Фемида с кулаками
На Netflix, как обычно, всем сезоном сразу показали «Сорвиголову» - один из лучших сериалов по комиксам и, пожалуй, лучшее супергеройское шоу на телевидении. История патриотичного (в первую очередь по отношению к малой родине) слепого мстителя продемонстрировала, что многосерийные экранизации комиксов могут выглядеть не только как забава для фанатов, но весь потенциал этой затеи еще не раскрыт.
[Предыстория сериала «Сорвиголова» >>]Предыстория сериала «Сорвиголова»
Большой любитель комиксов и друг Бена Аффлека, Кевин Смит как-то рассказал зрителям, что на вопрос режиссера Марка Стивена Джонсона, кого снять в роли Сорвиголовы, предложил кандидатуру Бена (он на все роли его советовал). Тот послушал, будущий режиссер Аффлек тоже не отказался от этой затеи, и фильм «Сорвиголова» вышел в 2003 году, став примером одной из самых провальных экранизаций комиксов, практически поставив крест на персонаже.
Через пять лет случился «Железный человек», Marvel и Disney запустили киновселенную по комиксам крупнейшего издательства, а затем два вспомогательных сериала - «Агенты Щ.И.Т.» и «Агент Картер».
«Сорвиголова» стал первым самостоятельным, не связанным с другими фильмами киновселенной шоу. Marvel и Netflix, наняв сначала Дрю Годдара («Монстро», «Хижина в лесу»), который писал сценарий и собирался стать шоураннером сериала, а потом передоверив это дело Стивену ДеНайту, умудрились не только реабилитировать слепого мстителя, но и сделать его одним из фаворитов сериальной комикс-вселенной Марвел.
История сродни трилогии про Бэтмена Кристофера Нолана, которому культовый супергерой достался после двух фильмов Тима Бертона, не читавшего комиксы, и Джоэла Шумахера, на два фильма превратившего Бэтмена в травести-шоу с сосками на костюме протагониста. Ключ к спасению для обоих персонажей нашелся в комиксах Фрэнка Миллера, который еще в конце семидесятых принимал участие в серии Daredevil, но привнес узнаваемую мрачность в мир Бэтмена и Сорвиголовы лишь на стыке 80-х и 90-х. Сериал Netflix вырос из его комикса «Человек без страха» (Daredevil: The Man without fear) 1993 года, но, как и «Бэтмен: Начало», пошел своей дорогой. Впрочем, и так - он лучше выдумать не мог.
Слепой адвокат Мэтт Мердок (
Чарли Кокс) родился в неблагополучном районе Нью-Йорка, который открыто называют Адской кухней отнюдь не за хорошие виды и добрых людей. Зрения он лишился в детстве, спасая из-под колес фуры старика, потом пережил гибель отца-боксера (
Джон Патрик Хейден), который не захотел в очередной раз "ложиться" в купленном поединке, выучился на адвоката и уговорил забавного однокурсника Фогги Нельсона (
Элден Хенсон) не устраиваться после практики на работу в крупную адвокатскую контору, а создать свою - маленькую, но гордую, с вывеской «Нельсон и Мердок». Покушение на Карен Пейдж (
Дебора Энн Уолл), экс-сотрудницу крупной строительной компании, сначала приводит девушку в скромный офис новоявленных адвокатов-партнеров, а затем запускает в игру мстителя в черной маске (его так все и зовут - Черная маска). Черная маска - это, разумеется, Мэтт Мердок, который годы приюта и университета упорно тренировался, выучился рукопашному бою у слепого ментора Стика (
Скотт Гленн) и развил оставшиеся четыре чувства так, что любой зрячий позавидует. Фокус в том, что он еще будущий Сорвиголова, а не готовый на сто процентов.
Энтузиаст в деле по реабилитации Адской кухни от сброда - русской мафии, триад, наркодилеров и короля местной мафии Уилсона Фиска (
Винсент Д’Онофрио) - немного мучается от необходимости скрывать вторую личность от близких друзей (а ближе Фогги у него, собственно, никого нет), но куда больше его смущают внутренние демоны - вдруг он бьет и крушит не с благой целью, а потому что ему это нравится, потому что внутренний дьявол (половинка от будущего прозвища daredevil) требует крови - и неважно какой ценой. Мердок, разумеется, не такой: в повседневной жизни он галантный и предупредительный, робкий и умный - насквозь положительный. Как и Бэтмен, он не убивает преступников, а хочет осудить их по всей строгости закона. Впрочем, в отличие от
Зеленой стрелы из одноименного сериала, «Сорвиголова» это не история про Брюса Уэйна (минус деньги, сайдкик и зрение) только в профиль. Это история мученика.
Чтобы лишения простого парня из народа, который родился в Адской кухне и хочет на малой родине еще и пригодиться, звучали со всей религиозной мощью, в сериале часто говорят о Боге и Дьяволе - и священник, и Мердок, и Фиск озабочены тем, как отличить одно от другого, есть ли вообще что-то плохое, кроме собственно человеческих пороков. Подробно про мученический путь Сорвиголовы Фрэнк Миллер писал буквально пять лет назад в комиксе «
Рожденный заново» (Born again), где и графически, и повествовательно расписал Мэтта Мердока как аллюзию на Спасителя.
«Сорвиголова» Netflix эти контексты и наработки комиксов берет в оборот, но не спешит выкладывать все козыри на стол. В первом сезоне мать Мердока, ушедшая в монастырь, остается за скобками, повествование периодически топчется кругами, а правит бал Уилсон Фиск, он же Кингпин, он же Амбал (под таким именем он сражался с Человеком-пауком в очень популярном мультфильме 90-х). Винсент Д’Онофрио, старающийся усидеть на стульях сразу двух великих ролей
Марлона Брандо (его Фиск - что-то среднее между персонажами «
Крестного отца» и «
Апокалипсиса сегодня»), запросто крадет шоу у Чарли Кокса и остальных. Героя и злодея старательно рифмуют в течение тринадцати серий - оба выросли в Адской кухне, оба хотят причинить ей добро, у обоих были отцы с характером, но Мердок стал анонимным супергероем, а Фиск не менее анонимным злодеем, верящим, что его бизнес-план принесет району пользу.
У шоу большой неиспользованный потенциал - как визуальный (пристрастие к красному и зеленому слегка отвлекает создателей сериала от других находок), так и сюжетный - на огонек к Сорвиголове могут заглянуть и харизматичные злодеи (вроде Меченого, сыгранного в фильме 2003 года
Колином Фарреллом), и знакомые герои (в течение нескольких выпусков Мердок тусовался с
Черной вдовой). Боевая сцена без единой склейки на пять с половиной минут из второй серии перебивается только бенефисами Фиска, а заявленная мощь сериала по ходу сезона все больше и больше распыляется, чтобы собраться с новой силой лишь на последние две серии. В этом смысле показательно изображение русских бандитов, которые сначала говорят почти без акцента, а уже с третьей серии переходят на стандартный косноязычный надсат, который не разберет даже носитель языка. «Сорвиголова» тоже обещает сначала едва ли не большое кино, а потом возвращается на позиции обычного сериала.
Шоу периодически сваливается в мыльную оперу (впрочем, какие сериалы этим не страдают), иногда выглядят как фильмы 80-х-90-х (хотя авторы ориентировались на «
Таксиста»
Скорсезе), но даже с этими недостатками «Сорвиголова» дает фору другим комикс-сериалам, в которых дух XXI века витает где-то на периферии. Наконец, именно титульный супергерой возникает в последней серии, напоминая, что все это была инициация, «Сорвиголова: Начало». И хороший, пускай запоздалый, подарок на юбилей персонажа, который состоялся в прошлом году.
обсуждение >>