Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

В 1980 году в саду «Эрмитаж» работало два театра: Московский театр миниатюр — в каменном здании прямо напротив входа в сад и так называемый «Зеркальный театр» направо от него. Еще не так давно, в 1950-х годах, в дальнем углу сада работал еще один летний деревянный театр.
Сейчас Москва знает только один московский «Эрмитаж». Между тем ни название, ни идея этого увеселительного сада не были оригинальными, и назывался он в начале века «Новый Эрмитаж» или «Эрмитаж» щукинский, в противовес «Эрмитажу» на Божедомке. Каретный ряд в прошлом известен был не театрами, а каретных дел мастерами, и участок, где нынче находится сад, занимала полускладская, полупромышленная территория, окруженная со стороны улиц жилыми домами и каретными лавками. В первой половине XIX века здесь было множество беспорядочных построек пестрой архитектуры, за ними в глубине участка на огромной площади выстроились четкими рядами амбары и склады, в правом дальнем углу — большой частный сад.
В 1870-х годах посреди квартала появилось высокое кирпичное здание, значившееся в документах как фабричное. В 1877 году в городской управе обсуждался вопрос об использовании его под военную консервную фабрику, но до дела не дошло, и в начале 1880-х годов владельцу здания разрешили использовать эту постройку под театральный зал. Была произведена реконструкция здания. И вот на плане 1890 года в окружении мелких частных участков на земле инженер-механика К. В. Мошкина появился театр весьма сложной в плане конфигурации, который содержал Яков Васильевич Щукин, значившийся по документам то купцом, то старшим аптечным фельдшером, а на самом деле работавший буфетчиком и официантом в московских злачных заведениях. В 1894 году он по проекту автора консерватории архитектора В. П. Загорского пристроил к залу одноэтажную каменную галерею и крыльцо.
В 1895 году архитектор Балевич спроектировал планировку сада, навесы для буфета, пристроенные к театру две эстрады для музыки и для военного оркестра. Пытались построить кегельбан. Вход в театр был сделан в виде отдельного павильона с кассой, соединенного переходом с основным зданием, которое со временем облепили всевозможные пристройки, где разместились подсобные театральные помещения. В театре кроме небольшого партера было два балкона.
В январе 1897 года в связи с пожаром в Солодовниковском театре Частная опера Мамонтова сняла этот эрмитажный зал. Здесь шли знаменитые спектакли «Фауста» с участием Ф. И. Шаляпина.
Четыре первых сезона (1898—1902) своего существования, быть может самых важных, провели в этих стенах артисты Московского Художественного общедоступного театра, Станиславскому не нравилось это здание: «...«Эрмитаж» в Каретном ряду был в то время в ужасном виде: грязный, пыльный, неблагоустроенный, холодный, нетопленный, с запахом пива и какой-то кислоты, оставшимся еще от летних попоек и увеселений, происходивших здесь. При театре был сад, и в нем все лето забавляли публику разными дивертисментами на вольном воздухе. В плохую погоду и холода они переносились в закрытый театр. Вся обстановка была применена к запросам садового зрителя и носила печать дурного тона...
Предстояло вытравить из него дурной вкус, но у нас не было денег, чтобы создать в нем приличную для культурных людей обстановку. Все стены с их пошлыми объявлениями мы просто закрасили белой краской. Скверную мебель закрыли хорошими чехлами, нашли приличные ковры и устлали ими все коридоры, примыкающие к зрительному залу, чтобы стук шагов .проходивших не мешал ходу спектакля. Мы сняли пошлые занавески с дверей и окон, вымыли самые окна, выкрасили их рамы, повесили тюлевые занавески, неприглядные углы закрыли лавровыми деревьями и цветами... Но стены оказались настолько ветхи и тонки (уборные были переделаны из простого сарая), что от ударов молотка кирпич выскакивал на улицу». Плохо работало отопление. «Помню,— писал Станиславский,— в один из спектаклей мне пришлось отдирать от стены своей уборной примерзший к ней костюм, который предстояло тут же надевать на себя».
Работам по благоустройству здания, казалось, не будет конца. Но 14 октября 1898 года состоялось официальное открытие нового московского театра под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Шел знаменитый спектакль «Царь Федор Иоаннович» с И. Москвиным в главной роли. Накануне открытия Художественного театра Шаляпин со Станиславским наблюдали, как вешали новый, пока еще без чайки, мхатовский занавес, Здесь этот театр получил первое признание. Здесь прославились чеховские пьесы: «Чайка» и «Дядя Ваня». Здесь в фойе за большим столом, покрытым сукном, во главе с режиссерами и Антоном Павловичем состоялась первая читка его новой пьесы «Три сестры». В этом же саду писатель увидел фокусника, выступавшего на эстраде, послужившего в какой-то мере прообразом Епиходова для пьесы «Вишневый сад».
Новый театр установил новые порядки, направленные на создание идеальной творческой атмосферы восприятия спектакля. В зал не пускали опоздавших, не играла чуждая спектаклю антрактная музыка, по проходам во время действия не ходили неизбежные для казенных театров капельдинеры в форменных одеждах. Вот в такой новой для «Эрмитажа» обстановке 17 декабря 1898 года состоялась знаменитая премьера «Чайки», в театре, овладевшем, по словам Станиславского, «внутренним реализмом». Великий режиссер отмечал, что, «несмотря на художественный успех театра, материальная сторона его шла неудовлетворительно». Как уже сказано выше, меценат Савва Тимофеевич Морозов решил помочь молодому театру. С этого времени началась история другого здания МХАТа — в Камергерском переулке.
Чаще всего в «Эрмитаже» выступала оперетта и легкомысленные труппы с разнообразными фарсами. Типичной для этого заведения была афиша 1908 года, сообщавшая о «23-м представлении сенсационного фарса из интимной жизни деятелей текущих политических событий на Ближнем востоке и Парижа,..».
Я. Щукин, ставший владельцем участка, начал скупать соседние для расширения своего сада. Он увеличил входной павильон театра и начал другие постройки: декорационные мастерские, летние кабины ресторана, подсобные помещения. В 1908 году владелец просил городскую управу о разрешении на постройку нового большого зимнего театра и летнего зала с теплой каменной сценой. Не дожидаясь разрешения, Щукин построил внушительную сценическую коробку из кирпича. Но разрешения на капитальный зимний театр власти так и не дали. С тех пор три четверти века стоит это странное сооружение — сцена без зала — загадка для всех посетителей сада «Эрмитаж». В 1914 году хозяин приспособил ее для склада декораций, и с тех пор она используется для всевозможных хозяйственных нужд. В 1909 году по проекту архитектора А. Н. Новикова был построен большой летний театр с легкими кирпичными стенами, получивший впоследствии название Зеркального. До сих пор он используется по прямому назначению, несмотря на неудобства легких летних конструкций. Старый зимний театр усовершенствовался по мелочам, в начале 1910-х годов он имел партер на 380 мест с 16 ложами и два яруса по 250 мест. 8 октября 1913 года в нем открылся Свободный театр во главе с К. А. Марджановым и А. А. Саниным. Здесь шли яркие спектакли: «Сорочинская ярмарка», «Прекрасная Елена»... Это был театр «всех видов сценического искусства». На одной и той же сцене исполнялись драма, комедия, оперетта, опера и пантомима. Приглашенный сюда для постановки пантомимы «Покрывало Пьеретты» и «Желтой кофты» А. Я Таиров вспоминал Марджанова как «человека, несомненно, живущего одновременно в нескольких воплощениях, ибо, судя по газетам, он в один и тот же час работал в Москве над «Прекрасной Еленой», вел в Питере переговоры с Варламовым, во Франции с Крэгом, в Китае смотрел «Желтую кофту», в Праге набирал оркестр, в Лондоне условливался о гастролях за границей и в Сорочинцах покупал волов для «Ярмарки». Постановки Таирова прошли с успехом, но театр закрылся.
Н. И. Сац с восторгом описывает этот недолговечный театр Коте Марджанишвили: «Все было пронизано творческим «я» Марджанова в этом изумительном театре... Уже апплицированный занавес Свободного театра, занавес Константина Сомова, был прекрасен по мысли, динамике, краскам, а когда он открывался... Чувствовался праздник, огромный праздник».
В 1921 —1924 годах здесь работал ищущий новых путей Театр пролеткульта, состоявший в основном из будущих деятелей советского кино. Режиссером театра был Сергей Эйзенштейн, сам занимавшийся до этого в студии Вс. Мейерхольда на Садовой.
После него в «Эрмитаже» надолго поселился вновь организованный Театр им. Моссовета. Его афиши висели здесь вплоть до переезда в 1947 году на площадь Журавлева. После этого началась этого началась «эра» кинотеатра «Эрмитаж». По проекту реконструкции (арх. М. В. Посохин и А. А. Мндоянц) был снесен входной вестибюль и устроена колоннада с открытым двориком. С начала 70-х годов после нового капитального ремонта в его стенах выступает Московский театр миниатюр.
Долгое время проход в эрмитажный сад шел через узкий проулок между жилой и торговой застройками, выходящими на Каретный ряд. К началу 1920-х годов у его входа появился небольшой гараж, который в 1922 году сгорел. После этого предполагалось здесь построить мастерские сельскохозяйственных машин, новый гараж или автомагазин. Однако восторжествовала разумная точка зрения. Мелкие домишки, выходившие на Каретный ряд, были снесены, расчистилась площадка для входа и территория для сада. В 1970-е годы по проекту МНИИПа возле сада был построен новый входной павильон, а в 1978 году капитально переделаны интерьеры Театра миниатюр, украшенные фарфоровыми люстрами художника Н. Бровченко.

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Аркадий Дайон (Москва)   11.07.2013 - 16:37
Было бы интересно узнать о судьбе сатириков (в частности, дуэта Наума Тоддеса и Людмилы Домогацкой), упомянутых в материалах, которые были найдены в интернете и фрагменты которых привожу здесь: "...признанные... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

биография, драма
Россия, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
драма, криминальный фильм
Италия, Франция, 2018
социальная драма
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
Аргентина, 2017
драма, мистика, триллер
Великобритания, Литва, Франция, 2018
драма
Великобритания, Польша, Франция, 2018
драма, научная фантастика
Россия, 2018
комедия
Россия, 2018
драма, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция, 2018
драма, триллер
США, 2018
детский фильм, сказка
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>