Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

Фемида с кулаками

«Сорвиголова»

На Netflix, как обычно, всем сезоном сразу показали «Сорвиголову» - один из лучших сериалов по комиксам и, пожалуй, лучшее супергеройское шоу на телевидении. История патриотичного (в первую очередь по отношению к малой родине) слепого мстителя продемонстрировала, что многосерийные экранизации комиксов могут выглядеть не только как забава для фанатов, но весь потенциал этой затеи еще не раскрыт.

[Предыстория сериала «Сорвиголова» >>]Предыстория сериала «Сорвиголова»

«Сорвиголова»

Большой любитель комиксов и друг Бена Аффлека, Кевин Смит как-то рассказал зрителям, что на вопрос режиссера Марка Стивена Джонсона, кого снять в роли Сорвиголовы, предложил кандидатуру Бена (он на все роли его советовал). Тот послушал, будущий режиссер Аффлек тоже не отказался от этой затеи, и фильм «Сорвиголова» вышел в 2003 году, став примером одной из самых провальных экранизаций комиксов, практически поставив крест на персонаже.
Через пять лет случился «Железный человек», Marvel и Disney запустили киновселенную по комиксам крупнейшего издательства, а затем два вспомогательных сериала - «Агенты Щ.И.Т.» и «Агент Картер».

«Сорвиголова»

«Сорвиголова» стал первым самостоятельным, не связанным с другими фильмами киновселенной шоу. Marvel и Netflix, наняв сначала Дрю ГоддараМонстро», «Хижина в лесу»), который писал сценарий и собирался стать шоураннером сериала, а потом передоверив это дело Стивену ДеНайту, умудрились не только реабилитировать слепого мстителя, но и сделать его одним из фаворитов сериальной комикс-вселенной Марвел.

История сродни трилогии про Бэтмена Кристофера Нолана, которому культовый супергерой достался после двух фильмов Тима Бертона, не читавшего комиксы, и Джоэла Шумахера, на два фильма превратившего Бэтмена в травести-шоу с сосками на костюме протагониста. Ключ к спасению для обоих персонажей нашелся в комиксах Фрэнка Миллера, который еще в конце семидесятых принимал участие в серии Daredevil, но привнес узнаваемую мрачность в мир Бэтмена и Сорвиголовы лишь на стыке 80-х и 90-х. Сериал Netflix вырос из его комикса «Человек без страха» (Daredevil: The Man without fear) 1993 года, но, как и «Бэтмен: Начало», пошел своей дорогой. Впрочем, и так - он лучше выдумать не мог.



«Сорвиголова»

Слепой адвокат Мэтт Мердок (Чарли Кокс) родился в неблагополучном районе Нью-Йорка, который открыто называют Адской кухней отнюдь не за хорошие виды и добрых людей. Зрения он лишился в детстве, спасая из-под колес фуры старика, потом пережил гибель отца-боксера (Джон Патрик Хейден), который не захотел в очередной раз "ложиться" в купленном поединке, выучился на адвоката и уговорил забавного однокурсника Фогги Нельсона (Элден Хенсон) не устраиваться после практики на работу в крупную адвокатскую контору, а создать свою - маленькую, но гордую, с вывеской «Нельсон и Мердок». Покушение на Карен Пейдж (Дебора Энн Уолл), экс-сотрудницу крупной строительной компании, сначала приводит девушку в скромный офис новоявленных адвокатов-партнеров, а затем запускает в игру мстителя в черной маске (его так все и зовут - Черная маска). Черная маска - это, разумеется, Мэтт Мердок, который годы приюта и университета упорно тренировался, выучился рукопашному бою у слепого ментора Стика (Скотт Гленн) и развил оставшиеся четыре чувства так, что любой зрячий позавидует. Фокус в том, что он еще будущий Сорвиголова, а не готовый на сто процентов.

«Сорвиголова»

Энтузиаст в деле по реабилитации Адской кухни от сброда - русской мафии, триад, наркодилеров и короля местной мафии Уилсона Фиска (Винсент Д’Онофрио) - немного мучается от необходимости скрывать вторую личность от близких друзей (а ближе Фогги у него, собственно, никого нет), но куда больше его смущают внутренние демоны - вдруг он бьет и крушит не с благой целью, а потому что ему это нравится, потому что внутренний дьявол (половинка от будущего прозвища daredevil) требует крови - и неважно какой ценой. Мердок, разумеется, не такой: в повседневной жизни он галантный и предупредительный, робкий и умный - насквозь положительный. Как и Бэтмен, он не убивает преступников, а хочет осудить их по всей строгости закона. Впрочем, в отличие от Зеленой стрелы из одноименного сериала, «Сорвиголова» это не история про Брюса Уэйна (минус деньги, сайдкик и зрение) только в профиль. Это история мученика.

«Сорвиголова»

Чтобы лишения простого парня из народа, который родился в Адской кухне и хочет на малой родине еще и пригодиться, звучали со всей религиозной мощью, в сериале часто говорят о Боге и Дьяволе - и священник, и Мердок, и Фиск озабочены тем, как отличить одно от другого, есть ли вообще что-то плохое, кроме собственно человеческих пороков. Подробно про мученический путь Сорвиголовы Фрэнк Миллер писал буквально пять лет назад в комиксе «Рожденный заново» (Born again), где и графически, и повествовательно расписал Мэтта Мердока как аллюзию на Спасителя.

«Сорвиголова»

«Сорвиголова» Netflix эти контексты и наработки комиксов берет в оборот, но не спешит выкладывать все козыри на стол. В первом сезоне мать Мердока, ушедшая в монастырь, остается за скобками, повествование периодически топчется кругами, а правит бал Уилсон Фиск, он же Кингпин, он же Амбал (под таким именем он сражался с Человеком-пауком в очень популярном мультфильме 90-х). Винсент Д’Онофрио, старающийся усидеть на стульях сразу двух великих ролей Марлона Брандо (его Фиск - что-то среднее между персонажами «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня»), запросто крадет шоу у Чарли Кокса и остальных. Героя и злодея старательно рифмуют в течение тринадцати серий - оба выросли в Адской кухне, оба хотят причинить ей добро, у обоих были отцы с характером, но Мердок стал анонимным супергероем, а Фиск не менее анонимным злодеем, верящим, что его бизнес-план принесет району пользу.

«Сорвиголова»

У шоу большой неиспользованный потенциал - как визуальный (пристрастие к красному и зеленому слегка отвлекает создателей сериала от других находок), так и сюжетный - на огонек к Сорвиголове могут заглянуть и харизматичные злодеи (вроде Меченого, сыгранного в фильме 2003 года Колином Фарреллом), и знакомые герои (в течение нескольких выпусков Мердок тусовался с Черной вдовой). Боевая сцена без единой склейки на пять с половиной минут из второй серии перебивается только бенефисами Фиска, а заявленная мощь сериала по ходу сезона все больше и больше распыляется, чтобы собраться с новой силой лишь на последние две серии. В этом смысле показательно изображение русских бандитов, которые сначала говорят почти без акцента, а уже с третьей серии переходят на стандартный косноязычный надсат, который не разберет даже носитель языка. «Сорвиголова» тоже обещает сначала едва ли не большое кино, а потом возвращается на позиции обычного сериала.

«Сорвиголова»

Шоу периодически сваливается в мыльную оперу (впрочем, какие сериалы этим не страдают), иногда выглядят как фильмы 80-х-90-х (хотя авторы ориентировались на «Таксиста» Скорсезе), но даже с этими недостатками «Сорвиголова» дает фору другим комикс-сериалам, в которых дух XXI века витает где-то на периферии. Наконец, именно титульный супергерой возникает в последней серии, напоминая, что все это была инициация, «Сорвиголова: Начало». И хороший, пускай запоздалый, подарок на юбилей персонажа, который состоялся в прошлом году.

«Сорвиголова»

фильмы

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2019
биография, исторический фильм
Великобритания, Германия, США, 2018
научная фантастика, триллер
Испания, 2018
детектив, драма, криминальный фильм, триллер
США, 2019
биография, драма, исторический фильм
США, 2017
мелодрама, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
комедия, мелодрама
Великобритания, 2019
драма
США, 2016
приключения, фэнтези
Норвегия, Чехия, 2019
биография, драма, приключения
Великобритания, США, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
Южная Корея, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен