Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Светлана Родина, выпускница Школы-студии МХАТ, в прошлом ведущая актриса Театра им. Пушкина, двенадцатый год живет в Швеции, художественный руководитель театральной школы в стокгольмском университете. В течение двух лет осуществляет педагогический проект совместно со Школой-студией МХАТ.

— Каковы были ваши первые впечатления от Швеции двенадцать лет назад?
— После России в Стокгольме на некоторое время мне пришлось оказаться в роли домашней хозяйки: ходила по магазинам, готовила. Я с удовольствием это делаю, но такая роль меня не совсем устраивала, и я начала прикладывать усилия, чтобы реализовываться в Швеции профессионально.
Сначала задумала чеховский проект, и мне удалось пригласить Олега Николаевича Ефремова, чтобы он рассказал о Школе-студии МХАТ, о системе Станиславского. На этот семинар съехалась вся шведская элита. На одной из встреч ко мне подошел режиссер и предложил сниматься в детективном фильме. Сыграла — получила еще одно приглашение. Одновременно начала искать работу театрального педагога. И оказалось, что педагоги нужны в университете. В это время я активно учила шведский язык, который, конечно, давался мне трудно.

— Теперь свободно владеете?
— Абсолютно. Преподаю на шведском. В театральной мастерской университета, где я начала работать, дело пошло хорошо, и вскоре мне дали образовательный курс. В Стокгольме есть и театральный институт, где я тоже преподаю. Однако хотелось начать свое дело. Поскольку студенты у меня занимались успешно, руководство университета согласилось открыть театральную школу на основе системы Станиславского. Учеников в свою школу набираю сама, приглашаю педагогов — у школы должно быть определенное направление. Этюды, импровизация, теория, сценическая речь, вокал, история театра, сценическое движение, фехтование — все по образцу российских театральных школ. Я преподаю мастерство актера, выпускаю спектакли.
Школа наша платная, и обучение стоит больших денег. Мне давно хотелось привезти студентов в Москву, поэтому мы подали в Шведский институт заявку на стипендию, которая бы позволила в течение двух недель заниматься у педагогов Школы-студии МХАТ. И вот уже дважды мы приезжали. Ребята без ума от Москвы! Швеция замкнутая страна, а Москва — театральная Мекка. Россия — вообще очень театральная страна, здесь совсем другая культура, свойство ее — открытость.
В Швеции театры в основном расположены в подвалах, зрители приходят в чем ни попадя. А здесь ребята побывали в Большом... Их поразила красота и то, что в России совершенно другой статус театра и отношение людей к нему. Им понравилось все, включая общежитие, где они жили: здесь даже интернет есть, и они могли получать электронную почту. Школа-студия предложила интересную образовательную программу, не говоря о занятиях по мастерству. Культурная программа была тоже очень насыщенная: Третьяковская галерея, Кремль, Московский ТЮЗ...

— Кто поступает в вашу школу?
— Ребята, игравшие в различных шоу, небольших театриках. Они приходят к нам, чтобы приобрести профессиональные знания, овладеть инструментом, актерской техникой. В Швеции система Станиславского преподается только в рамках курса истории театра. Шведы не знают, например, термина темпоритм. Для каждого элемента системы я придумывала этюды, потом ставила отрывки. Из выпускников прошлого года два мальчика поступили в Высшую театральную школу, девочка работает в Драматен-театре. Покойный Олег Николаевич говорил мне: ты из миссионеров.

— У них не было предубеждения против системы Станиславского, не казалось, что это скучное дело?
— Было, потому что они не знали системы. Им казалось, учение Станиславского мертвое, архаичное. Отчасти такое отношение можно объяснить тем, что в Швеции очень плохие переводы его системы. По ним трудно выявить зерно. Уже состоявшиеся шведские актеры владеют профессией, но преподавать не умеют — не знают, как передать опыт.

— Не всякий актер может стать педагогом. Здесь нужен определенный тип характера...
— Нужна харизма — чтобы тебе поверили. Нужно быть очень четкой, логичной, знать, чего хочешь. Но нужна и школа. Я — рисковый человек, люблю экспериментировать. Всегда себя воспитывала. Но то, что мне дала Школа-студия, те люди, которые были рядом со мной, — это незаменимо. Я ведь много общалась с Олегом Николаевичем Ефремовым, которого считаю своим духовным отцом, с Евгением Александровичем Евстигнеевым, многими другими потрясающими, талантливыми людьми.

— Вы плодотворно работали в Театре им. Пушкина перед тем, как уехать в Швецию. Вспоминаете об этом ?
— Конечно. В этот театр я пришла из Школы-студии. У меня были премьеры и во МХАТе, еще студенткой я не просто в массовке выходила: играла в пьесе «Долги наши» по пьесе Володарского. Приглашали в «Современник». В Театре Пушкина играла, получала призы на «Театральной весне», работала с талантливыми режиссерами.

— Не жалеете об актерской карьере?
— Актерская профессия осталась как бы в другой жизни. Сейчас я режиссер-педагог, художественный руководитель, отвечаю за ребят, педагогов.

— Есть разница в русском и шведском темпераментах?
— Конечно. Постоянно надо препарировать, учитывать специфику национального типа. Нужно все время думать, на какие кнопки нажимать, чтобы растопить ледышку внутри этих мальчишек и девчонок. Это совершенно другая культура, другой тип мышления.
В Швеции много хороших артистов, но мало хороших спектаклей, потому что нет того, что мы называем ансамблем. Есть хорошие режиссеры, которые понимают, про что ставят. Здесь постоянно идут Чехов, Достоевский. Сейчас поставили «Терроризм» братьев Пресняковых. Говорят, хороший спектакль. Но иногда в спектаклях провисает темпоритм. Для кино это может быть и хорошо, именно так работает Бергман, но в театре такая тягучесть не всегда уместна. Хотя Бергман работает с театральными актерами чрезвычайно интересно! Кстати, великий шведский режиссер ни разу не высказывался о Станиславском, хотя наверняка читал его. А ведь система дает актеру базу. Ревность, что ли? Бергман определил свое направление в театре, а свои корни шведы сохраняют. Но, мне кажется, они часто ревнуют к чужому. При том, что Швеция маленькая страна, у них почти нет гастролеров. Почему тот же Бергман не преподавал в Высшей театральной школе, почему не стремился передать свой опыт? Нашим артистам, режиссерам старшего поколения все-таки свойственна ответственность за следующие поколения.

— К чему было трудно привыкать в Швеции ?
— Из России я уезжала от коммунизма — к коммунизму же, к моему удивлению, и приехала. Только коммунисты там называются социал-демократами. Швеция далеко не та, какой казалась нам. Здесь много серьезных проблем: безработица, очень большие налоги. Конечно, в России неблагополучие, бедность. Люди тяжело переживали катаклизмы последних лет. Я потеряла столько людей! Они не вынесли этой мясорубки. Это непросто. Но непросто и там, а для эмигрантов — особенно. Многие, кто приезжает из Ирака, из Югославии, без знания языка, — не работают, выброшены на обочину, собираются в банды. Мне грех жаловаться...

— А как обстоит дело с карьерой актрисы ?
— Нужно смотреть на ситуацию трезво. Я могла бы играть в шведском театре, но говорю я с акцентом. Смотришь спектакль, и вдруг актриса произносит «аки-каки» — и все восприятие ломается. Я противница этого и шведок играть не могу. Роль русской или полячки — да. Роль эмигрантки, чтобы акцент был мотивирован. Сейчас сыграла главную роль в фильме, который называется по-русски «Рай» — «Парадиз». Он получил премию на Фестивале фильмов северных стран. Я играла русскую, которая живет с мужем-шведом на севере Швеции. Фильм — о столкновении двух культур. Мужчины-шведы очень ревнивы, несмотря на внешнюю невозмутимость. Но я же не могу сидеть и ждать, когда мне дадут следующую роль эмигрантки!

— Так это и замечательно — не ждать, когда ситуация изменится к лучшему, а строить свою жизнь, создавать вокруг себя интересную среду.
— По натуре я перфекционист. Все должно быть перфект, здорово. Если что-то делать, то надо отдаваться этому на сто процентов. Потому у меня очень высокие требования в моей школе. В Швеции ведь любительский уровень поглотил все. «Социализм с человеческим лицом» привел к тому, что в обществе возникло опасное заблуждение, будто все всё могут. Это как у нас считалось, что каждая кухарка должна управлять государством. Поэтому в Швеции образование высшее стало необязательным. А я считаю, что образование есть образование. Оно должно давать систему. Я воспитываю ребят на русской культуре, в прошлом году выпустили спектакль по «Преступлению и наказанию». В этом — «Чайку».

— Довольны результатами?
— Очень! Видно, что они взяли материал не поверхностно, все направлено вглубь. Это как раз то, что дает русская школа — реалистическая, психологическая школа. Когда мы смотрели «Даму с собачкой» Камы Гинкаса, студенты поняли, как актеры тратятся. Какая энергетика! Я им сказала: «Видите? Они себя не жалеют».
Шведские актеры хотят все сконструировать. Я же им говорю: твое тело — твой мозг. Люди должны видеть живую человеческую жизнь на сцене, она должна трогать. Именно это понимают шведские студенты, занимаясь в нашей школе, приезжая в Россию.

— Как к русским относятся в Швеции?
— Представление о нашей стране не самое лестное. Информация по телеканалам, в СМИ идет в основном негативная. От русских ждут обмана. А может, никакого Художественного театра и нет? Да вот он стоит в Камергерском! Возможно, русские студенты в общежитии живут немного похуже, чем шведские. Но это ни в какое сравнение не идет с тем, как в наши годы жили мы в Дмитровском переулке. Времена изменились. И Школа-студия приобретает иной статус. Я горда, что могу привезти студентов в родную школу и показать: Россия не такая, как вы думаете.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, Сербия, 2019
комедия, приключения
Россия, 2019
фильм ужасов
Ирландия, 2018
драма, триллер
Ирландия, США, 2018
Россия, 2018
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Испания, США, 2019
боевик, драма, криминальный фильм, мистика, триллер
Канада, 2019
комедия, приключения, семейное кино, фильм о животных
Бельгия, 2019
биография, драма, экранизация
США, 2018
драма, исторический фильм
Россия, 2018
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2019
арт-хаус, биография
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен