Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Народный артист Туркменистана Герман Федорович Бобровский - живая история Русского государственного драматического театра им. А.С.Пушкина в Ашхабаде. Театр был создан в 1926 году и без малого 60 лет (с 1939 г.) Бобровский - на его сцене.
- Наш театр располагался в те далекие годы в большом доме на том месте, где нынче Министерство культуры. Зал был по тем временам огромным, на тысячу человек, там проходили все съезды и прочие крупные мероприятия. И всегда на спектаклях - полный зал, даже в годы войны, - вспоминает актер.

- А как вы стали артистом, Герман Федорович?
- Еще в детстве я полюбил театр. Родился и вырос в Ленинграде и нас с сестрой водили на дневные спектакли. И после окончания школы не было у меня иных планов -только в театральный институт. Педагогом моим в институте им. А.Островского был великолепный мастер, народный артист СССР Константин Васильевич Скоробогатов, широко известный по ролям Суворова, профессора Пирогова, Ленина. Я очень много получил от него и теоретических знаний, и практических советов.
Когда мы, студенты, чему-то научились, на практику нас направили в Большой драматический театр, где играли такие замечательные народные артисты, как Николай Монахов, Василий Софронов, Александр Лариков, которые относились к нам весьма доброжелательно. В Ленинград постоянно на гастроли приезжали московские театры и нам удалось посмотреть многие спектакли Малого театра, МХАТа, театра им. Вахтангова - а это большая школа. Скажем, знаменитую «Принцессу Турандот» - «визитную карточку» вахтанговцев - я видел с первые составом актеров: Юрием Завадским, Борисом Захавой, Цецилией Мансуровой, Борисом Щукиным -тогдашними корифеями, народными артистами СССР.

- И с таким солидным багажом знаний, с такой школой вы приехали в Ашхабад.
-Да. А здесь всегда был великолепный состав актеров: народный артист Михаил Александрович Кириллов, Лидия Николаевна Кстовщикова, Михаил Федорович Кириллов, М.И.Ридэль, И.М.Крылов, А.Д. Каратов, В.С.Чирков, Г.И.Махров, Л.С.Любина. Первой моей ролью здесь был шут в 'Короле Лире» В.Шекспира. Вообще за свою жизнь в этом театре я сыграл огромное количество разнообразных ролей. Если бы персонажи, которых я играл за шесть десятилетий, могли прийти в театр, наверное, не хватило бы места в партере. И по сей день я первым прихожу в театр и последним ухожу, не спешу снять грим, костюм, непросто выхожу из образа.
Скажем, в спектакле по пьесе М.Булгакова «Собачье сердце» я играю профессора-хирурга Преображенского. Там я с первой и до последней картины нахожусь на сцене. Действие происходит в первые послереволюционные годы. В стране разруха, на которую все ссылаются. А мой герой говорит, что каждый должен хорошо заниматься своим прямым делом, соблюдать чистоту, порядок - и тогда все изменится к лучшему и никакой разрухи не будет. Некоторые коллизии созвучны нашим дням. Помните, наш Президент С.А.Ниязов тоже призывает всех хорошо заниматься своим делом, тогда все наладится. И об этом думаешь после спектакля, надеясь, что твоя игра, работа коллег кого-то затронули за живое, заставили задуматься о своих делах, хоть немного принесли пользы.

- Герман Федорович, за это время в театре работало и немало режиссеров, с которыми вам довелось иметь дело. Чем они были интересны?
- Режиссеры работали замечательные. Ученик Всеволода Эмильевича Мейерхольда Василий Федорович Федоров, Николай Константинович Теппер, Исидор Григорьевич Громов. Все они принадлежали к разным школам, направлениям, были непохожи друг на друга по манере работы, подходу к актеру, к трактовке роли, решению спектакля. О каждом можно бы долго рассказывать - они достойны очерков, исследований искусствоведов. Одно их роднило - с каждым было очень интересно, увлекательно работать на сцене. Трудно, порой просто мучительно. Но очень интересно.
Особенно запомнился прямой ученик Константина Сергеевича Станиславского, Вячеслав Николаевич Аксенов. Это крупный талантливый режиссер, с которым мне довелось много работать. С ним началась моя Лениниана. Сегодня много разного, в том числе и скверного говорят о Владимире Ильиче. Но как бы мы к нему не относились, никто не станет отрицать, что это была незаурядная личность, человек большого ума, сильной воли, умеющий убедить, повести за собой других - сотни, тысячи. И играть его было в те годы весьма трудно и ответственно. Начну с того, что перед назначением на роль долго проверяли всю подноготную актера - кто родственники, нет пи среди них «врагов народа», репрессированных или выходцев из дворянского сословия. И к игре присматривались придирчиво, насколько актер убедителен. Было очень непросто, ответственно - малейшее отклонение от текста, интонации могло кончиться худо.

- И еще грянула война...
- Да. Мы начали выступать в воинских резервных частях, в госпиталях, которых стало множество - здесь лечилось очень много раненых. В театре, как ни странно, постоянно был аншлаг - люди в тяжелые времена тянутся к искусству. Все сборы шли в Фонд обороны. На фронт выезжали бригады артистов. А мы в театре решили создать небольшую мобильную группу, которую возглавил Михаил Александрович Кириллов (я был его заместителем), соорудить легкие декорации - рисованные, их крепили к ширмам, подготовить две комедии и отправиться на фронт. Я уже как-то рассказывал об этом в газете. Повторю лишь, что все у нас сложилось отлично. Moбильный театрик, показав свои комедии в Москве, был направлен на Карельский фронт и полгода к удовольствию бойцов, летчиков, моряков давал концерты на лесных полянах, полевых аэродромах, кораблях Северного флота - аж за Полярным кругом. Поначалу нам было даже неловко - люди воюют, гибнут, а мы тут с комедиями. Но затем поняли, что разрядка, именно смех, возможность отключиться от смертельно тяжелых фронтовых будней - и все это так нужно на передовой, в перерыве между боями. Наша работа была высоко оценена и командованием, и руководством Туркменистана. Вернулись и вновь играли у себя дома - Шекспира, Тренева, Лавренева, Шиллера, Островского, Лопе де Вега...

- Не было ли каких-нибудь забавных случаев, казусов?
- Конечно, были. Всего не рacскажешь, но вот, к примеру. Наше прежнее здание привлекало руководителей, там шли съезды, торжественные собрания. И вот однажды нас, актеров, попросили не выходить из гримёрных: шло какое-то мероприятие, после которого надо было играть спектакль. Мы сидим в костюмах, гриме, все проголодались, а выйти к буфету нельзя, все пока перекрыто. Один наш актер (он играл генерала) в мундире с лампасами говорит: «Сейчас попробую прорваться». И пошел. Вся охрана - под козырек. Он спокойно прошел в буфет, набрал бутербродов, лимонада и вернулся. Мы с удовольствием подкрепились перед спектаклем.
Обо всем не расскажешь. Театр жил со всем народом, деля радости, горести и времен военной поры, и катастрофического землетрясения, времен восстановления... Ездили по всем городам Туркменистана, по всем республикам тогдашнего Союза. Принимали нас всюду отлично. Такое общение с коллегами, зрителями разных регионов много для нас значило.

- Да, повидали и поиграли вы, Герман Федорович, немало, есть что вспомнить. Действительно, ваши персонажи вряд ли поместятся в зале. А последние годы?
- Театром сейчас руководит главный режиссер, заслуженный артист Туркменистана, лауреат Государственной премии им.Махтумкули Ренат Исмаилов - интересный, думающий постановщик. Мне довелось играть в ряде спектаклей, поставленных им: «Каменный гость», «Дальше тишина», «Лгунья» - эта французская комедия и сегодня в репертуаре.
Мне импонирует, что театр большое внимание уделяет детским спектаклям, их немало в репертуаре. С раннего возраста нужно закладывать стоки культуры. Если с детства не будут наши дети ходить в библиотеки, театры, музеи, на концерты, не приобретут навыки, желание слушать музыку, смотреть спектакли, читать книги, то бездуховность, дурные инстинкты, низкая культура сыграют скверную роль в жизни общества.

- Помню, частенько вас можно было увидеть в воинской части, на погранзаставе.
- Я был членом центральной военно-шефской комиссии и председателем нашей, туркменской. Мы много спектаклей, концертов давали воинам и не раз получали переходящие знамена Министерства обороны. Надо эту традицию поддерживать.
И еще был добрый обычай: после спектакля мы нередко устраивали зрительские конференции - такой задушевный разговор о театре, о жизни, что мы играем правдиво, хорошо, где, возможно, немного слукавили, отошли от жизненной правды. Порой говорили и формально, но были и очень интересные выступления, которые нам помогали. Сегодня мы очень рады, что вливается в театр целый актерский курс института. Это будущее нашего коллектива. Ребята показали очень неплохой водевиль «Ограбление в полночь». Мне кажется, что из них могут получиться недурные актеры. На этой оптимистической ноте и завершим нашу беседу.
- Спасибо. Бодрости вам, удач!

Афиша кино >>

драма, притча
Россия, 2018
триллер
США, 2019
биография, драма, музыкальный фильм, экранизация
Великобритания, Франция, 2019
биография, спортивный фильм
Великобритания, 2019
арт-хаус, комедия, нуар (черный фильм), триллер
США, 2019
приключения, семейное кино, сказка, фэнтези
США, 2019
комедия
США, 2019
триллер, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия
США, 2019
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 1999
комедия, приключения
Россия, 2019
драма, мелодрама
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен