Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Закончилась реконструкция здания б. Камерного театра на Тверском бульваре. В ближайшее время здесь начнет свой первый сезон Московский драматический театр им. А.С. Пушкина. Многие помнят холодный и неуютный зрительный зал Камерного театра — мрачную конструктивистскую коробку, без намека на какую-либо архитектурно-художественную отделку. Теперь этот зал полностью перестроен.
Здание Камерного театра, перестраивалось неоднократно. Оно было переделано из купеческого особняка, часть которого сохранилась в мало измененном виде до настоящего времени и используется под вестибюли и фойе. Первоначально небольшого размера зрительный зал и сцена были расположены на втором этаже, по фронту главного фасада. Позднее, в начале тридцатых годов, зрительный зал был переведен в первый этаж и повернут под прямым углом в сторону двора, где к нему была пристроена новая сцена.
Непропорционально большая высота зала, сильно выступающие тяжелые балконы, огромная железобетонная рана, разделяющая зал на две части, портальная стена, неизвестно зачем вогнутая в сторону сцены, глубокая впадина оркестра, покрытая металлической решеткой - все это противоречило самой природе театрального здания и не могло удовлетворить возросшие требования советского зрителя.
Неудобной была и сцена — тесная, со скошенной боковой стеной и двумя плохо распланированными небольшими карманами. Перед автором проекта последней реконструкции зрительного зала (арх. К. Либерман) стояла сложная задача. Надо было, не выходя из габаритов существующих капитальных стен и основных несущих конструкций, создать, по существу, новый зрительный зал. Трудности усугублялись необходимостью провести реконструкцию в предельно сжатые сроки, с минимальной затратой средств и материалов. Следует отметить, что автор справился с этой задачей в целом удовлетворительно. Композиция реконструированного зала достаточно проста и вместе с тем выразительна. Для его архитектурного оформления характерны сдержанность в использовании декоративных средств и тщательная проработка деталей.
Два яруса опоясывают зал с трех сторон, повторяя в плане его очертания. Балконы завершаются двух-ярусными портиками предпортальных лож, с колоннами и венчающим фронтоном. Светлый, мягкий колорит зала хорошо гармонирует с бронзой бра и центральной люстры, темнокрасным бархатом драпировок литерных лож и занавеса сцены, обивки мебели и барьеров ярусов.
Безусловно правильным было решение убрать оркестр из зрительного зала. Но вызывает некоторое сомнение целесообразность размещения оркестра под планшетом сцены. Во-первых, помещение, которое удалось выкроить, слишком тесно и, во-вторых, для зрителей будет совершенно непонятно, почему звуки музыки раздаются из-под пола, передней части сцены. Не все удалось автору проекта. Слабым местом проекта является плохая увязка портиков портальных лож с основными архитектурными элементами интерьера. Фронтон портика недостаточно органично связан с барьером балкона 2-го яруса. Крайне неудачны врезка карниза портика в большую падугу, завершающую стены вала, и неоправданный необходимостью разворот портальных дож в сторону сцены. Создается впечатление, что портик с ложами — это декорация, случайно принесенная в зал и к тому же косо установленная. Непропорционально велик круглый кессон в потолке над центральной люстрой. Все это вносит ноту беспокойства и неорганизованности в архитектурный облик в целом удачно решенного зала.
В других помещениях, обслуживающих зрителя, крупных реконструктивных работ не производилось. Удачно подобранная расколеровка стен фойе подчеркивает хорошие пропорции верхних зал и парадность анфиладной перспективы. Но досадной ошибкой является сохранение в фойе всего изобилия крайне безвкусных лепных украшений.
Значительные работы были осуществлены на сцене: построен вращающийся врезной круг диаметром 12 метров, смонтированы 42 штанкетных подъема для декораций, огнестойкий занавес, отделяющий сцену от зрительного зала, пять софитов освещения сцены общей мощностью 160 киловатт, выносная осветительная аппаратура и ряд других сценических устройств. Вращающийся круг, огнестойкий занавес и софитные подъемы приводятся в действие при помощи электролебедки. Конечно, устранить основные пороки сцены без ее коренной перестройки было невозможно, но новое оборудование значительно облегчает монтировку спектаклей и создает лучшие условия для осуществления замыслов режиссера и художника.
Несколько слов о фасаде. Ни окраска в светлые тона, ни частичная перестройка не смогут скрыть конструктивистскую сущность его архитектуры. Тут нужны более кардинальные меры, осуществление которых целесообразно лишь на основе общего плана реконструкции всей магистрали.
Несмотря на частные недостатки, труд проектировщиков и строителей следует оценить в целом положительно. Коллектив Театра им. А. С. Пушкина начнет свою деятельность в хорошем театральном здании.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, драма, комедия
Великобритания, 2016
боевик, триллер
Франция, 2018
вестерн, чёрная комедия
Испания, Румыния, США, Франция, 2018
комедия, приключения
Россия, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, экранизация
США, 2018
драма
США, 2018
исторический фильм, мелодрама
Венгрия, Франция, 2018
драма
Дания, Исландия, 2017
детский фильм
Малайзия, США, 2014
приключения, семейное кино
Италия, 2017
детский фильм, комедия, приключения, фэнтези
Япония, 2015
триллер, фильм ужасов
США, 2018
все фильмы в прокате >>