Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Движение-2018: «Юморист» – бенефис Алексея Аграновича
фото: Михаил Идов, Полина Ауг, Артем Васильев/пресс-служба фестиваля "Движение"

Фестиваль дебютов «Движение», который ежегодно проходит в Омске, за шесть лет стал одним из главных смотров страны. За эти годы интерес к дебютам во всем кинематографическом пространстве существенно вырос. Несмотря на то, что первые работы ярких кинематографистов уже показали в новом конкурсе «Кинотавра», «Движению», сдвинувшемуся из-за Чемпионата мира по футболу с привычного апреля на сентябрь, все же было, что взять в программу. Дебюты тут трактуются широко – это не только первый фильм, принять участие в конкурсе могут вторые и третьи фильмы, а также первые сериальные эксперименты уже известных кинематографистов. Так, несколько лет назад на фестивале победили «Красные браслеты» Наталии Мещаниновой, который только этим летом наконец показали по Первому каналу. В нынешнем конкурсе – «Звоните ДиКаприо!» - дебютный телепроект режиссера «Горько!» и «Самого лучшего дня» Жоры Крыжовникова.

Открылся фестиваль режиссерским дебютом Михаила Идова – писателя, сценариста сериала «Оптимисты» Алексея Попогребского и фильма «Лето» Кирилла Серебренникова, а также режиссера громко обсуждаемого клипа «90-е» Монеточки. Свою первую полнометражную картину «Юморист» Идов называет кино личным. В детстве Идов дружил с детьми советских писателей-сатириков и не понаслышке знает об их жизни. В центре повествования «Юмориста» – вымышленный писатель Борис Аркадьев, переживающий творческий и личный кризис.

Движение-2018: «Юморист» – бенефис Алексея Аграновича

В короткий период правления Константина Черненко (точный год в фильме не называется, хотя на питчинге в Минкультуры, где «Юморист» получил государственную финансовую поддержку, фигурировал 1984-й) Борис Аркадьев (Алексей Агранович) приезжает на гастроли в Юрмалу. Он находится на пике популярности: собирает полный зал Летней эстрады, без устали читает популярный монолог «Бархатный сезон» (про «макака» Артура Ивановича), постоянно шутит – не только на сцене, но и в обычной жизни, соблазняя молодых девушек. В летний балтийский вечер он встречается со старинным приятелем, с которым когда-то начинал творческий путь, Приятель, в отличие от Аркадьева, славы не добился, потому что с властью не дружит. Аркадьев же является самым желанным гостем на «корпоративах» высших партийных чинов и кагэбэшников, то и дело предлагающих выпить с ним рюмку коньяка. Потому и шутить «юмористу» разрешается, кажется, обо всем. Ну кроме секса и политики, о которых уже вовсю шутят в прогрессивном американском Comedy Club.

В Советском Союзе свой «клуб комедии». Здесь юмор – прислуга власти, а Аркадьев – очередной шут, которого можно поднять срочным ночным звонком, так как очередной генерал захотел посмеяться. Отношения художника и власти, традиционно болезненные в советских (как, впрочем, и уже нынешних российских) реалиях, – одна из главных и, безусловно, актуальных тем «Юмориста». Как и вообще жизнь творческого человека, погрязшего в народной любви, но не справившегося с собственными амбициями. Жизнь популярного человека, далекая от идеалистических представлений о ней со стороны того самого народа и/или чиновников.

Движение-2018: «Юморист» – бенефис Алексея Аграновича

«Юморист» – настоящий актерский бенефис Алексея Аграновича, многолетнего постановщика церемоний открытия и закрытия «Кинотавра» и «Движения», генерального продюсера Сахалинского фестиваля «Край света», который совсем недавно начал актерскую карьеру. Сначала – на сцене «Гоголь-центра» в «Обыкновенной истории» Кирилла Серебренникова, которая три года назад стала театральной сенсацией и до сих пор пользуется успехом. Затем – в «Частице вселенной» Алены Званцовой, где Агранович ярко и драматично сыграл психолога ЦУПа (интересно, что и в «Юмористе» есть эпизод, где Аркадьев выходит на связь с космической станцией, чтобы подбодрить находящийся в критической ситуации экипаж). «Юморист» является логичным продолжением этой, без сомнения, яркой актерской карьеры. Агранович держит на себе весь фильм, не переигрывает, иногда даже кажется, что играет самого себя, – но что может быть сложнее этого.

Фильм Идова лаконичен и драматургически точен – без надрыва, излишнего пафоса, слащавой ностальгии по былым временам. Эта спокойная интонация явно становится отличительной чертой Идова-сценариста, который, в общем, и в «Оптимистах», и в «Лете» рассуждал о тех же важных вещах. Касающихся творчества и свободы, развивающихся в условиях консервативного «совкового» мира, обремененного миллионом ограничений и с агрессией воспринимающего все новое. При том, что его личный «Юморист» стал, пожалуй, лучшей его сценарной работой. По крайней мере пока.

Движение-2018: «Юморист» – бенефис Алексея Аграновича
фото: Михаил Идов/пресс-служба фестиваля "Движение"

обсуждение >>

№ 2
фан телевизора   30.09.2018 - 10:57
классно похвалили фильм.Похож по сюжету на"Шляпу"? читать далее>>
№ 1
Sergey Tsvetkov   28.09.2018 - 19:07
>>совсем недавно начал актерскую карьеру То есть, спектакли "Квартета И" не считаются? читать далее>>

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен