Алексей Ханютин — выпускник ВГИКа, ученик
Романа Кармена.
Фильм «Твой театр» его дипломная работа. А до этого были три студенческих картины, и все они о молодежи.
«Фильм «Твой театр»,—
рассказывает А. Ханютин.— тоже исследование молодежной темы, но на новом материале. Речь в нем идет о поисках духовности, о поисках того, что Шукшин называл «праздником в жизни». Наш фильм должен был выйти на экраны уже после того, как телевидение показало три передачи о
Театре на Красной Пресне. Мы рассчитывали, что основная информация у зрителя уже есть, и пошли по пути создания образной концентрированной атмосферы. Мы долго вживались в материал, стали в театре своими людьми, и фильм снимали в основном репортажно, «по ходу событий»— репетиций, занятий, спектаклей. Так нам удалось снять интереснейший эпизод — набор в студию. Театр на Красной Пресне — явление сложное, неоднозначное. Мы пытались проследить социальные корни этого явления, понять механизмы его возникновения и становления».
Групповой портрет в интерьере
Итак, интерьер: тесный зрительный зал, маленькая сцена, которую для каждого спектакля приходится заново переоборудовать, лестницы, переходы, крошечные костюмерные — словом, театр, который без специальных указателей не найдешь в старых московских проходных дворах, но который сегодня известен всем и каждому. В центре группового портрета, конечно же, сам Вячеслав Спесивцев. Режиссер, педагог, художественный руководитель и организатор, законодатель самого образа жизни театра-коммуны. Камера наблюдает за ним во время репетиций и занятий, вглядывается в его лицо, когда он размышляет вслух о том, что же такое этот театр, профессионалы или любители его актеры, какое будущее у них впереди. Он почти все время на экране — задумчивый, строгий, взрывчатый, раздраженный, терпеливый, внимательный, замкнутый, распахнутый — всякий, разный... Талантливый человек, живущий своим делом.
А вот «ребята Спесивцева». Это они своими руками переоборудовали под театр старый дровяной склад и сами здесь столярничают, плотничают, моют полы, строят декорации, шьют костюмы. Это они играют здесь в пьесах Шекспира и Шукшина. Школьники, студенты, рабочие... Юноши и девушки, немалые силы и все свободное время отдающие своему «трудному ребенку», этой своей строгой коммуне, где законы жизни не менее жестки и бескомпромиссны, чем собственно художественные требования. Люди, которым повезло, потому что здесь, в своем театре, они нашли для себя что-то необходимое, самое важное, что-то, без чего нельзя жить. Что же это?
«Зачем он тебе, Твой театр?»
На этот вопрос авторов фильма ребята отвечают по-разному. На экране — серия интервью или, скорее, разговоров по душам, в которых и спрашивающие и отвечающие одинаково серьезны и честны.
Девушка говорит о том, что в театре она будет заниматься, чего бы ей это ни стоило. «Нужно будет уйти из дома — пожалуйста, я уйду, но из театра я не уйду. И больше об этом говорить не хочу»,— резко заканчивает она. «Можно жить и так, как советуют родители,— продолжает разговор ее товарищ,— зачем мотаться на репетиции, поздно возвращаться, уставать... Вот этого я как раз испугался. Я испугался сытой жизни». Говорит еще один молодой актер: «Мне не хватало... может быть, будет громко сказано — не хватало возможности самовыражения, что ли, творчества. Одной работы для меня мало. Обязательно, обязательно должно быть еще плюс что-то. Вот как раз театр эту добавочку и дает». Разные ответы, разные люди, разными путями пришли они в театр. А искали в конце концов одного — возможности жить духом и мыслью, возможности познать и выразить себя, возможности прикасаться к красоте и самим творить ее — того самого «праздника в жизни», который необходим каждому. Кинодокументалисты, поставившие перед собой непростую задачу — проследить социальные корни удивительного феномена самодеятельного молодежного театра, сумели добиться еще большего: они, как говорят в науке, «описали явление в связи со средой», в связи со временем и общими проблемами молодежи. И вот последние кадры фильма... На черно-белый экран приходит цвет. Мы видим: идет спектакль, юноши и девушки — школьники, рабочие, студенты — говорят друг с другом вечны ми словами Ромео и Джульетты. Друг с другом и о себе. Как чисты и звучны их голоса, как глубоки глаза, как пре красны лица в свете рампы...
Так за чем он им, этот их театр? Взгляните на них — и вы поймете, зачем.
обсуждение >>