Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Нахимов был одной из наиболее ярких и интересных фигур среди выдающихся русских флотоводцев. Современники называли его «гордостью Черноморского флота». Начиная от прославленной Наваринской битвы и кончая титанической обороной Севастополя, — всегда и везде Нахимов поражал удивительным сочетанием безграничной преданности родине со столь же безграничной скромностью. Однако не только в этом была сила Нахимова. Ближайший ученик и талантливый последователь знаменитого Лазарева, он был в то же время, если можно так выразиться, носителем суворовского духа в русском флоте.
В отношениях с матросами Нахимов проявлял себя как, глубокий знаток воинской психологии. «Матрос есть главный двигатель на военном корабле», — говорил Нахимов. Матросы для него всегда были основной силой во флоте, и поэтому он с полной убежденностью говорил: «Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство, ежели мы не себялюбивы, а действительные слуги отечества». Неудивительно, что для пресловутого главнокомандующего Меншикова, метко названного в армии Изменщиковым, прославленный Нахимов был всегда лишь «матросом», адмиралом с недопустимыми демократическими замашками.
Естественно, что героический образ истого патриота и талантливого флотоводца Нахимова, всю свою жизнь отдавшего укреплению русской морской мощи, привлекает к себе внимание беллетристов и драматургов. И хорошо сделал Московский государственный Камерный театр, осуществивший постановку новой пьесы драматурга И.Луковского «Адмирал Нахимов».Не все еще в этой пьесе и спектакле совершенно, временами действие растянуто, загромождено излишними эпизодами, но у спектакля нельзя отнять главного — его оптимистического, патриотического звучания, удачно воспроизведенной картины народного подъема, страстного стремления сразиться с врагом, отстоять родину от посягательств интервентов. В этом широком показе беззаветного патриотизма и массового героизма матросов, солдат, офицеров — главное достоинство нового спектакля Камерного театра.
Пьеса охватывает сравнительно короткий исторический отрезок времени — от Синопского боя до гибели Нахимова, сраженного вражеской пулей на севастопольском бастионе. Перед зрителем проходят незабываемые страницы военного прошлого русского народа — Синопская победа, как гром среди ясного неба, поразившая Европу; величественная «севастопольская страда», когда нахимовские питомцы, экономя каждый заряд, доблестно сдерживали яростный натиск отлично вооруженного и превосходящего по численности противника; дни величайшего напряжения моральных и физических сил защитников осажденного города.
И всюду в центре событий, в самой гуще солдат и матросов зритель видит «высокую», чуть согбенную годами и ранами, фигуру в черном адмиральском сюртуке. Это — Нахимов, беспредельно храбрый, понимающий душу воина командир, «поэт парусного флота», романтик, человек высокой нравственной чистоты. За ним солдаты и матросы готовы идти в огонь и в воду.
Артист Г. Петровский, исполняющий роль Нахимова, создал интересный и выразительный образ. Перед зрителем раскрываются мужественные черты характера одного из героев «русской Трои».
Жаль, что в пьесе мы не видим рядом с Нахимовым ни Корнилова, ни Тотлебена, ни Хрулева — этих героев Крымской кампании. Автор пошел на то, чтобы несколько упростить свою задачу, не раскрыл достаточно глубоко смысл крупнейших событий. Это не могло не привести к некоторому обеднению образа и главного действующего лица — Нахимова. Иногда в погоне за выигрышной ситуацией автор забывает более существенное — характеристику Нахимова как выдающегося военного деятеля. Это снижает творческие возможности артиста Петровского.
Значительно лучше удались автору и актерам характеристики действующих лиц «второго плана» — матросской дочери Вассы Чайки (артистка В. Беленькая), капитанов в отставке Лосева (заслуженный артист республики С. Ценин) и Лаврова (артист Н. Асланов), матросов Кошки и его друга Рыбакова (артисты Б. Терентьев и Г. Бударов). В Вассе, простой русской девушке из народа, самоотверженно помогающей защитникам Севастополя, ласково и умело под пулями врага перевязывающей раненых, зритель видит прообраз современных боевых подруг воинов Красной армии. Много свежести и радости приносит с собою на сцену Васса Чайка.
Коллектив театра во главе с постановщиком спектакля народный артисте республики А. Таировым немало потрудился над тем, чтобы придать пьесе сценическую выразительность. В значительной мере эти усилия увенчались успехом. Некоторые массовые сцены, особенно эпизоды на бастионе, театру особенно удались. В этом успехе немалая доля принадлежит художникам Е. Коваленко и В. Кривошеиной, изобретательно оформившим спектакль.
Чувство неудовлетворенности оставляет игра артиста В. Ганшина. Слишком явственны его затруднения в довольно сложной и, прямо сказать, несколько сумбурной роли графа Льва Строгова, в котором зритель узнает молодого Льва Толстого.
Совсем неудачной и излишней оказалась попытка автора «расцветить» пьесу введением в нее француженки-шпионки Мари Анж д'Обиньи. Артистка Е. Лапина ведет эту роль невыразительно. Если бы роман офицера Бурунова с француженкой вообще был опущен, — зритель от этого нисколько не проиграл бы.
Театру надо еще поработать над спектаклем, сократить некоторые слишком растянутые сцены. Тогда «Адмирал Нахимов» будет одной из тех постановок, которых ждет зритель.
И.Орлов
Газета «Красная звезда», 5 июня 1941 года, №130 (4885).


Спектакль «Адмирал Нахимов»
Молодой драматург И. Луковекий поставил перед собой трудную и высокую задачу — воссоздать на сцене образ адмирала Нахимова, замечательного русского флотоводца, которого современники по справедливости называли душой севастопольской обороны.
Это был смелый, глубоко честный человек, вся жизнь которого была отдана безраздельно службе во флоте. Адмирал Лазарев, воспитатель и учитель Нахимова, говорил про него: «Чист душой и любит море». Обаятельный в своей скромности и неподкупности, Нахимов счастливо соединял в себе суровость и высокую требовательность с добротой и сердечностью. Эти качества создавали ему необычайную популярность среди моряков, обожавших своего адмирала. Матросы говорили про него: «Наш отец». И это была правда.
Накануне Севастопольской кампании Черноморский флот, находившийся на отдалении от чиновного Петербурга, был живым носителем замечательных традиций Ушакова и Лазарева. Технически слабый и плохо вооруженный Черноморский флот был тем не менее силен необычайной спайкой моряков, их высокой отвагой и мужеством. Эти прекрасные черты воспитывали в черноморцах именно такие люди, как Корнилов, Нахимов, Истомин. Нахимов, например, говорил, что он привязанностью матросов дорожит «больше, чем отзывом чванных дворянчиков-с». Это произносилось в начале 50-х годов, когда царило крепостное право, когда рядовой матрос считался последним человеком, а «линьки» — единственным средством воспитания.
Нахимовская система воспитания и обучения привела черноморцев к блистательной победе под Синопом, когда была уничтожена и развеяна в прах сильнейшая турецкая эскадра. Гром синопской победы поразил Европу, считавшую русский Черноморский флот неспособным к активным операциям. Героизм черноморских моряков спас Севастополь в первые дни кампании, остановил наступление превосходных сил союзников. Несколько тысяч черноморских моряков, снятых с кораблей, в кратчайший срок опоясали город, бывший со стороны суши совершенно незащищенным, цепью бастионов, о которых разбился натиск врага. Да и в продолжение всей Севастопольской кампании моряки-черноморцы дрались героически, возбуждая своей отвагой удивление всего мира.
Во главе моряков-севастопольцев стояли сперва Корнилов, а затем Нахимов. Его смерть как бы возвестила конец Севастополя, подорвав дух сопротивления защитников крепости.
Пьеса И. Луковского дала возможность театру создать волнующий патриотический спектакль. Театр немало поработал над текстом. Язык стал более чистым, ясным. Некоторые излишние эпизоды были тактично удалены, В первом варианте своей пьесы автор напрасно настойчиво внушал зрителю неправильное представление о Нахимове, как человеке революционного мышления. Он вовсе не был таким. Это был простой моряк. Он исполнял свой долг, как полагается солдату, и в это исполнение долга вкладывал всю свою душу и сбой незаурядный талант.
В спектакле Камерного театра Нахимов выглядит проще, его образ кажется более искренним и правдивым. Артист Петровский играет Нахимова превосходно. В его исполнении — это волевой, мужественный человек, для которого самое главное — воинская служба, долг. Таким он и был в жизни. В Ленинграде, в театре Ленсовета, который поставил пьесу Луковского на полгода раньше Камерного, Нахимов в исполнении артиста Жукова выглядит несколько вялым. Он слишком много говорит и мало действует. В нем чувствуется обреченность, безысходность. Нарочитая демократичность кажется неправдоподобной. Камерному театру удалось этого избежать.
Наиболее слабым местом пьесы является история с демонической дамой — французской актрисой Мари-Анск д'Обинъи. С первого момента ее появления на сцене зритель сразу угадывает в ней шпионку и в дальнейшем весьма равнодушно следит за ее поступками, заранее предвидя, что шпионка, несомненно, будет разоблачена. Так оно и происходит. В нее влюбляется молодой офицер Бурунов, затем разоблачает ее, после чего кончает жизнь самоубийством. Весь этот эпизод находится в резком диссонансе с общим тоном спектакля.
К счастью, автору очень удался другой женский образ в спектакле — матросской девушки Вассы Чайки. Это — простая дочь моряка, бесхитростная и трогательная, одна из тех «матросок», какие вместе со своими отцами, мужьями и братьями разделяли испытания севастопольской страды. В ней угадываешь Дашу — первую русскую сестру милосердия, имя которой coхранилось в истории Севастопольской кампании. Артистка Беленькая играет Вассу тепло и задушевно.
В первом варианте пьесы фигурировал Лев Николаевич Толстой. 26-летнего Толстого автор наделил мудростью яснополянского старца, при чем эту мудрость причудливо сочетал с повадками картежника и дуэлянта. Разумеется, такой образ Толстого оставлял у зрителя крайне сумбурное впечатление. Камерный театр заменил графа Льва Толстого графом Львов Струговым, сохранив все его функции, реплики и весь характер образа.
Среди защитников Севастополя, выведенных в спектакле, наибольшее впечатление оставляет матрос Петр Кошка.
Кошка — личность реальная. Спустя много лет после окончания Севастопольской кампании о его подвигах продолжали рассказывать чудеса. Это был лихой моряк, бесстрашный разведчик. Сметливость, находчивость, беззаветная храбрость были отличительными чертами Петра Кошки — черноморского моряка. Артист Терентьев прекрасно справился с этой благодарной ролью.
Трогательны старики-черноморцы капитаны флота в отставке—Никита Петрович Лосев (артист Ценин) и Константин Иванович Лавров (артист Асланов).
Пока на бастионах лилась кровь, в осажденный город проникали в немалом числе всякие жулики и проходимцы. Тучи стервятников-казнокрадов — интендантов и подрядчиков кружились над армией. В короткий срок люди сколачивали себе огромные состояния на казенных поставках. В пьесе выведен один из таких хищников — интендант Жуховецкий (артист Нахимов). Он как бы противопоставлен вместе с прощелыгой Андронииковым (артист Яниковский) суровой и дружной семье героев-севастопольцев.
Правительство Николая I, растерявшееся и напутанное надвинувшимися грозными событиями, не сделало ничего, чтобы по-настоящему помочь обороне. Высшее командование было сплошь бездарным. Недаром главнокомандующего Меньшикова солдаты и матросы называли Изменщиковым. Русская армия была плохо вооружена… Снабжение боеприпасами и провиантом в течение всей кампании оставалось отвратительным.
И вот в этих условиях почти год держался Севастополь, обливаясь кровью, сражаясь, как лев, против превосходных сил противника. Мы, советские люди, чтим память героев-севастопольцев, покрывших русские знамена славой.
Вот почему спектакль «Адмирал Нахимов» оставляет, несмотря на многие свои недостатки, глубокое впечатление. Вот почему с таким вниманием вслушивается зал в слова Павла Степановича Нахимова:
— Россия — корабль, да ведут его плохо — на скалы и мели. Мы все—простые матросы, наше дело—выполнить свой долг. Но, друзья, настанет же новое время, когда па русском корабле будет отличный капитан!
Поставлен спектакль режиссером А. Таировым с большим вкусом. Особенно удачны массовые батальные сцены на бастионах.

Н. Кружков
3 июня 1941 года


Спектакль о русском флотоводце

30 ноября 1853 года Черноморский флот под командованием адмирала Нахимова атаковал под Синопом сильнейшую турецкую эскадру и после трехчасового боя потопил двенадцать кораблей противника. Разгром турок явился крупнейшей победой русского флота, прогремевшей на всю Европу, показавшей всему миру отвагу и героизм черноморских моряков. Вскоре после этого соединенный англо-французский флот вошел в Черное море с приказом прекратить в нем плавание каких бы то ни было русских судов. Весь русский военный Черноморский флот укрылся в Севастопольской бухте. Союзники решили уничтожить этот флот, а для того чтобы сделать невозможным его восстановление— разрушить и самый Севастополь. Неувядаемой славой покрыли себя герой-севастопольцы, в течение одиннадцати месяцев защищавшие крепость от намного превосходящих сил противника.
Эти волнующие события послужили благодарным материалом для создания пьесы о замечательном русском флотоводце, организаторе побед Черноморского флота контр-адмирале Нахимове и о доблестных защитниках Севастополя. Драматург И. Луковский в своей пьесе исторически верно показал ряд наиболее значительных эпизодов севастопольской обороны, воссоздал образы отдельных героев Севастополя.
Камерный театр много поработал над пьесой, сократил излишние сцены, правильно разрешил центральный образ адмирала Нахимова. Но всех недостатков пьесы театр не смог преодолеть. Совершенно выпадает из стиля спектакля неправдоподобная история со шпионкой — французской актрисой Мари-Анж д'Обиньи. Это сомнительный детектив, рассчитанный на вкусы невзыскательного зрителя. Ни автору, ни театру не удался образ Л. Н. Толстого, выведенного под именем графа Льва Строгова. Не преодолена некоторая рыхлость Пьесы.
Однако эти отдельные недочеты не заслоняют больших достоинств патриотического спектакля, поставленного А. Таировым (режиссеры А. Богатырев и В. Королев).
Отсталый царский флот не мог соперничать на море с лучшими по техническому оснащению кораблями противника. Командование Черноморского флота было вынуждено затопить часть кораблей в бухте, преградив путь судам союзников. Экипажи и вооружение их было решено использовать для усиления обороны Севастополя. Русские моряки, умеющие и любящие воевать, сами строившие свой флот, с трудом примирились с мыслью о необходимости собственными руками затопить родные корабли.
Трогательны образы старых капитанов в отставке—Лосева (арт. С. Ценин) и Лаврова (арт. Н. Асланов), для которых затопление кораблей становится огромной личной трагедией. В сложившейся тяжелой обстановке эти старики-инвалиды стремятся принести родине посильную помощь, они просятся на бастион и в конце пьесы заменяют на линии огня погибших в бою моряков.
'Хорошо сделаны батальные сцены, показывающие героизм защитников Севастополя — офицеров, матросов, солдат, гражданского населения. Правдивые образы матросов Кошки и Рыбакова рисуют артисты Б. Терентьев и Г. Бударов.
В центре спектакля — адмирал Нахимов.

Артист Г. Петровский создал правдивый образ выдающегося флотоводца. Простой, сердечный в обращении, человек редкого мужества, непреклонной воли, для которого главное — воинский долг, таким был Нахимов, таков он и в превосходном исполнении Г. Петровского.
Нахимов мечтал о могучем русском флоте. В спектакле мы слышим его замечательные слова:
— Россия — корабль, да ведут его плохо — на скалы и мели. Мы все — простые матросы, наше дело — выполнить свой долг. Но, друзья, настанет же новое время, когда на русском корабле будет отличный капитан!Чаяния выдающегося русского флотоводца сбылись в наши дни.
Могучий военно-морской флот страны Советов готов сокрушить любого врага. К сожалению, мы до сих пор не имеем хороших пьес о Красном флоте. Наши драматурги должны показать героические будни флота, освоение новой техники, людей, умеющих управлять ею, советских патриотов-моряков, настойчивых и дерзких в достижении поставленных задач.

Контр-адмирал Ю. Ралль
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2019
приключения, фэнтези
США, 2019
комедия
Бельгия, Люксембург, Франция, 2019
драма, криминальный фильм, мелодрама
Китай, 2019
комедия, нуар (черный фильм), эротика
Финляндия, Латвия, 2019
боевик, драма, мистика, приключения, триллер
Великобритания, США, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино, фильм о животных
Китай, Новая Зеландия, 2019
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Пакистан, 2018
детский фильм, приключения
Канада, США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен