Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

На HBO (в России - на Амедиатеке) стартовал второй сезон «Мира Дикого Запада» - размашистой истории про парк развлечений в стиле «дикий-дикий west», населенный крайне человекоподобными роботами. За солидные деньги люди приезжали насладиться временами фронтира, триумфа силы и прочими бесчинствами (в основном они там пьют, убивают и трахаются), но что-то пошло не так. Роботы, привыкшие выполнять заложенные в них функции, начали осознавать себя и подняли бунт. Второй сезон обещает настоящую войну между андроидами и людьми. Алексей Филиппов посмотрел первые три эпизода, чтобы разобраться, смогли шоураннеры Westworld исправить ошибки первого сезона или продолжают загонять себя в тупик.

«Мир Дикого Запада». Второй сезон: Убить всех человеков

Первый сезон «Мира Дикого запада» кончился не только восстанием, но и смертью доктора Роберта Форда (Энтони Хопкинса) - демиурга парка Westworld, человека, который отдувался за стереотип, что бог есть, он мудр и сед, но все-таки не лишен чувства юмора и прочих слабостей. Теперь бога нет (как и самого яркого перфоманса в сериале HBO), а его создания объявили войну всем людям из внешнего мира (и немного погрязли во внутренней грызне). Есть подозрение, что и люди - не совсем люди, а тоже разумные роботы, запрограмированные думать, что уж они-то настоящие, мыслящие, чувствующие, помнящие и проживающие день за днем. (Впрочем, это лишь теория и еще одна вариация предсказуемо-эффектного твиста, который ничего не изменит.)

На этих незамысловатых философских вопросах Джонатан Нолан и его супруга Лиза Джой построили первый сезон сериала, выросшего из одноименной картины Майкла Крайтона (автора романа «Парк Юрского периода» и сериала «Скорая помощь»). Что же такое человек? Какое место в этом уравнении занимает память, жестокость, эмпатия, эго? Сможет ли смертный двуногий уподобиться богу, совершив акт творения, и способно ли его создание стать самостоятельным и мыслящим субъектом? Наконец, что будет, если ответ на оба последних вопроса положительный?

«Мир Дикого Запада». Второй сезон: Убить всех человеков

Однако уже второй сезон перестает прикидываться философской притчей в пыльном пальто вестерна (что у него, в общем, получалось со скрипом). Если до «Мира Дикого Запада» было не очень понятно, кто из братьев Ноланов больший зануда и любитель умозрительных схем с выспренними диалогами, то премьера HBO, претендующая подменить такого же раздутого от амбиций исполина, как «Игра престолов», расставил все точки на «ё». Кристофер Нолан снял пышущий киногенией «Дюнкерк», подпорченный жаждой психологизма и патриотического пафоса; его брат Джонатан тратит бюджеты HBO на ладный и внешне дорогой сериал, в котором персонажи общаются либо цитатами из Шекспира, либо лозунгами партии роботов. Вестерн с его законами и эстетикой интересен Нолану и Джой ровно настолько, насколько в нем накопилось кровавых призраков американской истории. Все остальное снималось на рефлексах, с узнаваемыми HBO-шными мизансценами и поведением во время диалогов: «Игра престолов» отрепетировала все позы, в каких люди способны рассуждать о политике и устройстве мира, а также все направления, в которых они могут покидать кадр под драматическую музыку Рамина Джавади.

Будто понимая, что первый сезон в своей стерильности выглядел как произведение, снятое роботами, Нолан и Джой, вероятно, постарались с этим что-то сделать - даже позвали режиссера «Куба» Винченцо Натали. И теперь «Мир Дикого Запада» напоминает сериал, которые сняли роботы, прикидывающиеся людьми: с какой-то демонстративной небрежностью и издевательскими самоповторами. Красавица Долорес (Эван Рейчел Вуд), ставшая лидершей сопротивления, в какой-то момент осознает важное свойство человека: тешить эго посредством других, видеть в создании не его характер и даже не сложный бездушный механизм, а исключительно самого себя. Ирония в том, что сюжетный и визуальный арсенал Джонатана Нолана сильно ограничен: он точно так же проговаривает одни и те же темы, любуется уже использованными визуальными ходами и обращается к однотипным сюжетным трюкам, прилежно копируя самые засаленные сцены из вестернов (всё-таки Дикий Запад на дворе).

«Мир Дикого Запада». Второй сезон: Убить всех человеков

Во втором сезоне еще больше очевидно, что Джой и Нолан переснимают не только одноименный фильм Крейтона, но и пересказывают франшизу «Планета обезьян» (которую со всей мощью современных технологий и пафоса уже возродили на большом экране). Метафора человечества сталкивается в жестоком противостоянии с этим самым человечеством, достигшим точки кипения. Если два года назад кто-то еще видел в «Мире Дикого Запада» размышления об искусственном интеллекте и видеоиграх, то теперь шоураннеры смогли отбросить эту маску в сторону (вместе с вестерном), чтобы сконцентрироваться на демонах истории, которые обязательно аукнутся самопровозглашенным божкам. Тем, кто заставлял прислуживать себе индусов и слонов; кто использовал женщин как закуску к виски и паре убийств в салуне; кто изводил коренное население США. Новый парк развлечений, возникающий в третьей серии, напоминает, что таких глав в истории полно: вот вам, например, колониализм, романтизированный кинематографом ровно настолько же, насколько вестерн очаровался кровавыми временами фронтира.

Так, «Мир Дикого Запада» идет по каким-то проторенными дорожкам, превращая персонажей в функции (если, конечно, они вдруг умудрились за тринадцать серий приобрести человеческое лицо). И единственный полицейский разворот, который здесь возможен - не торжество униженных и оскобленных (и даже не их гибель, казалось бы, неминуемая), но признание, что критика Ганди принципа «око за око» все-таки небезосновательна. Да и звучит гораздо приятнее лозунга Долорес «Не все имеют право выжить». Возможно, Джой и Нолан сумеют выкрутиться из этой щекотливой во всех смыслах ситуации - или, по крайней мере, ответить на вопрос: «Робо-шовинизм. Почему это важно?».

Первый сезон «Мира Дикого Запада» (и второй по мере выхода серий) можно смотреть в Амедиатеке Home of HBO.


Ссылки по теме
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2018
детский фильм, сказка
Китай, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2016
арт-хаус
Германия, 2018
драма, фэнтези
Германия, Италия, Франция, Швейцария, 2018
приключения, семейное кино
США, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
военный фильм, драма, криминальный фильм
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>