Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

В. В. Иванов «ГОСЕТ: политика и искусство. 1919-1928», М., «РАТИ-ГИТИС», 2007
После знакомства с книгой к ее названию так и тянет добавить словосочетание: «реабилитация Грановского», в которой, по большому счету, он вряд ли нуждается. Так как все его творческие достижения всегда говорили сами за себя.
Однако в течение долгого времени имя Алексея Грановского (урожд. Авраама Азарха) — режиссера, создателя легендарного Еврейского Камерного театра, который впоследствии получил государственный статус и наименование ГОСЕТ, практически не вспоминалось. И даже, когда в конце восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, СМИ вновь заинтересовались историей ГОСЕТа, а на различных столичных площадках стали проходить вечера и фестивали, посвященные его знаковым фигурам — Соломону Михоэлсу и Вениамину Зускину, о Грановском, считавшемся, по сути, их «крестным отцом» в театре, предпочитали молчать. То ли по инерции все еще продолжал иметь решающее значение тот факт, что Алексей Михайлович был так называемым «невозвращенцем», оставшимся в Европе после триумфальных гастролей ГОСЕТа в 1928-ом. Но, вероятно, происходило это еще и по причине недостаточной осведомленности организаторов подобных акций.
Наиболее подробную и, казалось бы, на тот момент вполне исчерпывающую информацию о Грановском мы получили лишь из сборника бесед литературоведа Виктора Дувакина и Александры-Азарх-Грановской, актрисы, педагога, жены режиссера. В своих мемуарах воздавали должное Грановскому и дочери Михоэлса и Зускина — Наталья Вовси-Михоэлс и Алла Зускина-Перельман. И вот теперь появилась книга Владислава Иванова, представляющая собой дебютную попытку не имеющего аналогов в театроведческой литературе некоего общего анализа режиссерской деятельности Грановского периода ГОСЕТа. А вместе с этим — и начальной «главы» биографии руководимого им тогда коллектива, стремившегося, как во введении напоминает нам Иванов, в противовес избравшей сугубо «библейскую» направленность «Габиме» (а на счету Иванова есть монография об этом театре) средствами театра «фиксировать жизнь еврейского местечка».
Но программные спектакли Грановского тех лет изучены мало. И, по справедливому замечанию автора, ГОСЕТ в основном ассоциируется с шекспировским «Королем Лиром» (1935) в режиссуре С. Радлова с Михоэлсом-Лиром и Зускиным-Шутом. Иногда, впрочем, упоминаются и спектакли по произведениям Шолом-Алейхема в постановке Михоэлса: «Тевье-молочник» (1938), где он сам сыграл заглавную роль, а также «Блуждающие звезды» (1941) с Гоцмахом-Зускиным. На этом познания театралов, как правило, исчерпываются.
Иванов же берет на себя смелость восполнить данный, довольно существенный пробел. Буквально по крупицам он реконструирует картину жизни ГОСЕТа 1919-1928 годов, давая нам возможность подробно проследить этапы становления этого театра, прошедшего путь от студии до профессионального коллектива.
Вернее, сумевшего его пройти. Потому что в обстоятельствах взрывоопасной ситуации первой трети двадцатого столетия (да и потом, как мы знаем, в отношении ГОСЕТа мало что изменилось) это было сродни подвигу. На многочисленных трудностях политического характера Иванов акцентирует изрядную долю читательского внимания. Благодаря чему мы узнаем о невыносимых условиях, в которых приходилось работать молодому театру: об отсутствии правительственных денежных субсидий, о полуголодном, едва ли не нищенском существовании актеров, о постоянной необходимости вписываться в строгие идеологические рамки. И при этом — удивляемся, как удавалось Грановскому и его подопечным, находящимся буквально на грани выживания, создавать подлинные сценические шедевры: «Колдунью» (1922) — темпераментную «театральную игру» по А. Гольдфадену и трагического «Бога мести» Ш. Аша (1921), поэтичное, «лирически-трогательное» «Путешествие Вениамина III» по М. Мойхер-Сфориму (1927). И, конечно же, «Ночь на старом рынке» по И. Л. Перецу (1925), которой, по мнению автора, режиссер Алексей Грановский внес «вклад в развитие традиции европейского экспрессионизма».
Собственно, в общеевропейский театральный контекст вписывает Иванов все сделанное Грановским в ГОСЕТе. И это безусловное достоинство его новой книги. Равно как и обширный именной указатель, и завершающие каждую главу подробные справочные блоки, и чрезвычайно выразительные иллюстрации.
Но главное — подкупает интеллигентность авторского почерка, искренняя, заинтересованная интонация, неподдельная симпатия автора к предмету разговора. А уж утверждение Иванова о том, что «только для антисемитов евреев всегда слишком много, для театра как культурного института евреев всегда слишком мало» само по себе способно пролить бальзам на души «тех, кто понимает».

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

научная фантастика, триллер
Латвия, 2016
приключения, сказка, фэнтези
США, 2019
детский фильм, семейное кино
Норвегия, 2018
фильм ужасов
США, 2019
комедия
США, 2019
биография, драма, криминальный фильм
США, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2019
драма
Бельгия, Франция, 2019
драма
Дания, Швеция, 2019
комедия
Франция, 2018
все фильмы в прокате >>
«Дылда»
Ролики фильмов
«Дылда»
История двух женщин-фронтовичек, которые пытаются вернуться к нормальной жизни после войны.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен