Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Московский Камерный театр завершил сезон спектаклем, зажигающий зрителя подлинно патриотическим воодушевлением. Этот спектакль воскрешает с большой художественной силой образ замечательного русского человека, вписавшего своими подвигами при обороне Севастополя от интервентов бессмертную страницу в героическую историю русской армия и флота.
«Он был вроде патриотов классической древности, — говорил о Нахимове другой участник Севастопольской обороны Тотлебен, — он безгранично любил Россию и всегда был готов всем пожертвовать для чести своего отечества, как некоторые возвышеннейшие патриоты из древних греков и древних римлян».
Молодой драматург И. Луковский сумел воссоздать в своей пьесе многие черты этого величественного облика, сумел показать адмирала Нахимова человеком чудесного обаяния, редкого мужества, истинным другом тех, кто не боялся пролить кровь за родину, и суровым врагом тыловых крыс, вылощенных штабных «вояк», надменно считавших себя «солью земли» и бежавших от одного запаха пороха. Нахимовское отношение к трусам и светским болтунам очень хорошо оказывается в прекрасной сцене на бастионе, где адмирал, не скрывая своей иронии, держит под огнем флигель-адьютанта Николая I барона Альбединского, приехавшего к нему с бессмысленным «высочайшим» поручением. Полна глубокого содержания и сцена, в которой Нахимов отчитывает офицера из аристократов, «нагло обращающегося с матросами, с вызывающей откровенностью подчеркивающего, что он «русских журналов не читает». Эти особенности Нахимова-патриота, Нахимова — организатора побед, славного ученика и продолжателя традиций выдающегося адмирала Лазарева, выступают и в ряде других эпизодов, написанных экономно и выразительно (особенно интересны эпизоды встреч Нахимова с двукратно плененным английским офицером Эвансом).

И. Луковский пытался отойти в своей пьесе от типа исторической хроники. Он поставил себе задачу написать произведение сюжетное, где смысл великих событий должен раскрыться через - индивидуальные судьбы, личные взаимоотношения людей, через конфликты, лучше оттеняющие фон эпохи, ярче дающие почувствовать колорит времени и обстановки, драматичность происходящего. Автор пошел, например, на такой смелый шаг, как введение в качестве действующего лица Льва Толстого (под фамилией Строгова) и смещение некоторых событий, имевших место в жизни писателя: неудачный роман графа Строгова (арт. В. Ганшин) с матросской дочкой Вассой. Линия Строгов — Васса вносит в спектакль хорошую, лирическую струю, обогащает ею таким ярким, сочным образом, как Васса, воплощающая в себе многие превосходные качества русских девушек из народа. В то же время мы видим в лице Строгова одного из тех патриотов, которые первыми оценили благородное мужество и демократизм Нахимова.

К удачам пьесы в спектакля принадлежат и эпизодические образы рядовых героев Крымской войны — матросов Кошки и Рыбакова, двух верных и неразлучных друзей, соперничающих в храбрости на фронте и в любви к Вассе. Роли эти с хорошей и мягкой простотой исполняют артисты Б. Терентьев и Г.Бударов. Трогательны старики Лосев (артист С. Ценим) и Лавров (артист Н. Асланов), капитаны флота в отставке, остро переживающие гибель кораблей, па которых они плавали десятилетия, и рвущиеся на бастионы, на линию, огня, чтобы отомстить врагам.
Но явно искусственной выглядит в пьесе история лейтенанта Бурунова и французской актрисы Мари-Анж д'Обиньи. Это уже определенная дань детективу, перепев из сомнительной литературы, в которой хозяйничают образы демонических женщин, сделавших своей специальностью пожирание мужских сердец. Театр немало работал над тем, чтобы сделать эту линию более правдоподобной, но существенных результатов в этом отношении не добился.
Это, однако, деталь, не отражающаяся на общем звучании спектакля. Решающим для него обстоятельством является образ Нахимова, бережно написанный автором и вдумчиво, любовно воплощенный артистом Г. Петровским. Нахимов—Петровский находит живой отклик в сердцах, зрителей, рождает теплые чувства, благоговейное отношение к памяти храброго воина, любимца матросской массы, вместе с ней шедшего на смерть во имя родины, в счастье отечества видевшего свое счастье. Радующей актерской удачей является также игра В. Беленькой: много чарующей свежести в ее Вассе, много ума, непосредственности, душевной бодрости и сил.
Постановка отличается вкусом и тщательностью. Строгий стиль спектакля вполне отвечает суровому эпическому характеру событий, о которых рассказывает пьеса Луковского (художники Е. Коваленко и В. Кривошеина). Очень хороши эпизоды боев под Синодом, схватки на бастионе, потопление кораблей. К сожалению, не удался конец: несколько мелодраматична сцена смерти юнги, гибель же Нахимова показана «скороговоркой», в плане спокойной, протокольной регистрации факта. Театру необходимо вместе с драматургом еще поработать над последним актом: это сообщит большую силу и выразительность спектаклю, который является бесспорным достижением Камерного театра.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, драма, комедия
Великобритания, 2016
боевик, триллер
Франция, 2018
вестерн, чёрная комедия
Испания, Румыния, США, Франция, 2018
комедия, приключения
Россия, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, экранизация
США, 2018
драма
США, 2018
исторический фильм, мелодрама
Венгрия, Франция, 2018
драма
Дания, Исландия, 2017
детский фильм
Малайзия, США, 2014
приключения, семейное кино
Италия, 2017
детский фильм, комедия, приключения, фэнтези
Япония, 2015
триллер, фильм ужасов
США, 2018
все фильмы в прокате >>