Торжество началось с выступления Владимира Мединского, который зачитал поздравление президента, пожелавшего всем нам незабываемых впечатлений, и добавил от себя несколько слов благодарности в адрес команды фестиваля и лично Никиты Михалкова.
Церемония была посвящена 95-ти летию ВГИКА, вели ее актеры Андрей Мерзликин и Ольга Кабо, также на сцене появлялись Артем Михалков и Алена Бабенко, представившие конкурсную программу и жюри, и Ксения Кутепова, которая вручила специальный приз "За вклад в киноискусство" председателю жюри Глебу Анатольевичу Панфилову.
Студенты ВГИКа спели две песни - одну в честь ВГИКа, на английском языке ("VGIK, VGIK, VGIK, VGIK, everybody say VGIK"), а вторую - в честь Глеба Панфилова.
36-ой Московский Международный кинофестиваль, впереди у которого 8 дней и 300 фильмов, открылся документальной лентой Гейба Польски «Красная армия».
«Красная Армия»: Легенда №2, или правдивая история про Славу Фетисова, хоккеиста
«Красная армия» - увлекательный рассказ об удивительной карьере Вячеслава Фетисова (в титрах его именуют Слава Фетисов/Slava Fetisov), о хоккейной советской школе и политическом значении спортивных достижений страны во времена Советского Союза. Пока Фетисов задумчиво изучает что-то в мобильном телефоне, на экране появляется перечень его многочисленных титулов, которым в рамке кадра тесновато. Легендарному защитнику, капитану ЦСКА и сборной СССР, двукратному Олимпийскому чемпиону и обладателю Кубка Стэнли - тоже. Очередная робкая попытка Польски начать интервью после резкой фразы «Я занят» разбивается о средний палец, - а сюжет Red army, наконец, выходит на лед.
«Красная армия» начинается как сатирическая комедия о «холодной войне», потом превращается в политический триллер, а завершается в духе типичного бади-муви, где ключевыми buddy, то есть приятелями, оказываются Фетисов с Касатоновым, по законам жанра трансформирующиеся из лучших друзей чуть ли не во врагов - и обратно. Это динамичный, лопающийся от деталей, мнений и подмигиваний байопик в обертке неигрового кино, сдобренный почти несмолкающим саундтреком (гитарная музыка, издевательский клезмер, торжественная классика и еще более торжественные советские марши). Получилась своего рода «Легенда №17», но американская и документальная, не сваливающаяся в критику социалистического строя или просоветский пафос, рассказывающая о диковинном и уже вымершем организме, где трудно убрать знак равенства между виртуозным советским хоккеем и социалистическим строем, хотя двигателем команды всегда были не партийные разнарядки, а личности.
Лента Польски тоже опирается на личности: он ставит рядом высказывания Рональда Рейгана о том, как важно победить советскую машину на спортивной площадке, и Владимира Познера, утверждающего, что хоккей в СССР служил сублимацией войны. Вдохновенному тактическому гению Анатолия Тарасова, который привносил в хоккей что-то от балета, а что-то от шахмат, противопоставлен Виктор Тихонов - жесткий тренер, при котором команда весь год не вылезала с тренировочной базы, буквально писала кровью - и давала результат. Тихонов давать интервью для фильма отказался. Методы Тарасова реконструирует хроника.
О былых временах высказывается и почти вся легендарная пятерка - Макаров-Ларионов - Крутов - Касатонов - Фетисов, а также Владислав Третьяк. У каждого - свой ракурс: ушедший из жизни через месяц после интервью Владимир Крутов вспоминает, что никаких особых интересов ни у кого из друзей-хоккеистов не было, а Третьяк с печалью констатирует, что жизнь у национальных героев была не из легких - даже унизительной для человека, всем сердцем любящего свое дело и страну.
В вихре из исторических миниатюр фигура Фетисова напоминает несгибаемый гвоздь: он спорит с Тихоновым, выходит с гордо поднятой головой из кабинета генерала Язова, который в 1991-м в составе ГКЧП предпримет попытку военного переворота, отказывается от поездки в НХЛ на унизительных условиях (требовали каждый месяц сдавать гонорар, в качестве бонуса за заслуги перед отечеством предлагали щедрые 10%). Драматургия жизни вновь превзошла старания лучших сценаристов: Фетисов до сорока лет играл в НХЛ, выиграл Кубок Стэнли, привез его в постсоветскую Россию, снова уехал, вернулся в 2000-е, тренировал сборную России, вступил в «Единую Россию», председательствовал в КХЛ, а затем в РЛХЛ.
Героический ореол Фетисова Польски демонстрирует без лишнего преклонения, задавая простые, иногда глуповатые вопросы, чтобы на лице Героя проступили эмоции человека (а 56-летний экс-хоккеист за словом в карман не лезет и не стесняется в выражениях). Ближе к финалу «Красная армия» превращается в основанную на реальных событиях сагу, вроде «Игры престолов» или «Звездных войн» - стремительную, сложную, многослойную, в которой все тесно переплетено, а интонация рассказчика проникнута и симпатией, и иронией. Так, не увлекаясь реабилитацией или обличением, наблюдательному человеку со стороны удается показать, чем можно гордиться, а чему учиться.
Алексей Филиппов, Екатерина Визгалова, фото звездной дорожки Елена Джемисюк
обсуждение >>