Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Мы частенько говорим: «отпечаток времени». Именно с этого и хочется начать разговор о драме В. Штока «Ленинградский проспект», поставленной Севастопольским театром имени А. В. Луначарского. Коллектив театра посвятил свою работу XXII съезду партии. Это ко многому обязывает. И прежде всего следует задать вопрос: несет ли новая работа театра отпечаток нашего времени? Ответ, по моему мнению, может быть один — несет!
Сформулированные в Программе партии нормы жизни нашего человека—моральный кодекс коммунизма— неисчерпаемый источник для создания произведений искусства. Нет сейчас более почетной и нужной задачи, чем утверждение норм нашего морального кодекса, борьба за то, чтобы скорее они вошли в плоть и кровь каждого человека. «Ленинградский проспект» направлен на разрешение этой задачи. Речь в драме идет об одной рабочей семье, самой обычной, с какой мы довольно часто сталкиваемся.
Спектакль находит отклик у зрителей. Дело не только в том, что все зрители, с кем пришлось беседовать, говорят о нем хорошо! Интересны истоки этого «хорошо». А они понятны: «Ленинградский проспект» близок к жизни, заставляет задуматься о своих поступках, поведении и мягко подсказывает правильные решения.
Режиссер В. Монюков, приглашенный театром из МХАТ им. Горького для постановки этой пьесы, разрешил спектакль как житейский. Все в нем обычно, кажется, что с Клавдией Петровной Забродиной или с Дмитрием Сергеевичем Скворцом мы уже сегодня где-то встречались, знаем их отлично. Но эта «обычность» не стала в спектакле серостью. Она озарена лучом Творчества, пронизана правдой жизни. Благодаря этому мы верим героям спектакля. А слово «верю» —о чень высокая оценка произведения искусства.
Каждым из видевших спектакль очень долго не расстанется с Дмитрием Сергеевичем Скворцом и Клавдией Петровной Забродиной. Хочется еще и еще встретиться с такими великолепней людьми. Они советуют нам: не ищите легких путей в жизни, не позволяйте даже самых крохотных компромиссов со своей совестью. «Я сильный, за мной — правда!» — говорит творец и призывает нас, чтобы мы были всегда сильны, как он, и нам хочется быть похожими на Дмитрия Сергеевича.
А сколько большой человечности, жизненной мудрости и душевной красоты у Клавдии Петровны! Иметь такого Друга и товарища—большая радость. Нет, Клавдия Петровна не страдает всепрощением. Если она видит у человека черное пятно, то скажет об этом прямо, ни на секунду не примирится. И сделает так, чтобы помочь человеку, общими усилиями смыть пятно.
Такие, как Скворец и Забродина, никогда не ищут своей выгоды. Если всем хорошо, то хорошо и им. Таков основной моральный принцип этих людей. Причем они отнюдь не любуются собой — «вот какие мы хорошие!» Самолюбование глубоко чуждо им. Это рядовые бойцы за утверждение морального кодекса коммунизма. Им хочется подражать! С таким чувством уходишь со спектакля.
Скворца и Забродину мы невольно принимаем как живых людей, а не как героев пьесы. В этом заслуга талантливых актеров — заслуженного артиста РСФСР В. Афанасьева и заслуженной артистки УССР К. Волковой.
В первом действии есть такая сцена: Забродина—Волкова задумалась, не слышит, что ей говорит внук. Ни одного движения, ни одного слова. Говорят только глаза. Сколько чувств они выражают! Не найти слов, чтобы передать их так ярко и выразительно, как мы видим в глазах Волковой. Или разговор с Семеном Семеновичем. Говорит Волкова внешне очень спокойно, сперва даже тихо, а чувства клокочут, как пар в котле, когда стрелка манометра дошла до предельной черты...
Дочь Дмитрия Сергеевича — Маша (артистка Г. Грозина) характером в отца. Она не умеет кривить душой, горячо верит в людей. Но не все гладко в жизни девушки. Маша ищет свою дорогу. Душевная чистота помогает ей найти правильный путь. Милая, немного наивная, девушка Маша — Грозина вызывает у зрителя большую симпатию.
Борис Забродин (артист В. Клунный) — простой, хороший парень. Он сравнительно легко поддается влияниям, и дурным тоже, не умеет сразу разобраться в людях. В. Клунному удалось хорошо передать одно важное качество Бориса — он задумывается над своими поступками. Юноша иногда бросает малопривлекательные фразы, а мы видим, что это только внешнее, что в такой момент мысль Бориса работает очень усиленно. Он уже и понимает, что говорит плохое, что поступает не так, а остановиться пока не может. Хорошее в Борисе побеждает. Он еще будет ошибаться, отступать. Но найти правильную дорогу сможет. Таким показывает к нам своего Бориса В. Клунный.
Семен Семенович в пьесе олицетворяет отрицательное. Присосавшийся к жизни, как ракушка ко дну корабля, он преуспевает только до поры, до времени. Артист Ю. Лукин умело представляет нам своего Семена Семеновича. Внешне он приятен, умеет втереть очки окружающим. Жаль, что драматург уж очень быстро и просто разоблачает и наказывает Семена Семеновича. Борьба с такими, как он, совсем не так проста и легка.
Кстати, в пьесе конфликты решаются на редкость быстро. Автор «жалеет» своих героев и не дает им долго страдать, грустить. По мере возможности театр постарался исправить этот недостаток пьесы. Однако он то и дело напоминает о себе.
Хорошо играет школьника — Васю Забродина артистка Т. Гензель. Особенно удалась ей сцена, когда Вася узнал, что умерла его любимая бабушка. Мальчик впервые столкнулся со смертью близкого человека. Он еще не до конца понимает, что произошло. Т. Гензель выразительно передает состояние Васи.
К сожалению, нам не удалось посмотреть основного исполнителя роли Василия Павловича Забродина. А его дублер, видимо, еще не нашел своего места, и Забродин только светится отраженным от Скворца светом.
Драматург обделил двух героев — Федора Забродина (артист Б. Светлов) и Нину, его жену (артистка Е. Тимофеенко). Нина существует только для того, чтобы добавить еще одну подлую черту к характеру Семена Семеновича. Еще меньшее значение имеет Федор. Если бы они не появились на сцене, ровно ничего бы в пьесе не изменилось.
Хорошо оформил спектакль художник В. Озерников.
...В антракте разговорился с одним из зрителей.
В театр ходить люблю, — говорил он. — Но бывает, что с первого или второго действия ухожу, если не верю тому, что на сцене происходит. Жена ругается: деньги за билеты плачены, сиди. А я—нет, уйду. Чего без пользы время тратить...
— А с «Ленинградского проспекта» хочется уйти?
— Нет. Это о жизни. Нас касается...

Спектакль луначарцев касается нас, волнует, направлен на утверждение принципов морального кодекса коммунизма. На нем лежит отпечаток времени — больших волнующих дней, какие мы переживаем. И это — хорошо!

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
Грузия, Россия, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен