Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История театра >>

Рецензия литературного обозревателя Олега Фочкина на книгу Алексея Митрофанова

«Никто не стрелял в суфлера. За кулисами русского театра»: О театре без прикрас
фото: Обложка и разворот книги "Никто не стрелял в суфлера"

Любителям московской истории во всех ее проявлениях не надо представлять известного краеведа и журналиста Алексея Митрофанова. Его многочисленные книги и статьи всегда читаются с интересом, а легкая манера повествования с допуском легенд и прибауток узнаваема и даже вызывает эффект привыкания.

Не стала исключением и новая книга «Никто не стрелял в суфлера. За кулисами русского театра», которая, возможно, увеличит число поклонников Митрофанова за счет театралов, поскольку посвящена она русскому театру в самых разных его проявлениях: от сцены до закулисья и личной жизни актеров конца XIX - начала XX века. Но ключевое здесь все-таки - про закулисную историю дореволюционного театра. Казусы, Скандалы, Любовь, Интриги. Все что происходит на сцене и за сценой и не всегда видно зрителю. О творчестве и быте людей театра, взлетах и разочарованиях.

Пытливый и искушенный читатель, может быть, и найдет какие-то нестыковки, но простому читателю будет интересно от начала и до конца. Кроме того, автор рассказывает не только об обитателях театров и служителей Мельпомены, но и об истории зданий, в которых все происходило. Как пишет сам Алексей Митрофанов: «Вы встретите множество имен, одни из которых остаются символами национальной культуры, другие забыты (или почти забыты), но все они составляют замечательное явление, именуемое русским театром».

«Никто не стрелял в суфлера. За кулисами русского театра»: О театре без прикрас
фото: разворот книги "Никто не стрелял в суфлера. За кулисами русского театра"

Несомненно, что за легкостью повествования и даже некоторой избыточностью фактов скрывается огромный труд, который автор проделал, проведя время в фондах ГЦТМ. Многие факты впервые представлены публике. Книга снабжена редкими и интересными фотографиями, жаль только, что их качество не всегда соответствует тексту и цене за книгу. Впрочем, мы понимаем, что цветные вкладки – если речь идет о фотографиях и афишах в цвете – сделали бы ее еще менее доступной читателю. Хотя небольшой осадочек остается, качества хочется увидеть во всем.

Содержание сразу настраивает нас на определенный тон и лад, достаточно только посмотреть на название глав: «Начинается с вешалки», «За рюмкой», «Жизнь на гастролях», Прочие люди театра»… Немного настораживает глава «Истуканы», впрочем, все довольно легко и быстро разрешается – здесь пойдет речь о памятниках, которых было установлено немного, что, скорее всего, и правильно. В наше время памятники и городские скульптуры появляются чуть ли не ежедневно и даже при жизни героев, вызывая оторопь и тем, как они сделаны, и тем, куда их поставили. Но это немного другая история.

Поскольку вся книга состоит из исторических баек – таков уж Митрофанов, он всю историю рассматривает через призму смеха – не обошлось и без баек о памятниках. Так он напоминает нам, что скульптору Андрееву ставили в вину то, что драматург Александр Островский его работы возле Малого театра сидит в «купеческом» кресле. На что Николай Андреевич остроумно парировал: «Сажать человека на черствый табурет ради того, чтобы выявить тыльные части Островского для обозрения, считаю излишним». И кресло оставили.

«Никто не стрелял в суфлера. За кулисами русского театра»: О театре без прикрас
фото: Памятник драматургу Александру Островскому

В книге много историй, связанных с Шаляпиным, и это тоже логично и объяснимо – без этой фигуры невозможно представить театр той эпохи. Здесь же описан и его скандал с уходом из Большого театра, который пресса отслеживала ничуть не хуже сегодняшних папарацци. Вообще Митрофанов постоянно подкрепляет рассказанную историю цитатами из книг, воспоминаний и газет. И это особенно ценно. Поскольку помогает нам погрузиться в атмосферу того театра, увидеть мир Москвы более чем столетней давности и ощутить аромат тех кулис.

Возможно, мы просто иначе будем смотреть на театр и актеров, особенно гениальных актеров прошлого, после прочтения этой книги. Удовольствие гарантировано. Жаль, что о сегодняшнем театре так почти не пишут. Может быть, просто время не пришло?

Ну и конечно, нельзя не поблагодарить издательство «Навона», которое последовательно много лет знакомит своих читателей с театральной жизнью. Такая преданность теме сегодня редкое явление.

«Никто не стрелял в суфлера. За кулисами русского театра»: О театре без прикрас
фото: Федор Шаляпин

Поиск по меткам
персоны

Афиша кино >>

комедия, мелодрама
Бельгия, Франция, Южная Корея, 2019
комедия, мелодрама
Армения, 2019
научная фантастика, фильм ужасов
Ирландия,Швеция,Бельгия, Великобритания,США, 2019
комедия, мелодрама
США, 2020
комедия, криминальный фильм
Россия, 2020
комедия
Франция, 2019
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2020
драма, мистика
Россия, 2019
драма, исторический фильм, приключения, фэнтези, экранизация
Иран, 2018
фильм ужасов
Казахстан, 2018
боевик, драма, научная фантастика, экранизация
Япония, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен