Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»

Среди программ ММКФ есть те, что стабильно вызывают зрительский интерес - вроде дайджестов мировых премьер последнего времени или ретроспектив крупнейших мировых режиссеров. Регулярный блок «Русский след» - не хитовый. Но важность его со временем растет. Особенно это заметно в этом году.

Для зрителей «Русский след» - возможность, с одной стороны, увидеть редкие фильмы, не настолько масскультовые, чтобы быть хитами проката. С другой - есть у программы идеологическая функция. Лишний раз напомнить о том, что русская культура всё еще вызывает интерес во всем мире и Россия остается источником вдохновения для многих художников. Чем жестче политическая риторика, чем выше панические настроения, чем туманнее завтрашний день - тем важнее кино в целом. Тем необходимее напоминать о том, что мы живем в большом и очень разном мире. Где «Русский след» может оказаться очень разным и очень длинным.

ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»
фото: «Девственницы»

Вполне ожидаемо в программе этого года есть место теме «глобального отечества». Людей, говорящих по-русски, но живущих в самых разных уголках света. О них, например, снята «Into_нация большой Одессы» Александра Бруньковского. Документальная лента про одесситов, которых можно встретить и в Москве, и в Париже, и в Неаполе - где угодно. Герои - те, кто родился в городе у Черного моря: Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Валерий Тодоровский, Иосиф Райхельгауз.

Бруньковский использует любопытный прием, отправляясь к одесситам, живущим в странах, откуда Одесса брала свое начало, копируя фрагменты Вены, Парижа, Неаполя и многих других городов и культур. Фильм исследует культурные истоки облика необычного города на краю земли. Одесса, которая остается навсегда с каждым одесситом, где бы он ни жил. И говорят тут не столько о бычках, местном колоритном наречии и пляжах, сколько о том, как жить вместе очень разным людям. Как научиться понимать и уважать другого. Какой школой оказывается многонациональный город для тех, кто в нём родился. В общем, это разговор куда более серьезный, чем можно ожидать. В исчерпанной, казалось бы, теме Бруньковский смог открыть новые уровни и подтексты.

ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»
фото: «Into-нация большой Одессы»

Пожалуй, самый живой интерес у зрителей должна бы вызвать лента NO-ONE, русскоязычная копродукция Украины и Израиля, действие которой разворачивается в Крыму. Политическая составляющая в ленте есть, но вовсе не такая, какой стоит ждать от сочетания Крыма, Украины и России. Фильм мало похож на демарш и вообще на остросовременную публицистику.

Действие картины разворачивается в Крыму в момент крушения советской империи, летом 1991 года. Главные герои - члены семьи советского же аристократа, генерала КГБ. Отношения между ними рушатся на глазах. Глава семейства звереет и чувствует, что его с родными людьми ничего не объединяет. На берегу моря разыгрывается курортный роман со страстями и тайнами. Семейная драма тут ожидаемо становится метафорой трагедии, которая разворачивается в обществе. Крушения огромной страны, её социального устройства, иерархии, правил, по которым она жила много десятилетий.

ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»
фото: NO-ONE

«Русский след» тут - даже в биографии создателей. NO-ONE – «семейный» проект, сценарий написал отец режиссера, Владимир Прудкин. В свою очередь, сын МХАТовского корифея Марка Прудкина, Федора Павловича из «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева.

Для режиссера Льва Прудкина NO-ONE - дебют, и лента обладает всеми лучшими свойствами первого фильма. Яркостью, экспериментаторским задором, играми с визуальным решением и построением сюжета. Тут почти нет ретро и ностальгии. Очень мало намеков на политические события, которые происходят на фоне семейной драмы - в телевизоре мелькают Ельцин на танке, сама память зрителя подсказывает, что где-то рядом с персонажами заперт на своей даче в Форосе Горбачев. Прудкину удалось минимумом средств добиться максимума выразительности: герои похожи на барельефы или статуи, пространство лишено теплоты и курортности. Это скорее такой позднесоветский Эльсинор. В самой фактуре ленты вскрывается двойное дно, подвох. Драматургия держится на напряжении между ласково-курортным местом действия и мрачным сюжетом.

ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»

NO-ONE - важный сигнал: к советской фактуре теперь обращаются не только соотечественники. СССР - источник вдохновения для многих кинематографий. О нём будут и дальше спорить, снимать, в его декорациях будут и дальше разворачиваться драмы, трагедии и комедии. Пусть актеры - наши соотечественники: жену главного героя, того самого генерала КГБ, играет Наталья Вдовина (многие помнят её по удачнейшим «Какракам» Ильи Демичева). Но сам NO-ONE - именно взгляд на советское наследие извне, большая часть съемочной группы израильская.

О русских в мире и о русском сюжете в мировом кино, так или иначе - все фильмы программы. И «Другая мать» британца Кристофера Менола - история русского солдата, которого прячет у себя жительница британского острова Джерси. И жуткое «Сатанинское семя» Дезе Жигмонда - история из оккупированного советскими войсками Прикарпатья. И южноафриканская версия «Чайки» Чехова. И биография дирижера-эмигранта Юрия Ароновича. Все они - про наших соотечественников и родившиеся в России идеи, разлетевшиеся по миру, вдохновляющие и волнующие.

ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»
фото: «Сатанинское семя»

Кино с самого начала было искусством, не имеющим границ. Лингва франка, который ясен каждому зрителю. Если какое-то время назад напоминать об этом казалось необязательным, сегодня это жизненно важно. Мы живём на одной планете. Чтобы договариваться, нам нужно понимать и слышать друг друга. «Русский след» в этом смысле выходит на первый план в программе фестиваля, оказывается его лицом и выполняет важнейшую функцию.


Расписание показов программы «Русский след»

INTO_НАЦИЯ БОЛЬШОЙ ОДЕССЫ
23 апреля 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 8

NO-ONE
23 апреля 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 5
25 апреля 14:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 7

ДЕВСТВЕННИЦЫ
23 апреля 17:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 4
22 апреля 13:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 5

ДРУГАЯ МАТЬ
23 апреля 14:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 7
25 апреля 15:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10

НАШ МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ
25 апреля 12:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 11
21 апреля 14:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 4

САТАНИНСКОЕ СЕМЯ
24 апреля 17:45, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10

ЧАЙКА
23 апреля 14:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10
26 апреля 13:30, Государственная Третьяковская Галерея, Зал 1

ЮРИЙ. ПО СЛЕДАМ ЮРИЯ АРОНОВИЧА
20 апреля 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10

ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»
фото: «Юрий. По следам Юрия Ароновича»

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мистика, триллер
Испания, Россия, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 2018
мелодрама, музыкальный фильм
США, 2018
исторический фильм, музыкальный фильм
Великобритания, 2017
боевик, драма, криминальный фильм, триллер
США, 2018
фильм ужасов
США, 2018
все фильмы в прокате >>