Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Вышел немец из тумана

36-й ММКФ: «Небо над Берлином»

Программа ММКФ с говорящим названием «Небо над Берлином», подготовленная совместно с институтом Гёте, посвящена не творчеству Вима Вендерса или послевоенной Германии, а «берлинской школе» - направлению немецкого кинематографа девяностых и нулевых. Режиссеров этой волны объединяет пристальное всматривание в действительность, в которой они сами находятся. Их фильмы при первом приближении кажутся очень похожими: главные герои, как правило, представители среднего класса, вписанные в мелкобуржуазные интерьеры своих квартир и стерильные городские ландшафты. Но зона их комфорта крайне неустойчива, в ней теплится зияющая память прошлого, ведь действие фильма происходит на его руинах.

36-й ММКФ: «Небо над Берлином»

В секцию «Небо над Берлином» включено 8 фильмов самых ярких представителей «школы», для всех для них характерна стилистическая аскеза: взамен слову приходит молчание. «"Берлинцы" пришли на место, в котором когда-то жила большая История, и обнаружили его опустевшим. Их кино – это кино промежутка. Значительные идеи умерли, большая кровь позади, что нам осталось – это люди с их маленькой жизнью, растворенной в шуме машин, позвякивании ложечек в кафе и в птичьем щебете», - говорит о программе ее составитель, критик Михаил Ратгауз, - «Все фильмы программы «Берлинской школы» аккуратно легли между началом и концом прошлого десятилетия – от 2001-го до 2010-го. И сейчас их можно смотреть и как реквием по нулевым. Это взгляд на тех нас, какими мы были буквально еще вчера. Добро пожаловать в недавнее прошлое. На которое, благодаря «берлинцам», мы только сейчас можем взглянуть как на цельную эпоху».


«Бунгало» (2002)
36-й ММКФ: «Небо над Берлином»
Режиссер-минималист Ульрих Кёлер, автор эссе «Почему я не снимаю политические фильмы», создал драму о дезертире, в свое время прозванную «немецким "Донни Дарко"». Главный герой фильма (Ленни Бурмайстер) проигнорировал приказ вернуться в грузовик к остальным солдатам во время остановки у кафе, после чего вернулся домой. Родителей не оказалось дома - они отправились в отпуск, но Пауль недолго пробыл в одиночестве, поскольку на пороге вскоре появился старший брат вместе со своей девушкой - актрисой Лене. Последняя стала объектом желания Пауля, и он бросил все свои силы на то, чтобы оказаться с ней в постели. Картина изобилует непредсказуемыми поступками взбунтовавшегося главного героя, вообразившего себя Холденом Колфилдом, но при этом история рассказана с отстраненностью, граничащей на грани с безразличием, что является отличительной особенностью многих режиссеров «школы».

«В тени» (2010)
36-й ММКФ: «Небо над Берлином»
В урбанистическом эмбиент-нуаре Томаса Арслана рассказывается история грабителя, вернувшегося в криминальный мир сразу после отсидки в тюрьме. Персонаж Мизеля Матицевича напоминает одновременно героев Жан-Люка Годара и Джона Хьюстона, а камера бесстрастно, в стиле камер слежения и Алексея Балабанова, наблюдает за тем, как главный герой постепенно погружается в тень, испаряясь в жестоком мире, где люди никак не могут найти общий язык друг с другом. Как и у Тарантино, здесь перед нами ограбление, которое оборачивается чередой кровавых разборок, а финал близок к крушению надежд Тома Рипли в шедевре Рене Клемана «На ярком солнце». По-настоящему жесткое и бесчувственное кино.


«Все остальные» (2009)
36-й ММКФ: «Небо над Берлином»
Режиссер Марен Аде не только сама снимает кино, но и с помощью собственной компании продюсирует фильмы своего приятеля Ульриха Кёлера и других коллег, в частности, Мигеля Гомеша, снявшего «Табу». Ее «Страсть не знает преград» (именно под этим названием в России известен фильм «Все остальные») - это история любви-ненависти Криса и Гитти, приехавших отдыхать на Сардинию. Поначалу обоих устраивают недостатки друг друга, но встреча с друзьями Криса - счастливой парой, ждущей ребенка, - вскрывает все внутренние страхи и отсутствие коммуникабельности главных героев. Свои проблемы парочка решает довольно кардинальными способами, но в конце концов финал оставляет после себя ощущение надежды, пусть и нестабильное. Да и не может быть у этой пары стабильности, поскольку они просто разные по темпераменту и мировосприятию. Аде создала картину о невозможности настоящей любви и тщетной попытке отдельно взятого человека влиться в общество.


«Желание» (2006)
36-й ММКФ: «Небо над Берлином»
Валески Гризебах - о нравах, царящих в провинции, и отсутствии взросления. Инфантильный слесарь Маркус, в свободное время работающий пожарным на добровольных началах, женат на Элле, которая себя посвятила домашнему хозяйству и местному хору. Однажды наш герой становится свидетелем двойного самоубийства, после чего отправляется со своими коллегами на пожарные учения в соседний город. Там на вечеринке, устроенных в честь пожарных, он напивается до беспамятства, а на утро просыпается в постели официантки Розы. С этого момента жизнь Маркуса меняется до неузнаваемости. Ему сложно сделать выбор между женщинами, и в конце концов его метания приводят к попытке самоубийства в компании кролика, меланхолично жующего одуванчики. Самое чудесное в данной картине - это финальное превращение банальной и скучной истории в городскую легенду, которые обычно рассказывают друг другу дети, раскрашивая в более драматичные цвета, сильно отличающиеся от реальности.


«Йелла» (2007)
36-й ММКФ: «Небо над Берлином»
Картина Кристиана Петцольда - самого известного представителя «берлинской школы», для которого характерен акцент на женских персонажах, чьи образы обычно воплощает у него Нина Хосс. В данном случае актрисе досталась роль Йеллы, собирающейся покинуть свой родной провинциальный городок ради престижной работы. Но есть одно препятствие - бывший муж, мечтающий ее вернуть. Именно из-за него разворачиваются все последующие события, кажущиеся чрезмерно безоблачными и местами странноватые. Разумеется, киноманы сразу угадают, что на самом деле случилось с Йеллой, но разгадка сюжета у Петцольда не так уж важна. Режиссер создает собственные мифы, которые мало отличаются от реальности из-за их обыденности и повседневности. А Нина Хосс просто прекрасна в образе современной Эвридики, оказавшейся в Аду.


«Лжесвидетель» (2005)
36-й ММКФ: «Небо над Берлином»
Кристоф Хоххойслер, создатель киноманского журнала «Револьвер», ставшего главной трибуной «берлинской школы», повествует об Арниме, недавно закончившем школу. Не определившийся с тем, чем будет заниматься по жизни, парень берет на себя вину в автокатастрофе, чьим случайным свидетелем он стал однажды ночью. В этой картине об отчуждении и молчаливом бунте против устоев немецкого общества главный герой обитает сразу в двух мирах - реальном и вымышленном, и это мешает ему адекватно реагировать на действительность. Все окружающие его люди уже давно решили для себя вопросы с работой, сексом и смертью. Выходом из сложившейся ситуации для Арнима и станет игра с анонимным письмом в полицию, которая не только вырвет его за рамки обыденного, но и подарит ему хотя бы мимолетное признание родителей, друзей и девушки, которую ему бы хотелось обнаружить рядом с собой в одной постели.

«Марсель» (2004)
36-й ММКФ: «Небо над Берлином»
Ангела Шанелек, бывшая актриса, занимает одну из ведущих позиций среди своих коллег по «школе». Для нее характерны эмансипированность, камерность, псевдодокументальная камера и театральные диалоги. В «Марселе» Шанелек рассказывает о Софи, поменявшейся квартирой с француженкой. Она приезжает в Марсель, знакомится с парнем, фотографирует улицы, после чего возвращается в Берлин и наблюдает за жизнью местной актрисы, у которой разваливается семья. Насмотревшись на чужие проблемы, девушка возвращается в Марсель, а он, неблагодарный, обернулся для нее чеховским ружьем.

Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

комедия, трагикомедия, фильм о животных, экранизация
Франция, 2019
Россия, 2019
биография, драма, триллер
Великобритания, США, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино
Германия, 2019
приключения, семейное кино, фэнтези, экранизация
Япония, 2019
сатирическая трагикомедия
Великобритания, 2019
драма
Россия, 2020
драма, комедия, мистика, триллер, фильм ужасов
Ирландия, Канада, Новая Зеландия, США, 2019
биография
Россия, 2019
драма, комедия, трагикомедия
Грузия, Россия, 2018
триллер
Франция, 2019
биография, вестерн, драма, криминальный фильм, экранизация
Австралия, Великобритания, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен