок «Отжитое время». Мрачный колорит пьесы отпугнул, однако, зрителя, критиков и историков литературы.
«Смерть Тарелкина» проникла впервые на сцену много лет спустя после ее создания и только в переделанном виде, под призывным названием «Веселые расплюевские дни». Обходные пути не могли скрыть подлинного зерна его пьесы—в особенности, когда известен необыкновенный облик художника. Блестящий остроумец, философ и драматург, смотревший снисходительно на свои драматургические опыты, он черпал неожиданные и решительные образы Варравиных, Тарелкиных и Расплюевых из непередаваемой наблюдательности, все более и более откровенно и мощно, вскрывая в них анализирующим и уничтожительным талантом черты человеческого распада, подыскивая им злые очертания, переводя их в область фигур обобщенных.

«Свадьба Кречинского», при всем утешительном блеске, не лишена черт уничтожительной иронии. История об авантюристе Кречинском, ищущем богатой жены, случайно оканчивается катастрофой. Арест Кречинского— успокоительная мера воздействия на зрителя. На самом деле пафос авантюриста Кречинского и человеческая раздавленность его спутника Расплюева кажутся более значительными и смелыми, чем тихая фигура благородного Нелькина, страдающего и отвергнутого жениха, выписанного с неизбежным благородством красок французской комедии. Зритель колеблется между восхищением авантюристическим полетом Кречинского и между сожалением к Муромскому и Лидочке - осколкам идиллических и трогательных «дворянских гнезд». Пьеса построена на противоположении, — предоставляя зрителю право вольного выбора и предпочтения.
«Дело» стоит посередине — между «Свадьбой» и «Тарелкиным». Пьеса распростилась с принятой наивностью первой части трилогии. Она построена в двух планах, в которых один станет определяющим моментом композиции Тарелкина. Рядом с тягостной семейной бытовой психологической драмой вырастает резкая сатирическая картина мира чиновников. Неправдоподобие подчеркнуто манерой языка, монологами в публику. «Салонная» комедия, «психологическая» драма переходит в сценическую, преувеличенную манеру, которая облекает внутреннее зерно пьесы в сгущенные, резкие очертания и которая так характерна для традиции русской комедии.
Линия Фонвизина -Гоголя нашла продолжение в Сухово-Кобылине. Постепенно «салонный» и «лирический» театр отступают на второй план. Внутренняя широкая правда жизни выступает на первый. Россия «мертвых душ» возрождается в драму Сухово-Кобылина. Тема «Кречинского» вырастает в тему о политической Руси, о судейской бюрократической России — знание которой автор приобрел благодаря роковым событиям
Своей жизни. Трогательная беспомощность Муромского, приводящая его к смерти, получает отпечаток трагический. Рядом с ним хищные образы Варравина, Тарелкина – монументальные и непобедимые, они кажутся главнейшей силой той печальной эпохи.
Заключительная часть трилогии — «Смерть Тарелкина» — окончательно разоблачает намерения автора. Эта «комедия-шутка» не только веселит, и старый герой «Свадьбы» Расплюев — ныне квартальный — не может рассеять ощущения обнаженной жизни, которого добился Сухово-Кобылин. Позабыты и окончательно брошены «салонность» и «бытовизм». Преувеличенность манеры письма и композиций пьесы переходит в стиль трагического балагана. Издевательский и презрительный взгляд на современную ему жизнь несет автор. В блеске театральных шуток, неправдоподобных положений, заостренных характеров он говорит своей эпохе обличительные и обвинительные слова. Таково его творчество.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

биография, драма
Россия, 2018
драма, криминальный фильм
Италия, Франция, 2018
социальная драма
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
Аргентина, 2017
драма, мистика, триллер
Великобритания, Литва, Франция, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
драма
Великобритания, Польша, Франция, 2018
драма, научная фантастика
Россия, 2018
комедия
Россия, 2018
драма, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция, 2018
драма, триллер
США, 2018
детский фильм, сказка
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>