Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Первый состав исполнителей
Мастер - Д.Щербаков
Маргарита - Н.Шацкая
Иешуа - А.Трофимов
Левий - К.Желдин
Пилат - В.Шаповалов
Воланд - В.Смехов
Фагот - И.Дыховичный
Азазелло - З.Славина
Бегемот - Ю.Смирнов
Гелла - Т.Сидоренко

Тогда, в 70-х, было понятно, что этот роман -запретный плод для театра, особенно для нашего, где каждый спектакль сдавали по 10-15 раз.
Когда было объявлено о том, что «Мастер» взят к постановке, Любимов уехал в Италию ставить оперу, и мы остались одни. В работе хотели участвовать все. Для актеров этот материал вообще является наркотическим: все женщины всегда хотят играть Маргариту, а все мужчины - Воланда и Кота. Но когда Любимов уехал, большая часть актеров решила, что репетировать без него нет смысла: все равно он все забракует. Но часть труппы, включая меня, решила попробовать что-то делать. А перед тем, как мы начали репетировать, ко мне подошел Юра Смирнов, который был назначен на Коровьева, и предложил поменяться ролями (а я был распределен на Кота). А поскольку у меня режиссерские мозги, я понимал, что Коровьев - роль намного более выигрышная, потому что Коровьев является двигателем всего сюжета, он персонаж активный, а Кот - репризер. И согласился на обмен ролями.
Никто не знал, что мы сделали, реакция была совершенно живая: хохот. И Боровский, у которого абсолютная театральная интуиция, сказал Любимову: «Ты понимаешь, ЧТО это такое?!» Дальше надо было выходить репетировать на сцену, но возник вопрос: а где декорация? На что Боровский сказал, что декорация уже есть - это декорации из всех наших спектаклей, и это и есть 10-летие театра, обозначение некоего этапа. Так и сделали. На сцене был занавес из «Гамлета», окно, в котором появлялся Понтий Пилат, - из «Тартюфа», плаха, на которой сидела Маргарита в сцене бала, - из «Пугачева», маятник из «Часа пик», из «Послушайте!» - кубики... И оказалось, что в этой абстрактной форме спектакль игрался идеально: все работало, хотя у нас не было никакого Ершалаима, нарисованного на заднике. Мы очень быстро сделали второй и третий акт, что было залогом нашего успеха. У нас вообще быстро ставились спектакли, но так быстро - никогда. Но мы все - актеры - уже были в теме, все приносили какие-то заготовки, что-то читали постоянно. Однако на одной сцене мы застряли: это была сцена бала. Мизансценически она была построена так: я выводил королеву - Маргариту, сажал ее на плаху спиной к залу, и на нас - уже лицом к залу - шли гости Воланда. В начале сцены я сдергивал с Маргариты плащ, и она оказывалась голая…
Я дважды забывал текст, потому что это был такой настоящий шок.
Когда мы закончили репетировать, то пригласили чиновников из цензурного комитета - чтобы они приняли спектакль. Без их разрешения нельзя было объявлять премьеру. Но они отказались прийти и сказали, что мы сначала должны получить лит на пьесу и что если мы его получим, то сможем играть. Мы поняли, что попали в очень большую беду. Было жуткое ощущение, что этот дамоклов меч над нами будет висеть вечно, что спектакль никогда не выпустят. Но мы все же поехали в литкомитет, а там было окошечко - малюсенькое - как в кассе, и чья-то рука взяла текст, и нам сказали: «Приезжайте завтра». Мы приехали на следующий день, и из того же окошечка нам дали наш текст, на котором было написано: «Классика в цензуре не нуждается». Это было чудо и -совершенно воландовская история. И это был зеленый свет нам, потому что мы позвонили в управление культуры, сказали, что мы получили лит, и вечером уже играли спектакль. В зале сидели все, от Шнитке до Солженицына, и туча западных журналистов, и я совсем не помню, как прошли первые сцены, потому что уши закладывало от ужаса. А потом мы услышали взрывы смеха и поняли, что победили.
«Мастера» мы играли по 17 раз в месяц, билеты на него начинали спрашивать за 4 остановки метро! Это был очень куражный спектакль. Смешной. Живой. И это дало нам победу над всеми людьми, которые пришли к нам, понимая, что «Мастера и Маргариту» невозможно поставить. Он шел в бешеном темпе и длился 3 часа 20 минут.
А когда я ушел из театра - в 80-м, спектакль стал идти на 40 (!) минут дольше.

Записала Катерина Антонова, фото Александра Стернина
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, научная фантастика
США, 2018
комедия, мелодрама
Россия, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
научно-популярный
Китай, Россия, США, Швейцария, Южная Корея, 2018
комедия, семейное кино
США, 2018
боевик, фильм-катастрофа
США, 2018
мистика, фильм ужасов
Россия, 2018
комедия
США, 2018
все фильмы в прокате >>