Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Страшно, но смешно: программы «Дикие ночи» и «Фильмы, которых здесь не было»

36-й ММКФ: Дикие ночи и дни

Единого стержня у ММКФ нет - программы формируются разными людьми и даже группами, с разным мировоззрением и представлением о прекрасном. Хотя программным директором фестиваля является Кирилл Разлогов, за "Свободную мысль", например, отвечает команда, работающая над телепрограммой "Смотрим-обсуждаем" (Мирошниченко, Либергал, Молодцов), "Божественную эйфорию" и "Европа плюс Европа" составлял Андрей Плахов, "8 с половиной фильмов" - Петр Шепотинник, а "Небо над Берлином" - детище Михаила Ратгауза.
Также в этом году к программированию подключился Стас Тыркин, критик и программный директор фестиваля "Движение". Его программа "Фильмы, которых здесь не было" - одна из самых экстраординарных на фестивале; центральный фильм - "Танец реальности" Алехандро Ходоровски. Еще в начале своего творческого пути, в возрасте 30-ти с небольшим лет, Ходоровски стал одним из основателей движения «Паника», провозгласившего своими тремя началами ужас, юмор и одновременность. Судя по первым дням фестиваля, 36-летний ММКФ идет ровно по той же дороге.



36-й ММКФ: Дикие ночи и дни
Видимо, не случайно фестиваль начался с показа фильма из секции "Дикие ночи" - яркой и даже радикальной программы. Первой картиной ММКФ стал японский «R100», режиссера Хитоси Мацумото, несколько лет назад уже удивлявшего гостей ММКФ своим «Символом». Его новое творение – форменное издевательство над зрителем, заставляющее развести руками даже знакомых с творчеством самых диких картин Такаши Миике. Скромный клерк, ведущий унылое существование (продажа кроватей, жена в больничной палате под капельницей, малолетний сын) заключает на свою беду договор с неким загадочным садомазо-клубом, и теперь в его жизни кстати и некстати будут появляться затянутые в кожу и латекс дамы на высоких каблуках. Среди них будет Королева слюны и Королева заглатывания, а в финале вас ждут много трупов и 9-я симфония Бетховена в довольно-таки необычном исполнении. Можно говорить, что это глупо и безвкусно, но в таких категориях фильмы Мацумото лучше не обсуждать. Это японская фрикаделика в самом суровом её изводе, и в первую очередь это смешно, даже если смех и будет звучать несколько растерянно.



36-й ММКФ: Дикие ночи и дни
Одновременно смешна и ужасна и австрийская "Метеостанция" из той же программы "Диких ночей": в результате глобального потепления ледники по всей Земле начали быстро таять. На расположенной в Альпах метеостанции четверо членов исследовательской группы сталкиваются со странным явлением - красным налетом на ледниках. Собрав и изучив образцы, ученые выясняют, что это некие древние микроорганизмы, нигде ранее не описанные. Потеряв голову от счастья, ученые игнорируют тот факт, что благодаря этим организмам в округе множатся очень агрессивные гибриды-мутанты (лисица-блоха, например). Сознание включается только у четвертого члена команды - не вылезающего из запоя старожила метеостанции Яннека. Вступив с коллегами в конфликт, Яннек спешит предупредить об опасности направляющуюся в сторону метеостанции делегацию во главе с мэром.
Формально обладая всеми признаками триллера, "Кровавый ледник" (а именно так переводится оригинальное название фильма) очень хочет быть все-таки ужастиком. Но методы, которыми режиссер Марвин Крен пытается напугать зрителя, до того паршивые и устаревшие, что вместо дрожи пробирает смех. Добросовестно отрабатывающие свой хлеб актеры вопят, сжимая в объятиях огромные муляжи мутантов, экран заливает красный цвет, тревожная музыка, безысходность. И противнейшая концовка, отсылающая к финалу "Химеры" Винченцо Натали.



36-й ММКФ: Дикие ночи и дни
Наконец, еще одна картина из этой секции - американская "Ключевая вода" - рассказывает про дикий-дикий юго-запад Америки образца 1886 года: беззаконие соседствует с набожностью, а насилие производится от имени Господа. Потомственная проститутка Сара (Джейнуари Джоунс) бросила работу, чтобы выйти замуж за мексиканца Мигеля (Эдуардо Норьега) и спокойно жить натуральным хозяйством, терпеливо возделывая сухую почву прерий. В результате пустякового конфликта с зажиточным соседом, самопровозглашенным Пророком Джосайей, Сара становится вдовой. Узнав имя убийцы мужа, героиня переодевается в проститутку, сжигает дом и едет убивать всех мужчин, когда-либо оскорбивших ее достоинство. В это же время в город приезжает сумасшедший шериф Джексон (Эд Харрис), расследующий исчезновение братьев губернаторской жены (Логан и Ной Миллеры). Остроумный и грубый вестерн про месть, сосланный в развязную программу ночных показов за по-тарантиновски шутливое отношение к насилию и наличие голых женских тел. Необязательный к просмотру, предсказуемый, но все же весьма приятный фильм c хорошим актерским составом и здоровой долей черного юмора.



*
Треть картин из программы Тыркина "Фильмы, которых здесь не было" доехали до Москвы с некоторым отставанием из Берлина, еще по одной - из Венеции и Канн. Объединяющим звеном программы, кроме вкуса ее составителя, стали экспрессивность и чувственность, а также, по Ходоровски, симбиоз ужаса, смеха и непростого отношения со временем.
36-й ММКФ: Дикие ночи и дни
«Геронтофилия» - Новый фильм культового в узких кругах канадца Брюса Ла Брюса, на ММКФ - скандальное главное блюдо для гурманов с крепкими нервами. Падкие на эпатаж московские модники ещё за несколько дней занимали очередь в кассы и обеспечили аншлаг на обоих фестивальных показах. Однако по инерции позиционирующий себя как провокатора и анфана террибля Ла Брюс выкинул очередной фортель: под шокирующей вывеской вместо ожидаемого гомосексуального арт-порно выдал более-менее классический ромком. 18-летний парень Лейк (Пьер-Габриэль Лажуа) устраивается на работу в дом престарелых «Стуки сердца», и, объевшись транквилизаторов, влюбляется в 82-летнего афроамериканца Мелвина (Уолтер Борден). Фоном идут отношения с млеющей от канадских феминисток девушкой, разбитной матерью и ненавидящими пенсионеров сослуживцами. Ближе к финалу, когда главные герои отправляются посмотреть на Тихий океан, лента и вовсе превращается в пасторальное роуд-муви с элементами «Пока не сыграл в ящик».
Кажется, что, разменяв шестой десяток, Ла Брюс впал в сентиментальность и за весь фильм не предъявил ни одного кадра, на которых по-пуритански настроенная публика могла бы поохать и страдальчески позаламывать руки. Даже самые неоднозначные сцены: первый поцелуй Лейка и Мелвина, или заснятый в рапиде проход по коридору, с акцентом на трепыхании обвисших мужских ягодиц не вызвали в зале ничего кроме искреннего смеха, сродни тому, что бывает во время просмотров «Интимных мест» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой. По правде говоря, задорное гикание в обществе столь почтенной публики – это, пожалуй, лучшее, что можно получить от картины, которая вроде как и раздвигает рамки понятия «нормы» в отношениях по примеру «Я люблю тебя, Филлип Моррис» и «Детки в порядке», но на самом деле не несет в себе ничего нового кроме месседжа – «Секс со стариками - это прикольно».



36-й ММКФ: Дикие ночи и дни
«Дитя господне» – экранизация мрачнейшего романа Кормака Маккарти, которая на удивление удалась Джеймсу Франко. История психопата Лесли Балларда, лишившегося своей земли и живущего в лесах Теннеси подобно дикому зверю, рассказана подробно, с вниманием к подчас малоприятным деталям. В какой-то момент зритель даже начинает нервно посмеиваться, когда Франко находит труп девушки, притаскивает его в свое логово, наряжает её и общается с ней, как некрополист Анатолий Москвин. Впрочем, черный юмор ситуации быстро улетучивается, когда Баллард начинает убивать девушек и собирать коллекцию их тел в пещере. Сам Франко появляется в небольшой роли человека, готового вершить над Баллардом суд Линча, и не успевает перетянуть на себя одеяло, как он часто делает в своих фильмах. Финал фильма несколько отличается от литературного первоисточника, но впечатление после просмотра в любом случае остается весьма сильное, хоть и не самое приятное.



36-й ММКФ: Дикие ночи и дни
После того, как чилиец Алехандро Ходоровски, настоящий шаман и гуру психоделического кино снял «Фандо и Лис», «Крота» и «Священную гору», культовые фильмы 60-х и 70-х годов, он как будто бы исчез. Нет, была так и не сбывшаяся попытка экранизировать «Дюну» Фрэнка Херберта, была пара неудачных коммерческих фильмов и недооцененная «Святая кровь», но кинематограф как будто перестал его интересовать. Ходоровски все эти годы писал книги, рисовал комиксы, ставил пьесы, и вот теперь, в 85 лет, после паузы, затянувшейся на 23 года, он снимает очень личное и пронзительное кино о своем детстве. «Танец реальности» снят в чилийском портовом городе Токопилье, где Ходоровски провел свои самые юные годы, и касается многих тем, близких режиссеру – секс, политика, религия, обретение собственного «я», цирковые уродцы, карлики и ампутанты, отверженные и брошенные люди. На этот раз он не прячется под пышными сюрреалистическими метафорами, более того, он иногда появляется на экране сам и обращается прямо в зал. Зрители видят счастливого человека, пережившего в жизни трагедии, но нашедшего спасение в искусстве, и это даже трогательней, чем вся рассказанная им волшебная история, снятая в духе «магического реализма».
36-й ММКФ: Дикие ночи и дни
На роль своего отца, убежденного сталиниста, Ходоровски взял своего старшего сына, Бронтиса. Он меняет свое имя, чтобы скрыть еврейские корни и учит сына (Йеремия Херсковиц) переносить боль как мужчина, для чего раздает ему пощечины и заставляет отказаться от наркоза на приеме у дантиста. Мать мальчика (Памела Флорес) играет настоящая оперная певица, и в фильме она разговаривает, пропевая абсолютно все свои реплики. В фильме есть эпизоды, где мать лечит отца от чумы с помощью «золотого дождя» или где отец пинает группу уличных калек-попрошаек, но несмотря на эти все экстравагантности, это очень нежное и искреннее кино, своеобразный «Амаркорд», но снятый человеком, который в молодости увлекался ЛСД и психомагией. «Я покидаю прошлое и оказываюсь в настоящем, в своем нынешнем теле» - в какой-то момент говорит Ходорковски и прощается со всеми гротесковыми персонажами своего детства. История взросления оказывается удивительным фильмом, снятым умудренным опытом художником со страстным сердцем и любознательным умом молодого человека. Наверное, это лучший финальный аккорд для всех странных и диких фильмов этого фестиваля.

Поиск по меткам

Афиша кино >>

комедия
Бельгия, Люксембург, Франция, 2019
драма, криминальный фильм, мелодрама
Китай, 2019
комедия, нуар (черный фильм), эротика
Финляндия, Латвия, 2019
приключения, фэнтези
США, 2019
боевик, драма, мистика, приключения, триллер
Великобритания, США, 2019
комедия, криминальный фильм
Россия, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино, фильм о животных
Китай, Новая Зеландия, 2019
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Пакистан, 2018
детский фильм, приключения
Канада, США, 2019
военный фильм, драма
Россия, 2019
мелодрама, триллер
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен