Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Он спешил на репетицию — энергичный, лобастый, крепко сбитый, светлоглазый. И не верилось, что ему — одному из ведущих актеров Государственного русского драматического театра им. А.С.Пушкина, народному артисту Туркменистана Герману Бобровскому уже пошел девятый десяток. После репетиции мы встретились в его келье-гримерной.

— Герман Федорович, театр — это наследственное?
— Отнюдь. Отец был мастером по металлу, вроде Фаберже, только не так знаменит. Мама — домохозяйка, воспитывала нас с сестрой. Но жили в Ленинграде, родители любили театр, водили нас на спектакли. Не раздумывая, пошел в Театральный институт им. А.Островского.
А какие великолепные педагоги учили — народные артисты К.Скоробогатов, Б.Сушкевич, на практике в театре — народные артисты Н.Монахов, В.Сафронов, которые очень бережно относились к молодежи, любили нас, пестовали. Это были высокие имена в театральном мире. Скажем, Николай Федорович Монахов был и куплетистом, и изумительным опереточным актером — ярким, необычайным. Став затем драматическим, он достиг больших высот. Мой однокашник Ефим Копелян получил его благословение, затем его талантам дал развиться в полной мере великий режиссер Г.А.Товстоногов. Словом, было у кого и чему поучиться, заразиться любовью к театру.

— А как и когда Вы попали в Ашгабат?
— В 1937 году тогдашний главный режиссер Большого драматического театра В.Ф.Федоров был приглашен возглавить труппу русского театра в Ашгабате. И представьте, поехал, поставил несколько великолепных спектаклей: «Король Лир», «Человек с ружьем»... Через два года он позвал к себе меня, М. Закруткина и еще некоторых молодых ленинградских актеров. И вот уже 55-й год я здесь.

— Редко надолго задерживаются в театре главные режиссеры. Как это влияет на жизнь коллектива, на творческую обстановку? Кто вам особенно запомнился?
— Очень большое значение имеет смена режиссеров. У каждого своя школа, свои секреты творчества, свой подход к актерам. Вся наша жизнь практически целиком зависит от руководителя труппы. В.Федоров ушел после сезона 40-го года, пришел Н.К.Теппер, затем — очень интересный режиссер И.Г.Громов, оставивший заметный след. Особенно мне бы хотелось отметить режиссуру В.Н.Аксенова. Конечно, с каждым из них в труппе происходили какие-то изменения, случались интересные находки, шел поиск. Но всех их объединяло одно — правдивое решение спектаклей. А потом у нас появились новые течения, когда режиссеры вроде перестали считаться с классикой, какими-то устоявшимися правилами, представлениями, даже бы том, все как-то начинали делать по-своему, отклонялись от авторского замысла, то ли желая удивить зрителя, то ли по иной причине. Я все же приверженец более правдивого, приближенного к жизни подхода к театральным постановкам. Когда, скажем, Гамлет выходит в джинсах и кроссовках — мне это претит.

— Герман Федорович, слышал я, что в годы войны Вам с коллегами довелось побывать на фронте.
— Поначалу мы играли спектакли на военную тому, сборы шли в Фонд обороны. Затем было организовано с десяток фронтовых бригад, которые выезжали на фронты.
Потом создали компактный фронтовой театр, куда вошли С.Снетовая, М.Кириллов, А.Хрисанфова, Н.Кусакина, А.Рябова, Н.Аксенов, В.Виноградов и я. Были мы и актерами, и машинистами сцены, парикмахерами, бутафорами — на все руки. Приготовили два спектакля: «Забавный случай» — комедию К.Гольдони и драму А.Островского «Поздняя любовь». Костюмы, грим, легкие декорации — все, что положено.
Добрались мы до Карельского фронта, которым командовал маршал К.Мерецков. От Лодейного поля до Мурманска было множество войск — пехотинцы и танкисты, летчики и моряки. Мы выступали иногда в клубах, чаще сценой служили сдвинутые кузова грузовиков. Поначалу сомневались — а нужны ли мы на фронте, рядом с боями, болью, кровью? Увидев же реакцию зрителей, поняли, что нужны. У людей светлели лица, они заразительно хохотали или сопереживали героям Островского. Выступали и на кораблях — уже под снежком, на верхней палубе, когда все моряки были в шинелях или бушлатах, а наши артистки в декольте, легких шелковых платьях. И никто не заболел по счастью. Наш театр пробыл на фронте свыше полугода, дав более двухсот спектаклей.

— Не будем, Герман Федорович, даже перечислять Ваши роли за долгую сценическую жизнь — их множество, свыше 300. Но не сказать об одной просто нельзя. Туркменский зритель запомнил Вас как главного исполнителя роли Ленина.
— Да, я играл его в разных спектаклях: «Именем революции», «Третья патетическая», «Вьюга», «Между ливнями», в разных инсценировках по телевидению, огромном количестве концертов. Знаете, театральная обувь носится долго. Так я «ленинские» башмаки сносил, пришлось подбивать.

— Как в свете сегодняшних разговоров о Ленине Вы относитесь к этому своему образу, к которому наверняка не так просто пришли, наверняка волновались, чувствовали большую ответственность ?
— Да, знаете, само назначение па эту роль было сопряжено с немалым волнением: все решали в ЦК партии. Учитывали и внешний вид, и способности. Но самым страшным было: поверит ли тебе зритель. Известен факт, что Б.Смирнова, создавшего вполне правдивый образ Ленина в спектаклях и фильмах, участник революции, комендант Смольного, а затем и Кремля П.Мальков не принял. Образ был сложный: что бы ни говорили теперь, человек это неординарный, действовавший в чрезвычайных обстоятельствах, когда гибли его соратники. И я не жалею, что в моей жизни случилась встреча с этими образом. Да тогда ни актеры, ни зрители не знали многих опубликованных нынче документов о его деятельности. К слову, смотрели меня приезжавшие сюда участники октябрьских событий, знавшие Ленина. Они дали очень высокую оценку моей работе. Это не какие-то вкусовые ощущения, а мнение людей, которые могли сравнивать.
Был интересный случай: на дневной спектакль «Именем революции» наша актриса привела сынишку, завела в мою гримерную, вот, мол, дядя Ленин. Мальчуган долго смотрел на меня, потом спрашивает: «Дядя, вы из Ленинского сквера ушли?»

— А вообще забавных случаев было немало?
— Конечно. Помню, в самом начале попался партнер — очень хороший артист, но буффонного склада. Он выкидывал всякие фортели на сцене, чего я поначалу не предвидел. Правда, память не очень хорошая и он, забывая текст, выделывал разные штучки. Зритель смеялся, я не мог говорить. И тогда я решил выучить его роль. И как только он запинался, я шпарил вовсю. Он растерялся, потом спрашивает: что это вы надумали? Я отвечаю, мол, вы мне не даете играть, давайте договоримся: я все свое сделаю, а уж потом вы свои фортели выкидывайте. Таких театральных побасенок вам любой артист понарассказывает.

— Герман Федорович, каково «самочувствие» театра сегодня?
— Ох, непростое. Скверно ходит вечерами транспорт и из микрорайонов не может приехать зритель: не знает, доберется ли потом домой. Из-за немыслимых цен очень трудно затевать новый спектакль: костюмы, декорации не знаем на что покупать. Раньше мы много ездили: во все республики, по России, Сибири. Теперь не выберешься на гастроли. И выбор репертуара зависит не от того, насколько интересна пьеса, а от средств: что попроще.
Но театр должен выжить, я по натуре оптимист и верю в это. Академик Д. Лихачев сказал как-то, что скупой может прикинуться щедрым, злой — добрым, но вот интеллигентным нельзя прикинуться. По-моему, именно театр, музей, библиотека несут интеллигентность. Поэтому мы так много внимания уделяем сегодня детям, ставим специальные спектакли, даем утренники. Если дети вырастут без театра, музыки, живописи, не будут ни культурными, ни добрыми. Думаю, мяса, колбасы, сахара, муки со временем будет вдоволь. Не растерять бы к этому времени духовного богатства.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, притча
Россия, 2018
триллер
США, 2019
биография, драма, музыкальный фильм, экранизация
Великобритания, Франция, 2019
биография, спортивный фильм
Великобритания, 2019
арт-хаус, комедия, нуар (черный фильм), триллер
США, 2019
приключения, семейное кино, сказка, фэнтези
США, 2019
комедия
США, 2019
триллер, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия
США, 2019
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 1999
комедия, приключения
Россия, 2019
драма, мелодрама
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен