Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Кирилл Серебренников – законодатель мод и лучший (то ли за неимением других, то ли в силу своих талантов (которых, действительно предостаточно) новый российский театральный режиссер четыре года назад взялся за классический драматический материал – горьковских «Мещан». Материал невероятно сложный и богатый своей сценической историей. Именно с этого спектакля начался Художественный театр в Камергерском переулке, именно «Мещане», поставленные Товстоноговым в 1966 считаются эталонным спектаклем советского психологического театра. Таким образом, взявшись за такой сложный и интересный материал, Серебренников, возможно и против своей воли, вписал свое имя в историю классического русского театра.
Пьеса, написанная в не самые простые для автора времена, была первым театральным произведением Горького. Пытаясь подражать Чехову, Горький создал оду быту, в котором теряется все живое. Пьеса - это история одной мещанской семьи, где когда-то могучий, а ныне затухающий отец Бессеменов, пытается справиться со своими детьми, так и стремящимися вырваться из-под его опеки. Все конфликты, ссоры, драмы происходят в одном доме, внутри одной семьи - но ясно, что Горького волнует больше само время, смена поколений. Но, тем не менее, несмотря на казалось бы исключительно психологический конфликт, не предполагающий какой-то морали и жесткого вывода, Горький все же не удержался от соблазна создать почти идеального, героического персонажа, как будто застрявшего в бытовом болоте – доме Бессеменова, главы малярного цеха. Таким героем в первоисточнике был Нил (приемный сын Бессеменова - у Серебренникова его играет Алексей Кравченко), в отличие от детей (Петра и Татьяны), Нил представлялся человеком деятельным, героем нового времени. Со временем трактовка персонажа была изменена, и уже в Товстоноговском телеспектакле (от сравнений с легендарной постановкой уйти крайне сложно) Нил в исполнение Кирилла Лаврова был пускай и деятельным, сильным человеком, но по сути таким же мелочным и жалким, как и другие персонажи.
Серебренников, как и Товстоногов, ушел от героически-пророческого прочтения этой пьесы и сделал центрального (центрального композиционно, но никак не главного) героя отнюдь не резонером, а малоприятным рабочим-недоучкой, самодовольным и гордым, самцом – во всех смыслах этого слова. Такая, казалась бы, незаметная деталь говорит о многом. Именно по образу Нила становится ясно, как именно Серебренников понял пьесу Горького. Выхода из этой болотисто-мутной, тягучей и гнетущей мещанской среды нет и быть не может. Нил может уйти из дома своего приемного отца, но в итоге станет ровно таким же, как он – мелочным и гордым мещанином, человеком пускай сильным, но замкнутым.
Бессеменов (Мягков) в постановке Серебренникова, человек сильный и твердый, в определенном смысле он заслуживает уважения, но ко второму акту становится ясно, что на самом деле он жалок. Своим положением первого человека (он в отличие от своих детей добился всего сам и не пользовался положением родителей) он не пользуется, а только кичится им – так как иначе детей своих удержать он не может. Жена Бессеменова (Алла Покровская) только и успевает, что собирать за ним разломанные стулья и битые тарелки. Бессеменов в исполнение Мягкова - домашний тиран, но, тем не менее, человек, чем-то симпатичный. На фоне остальных, он кажется едва ли ни достойнейшим. В Бессеменове видятся интонации короля Лира, запутавшегося в своих детях и выброшенного роковым просчетом (он наделся и растил Петра и Нил, пока Татьяна (Корделия) томилась одиночестве) из жизни, он несчастный отец, оставшийся один в своем мире и обреченный на гибель.
Тетерев (Дмитрий Назаров), еще один центральный персонаж выступает в роли резонера, пускай он пропитый и, в общем-то, уже конченый человек, но отстраненное положение позволяет ему смотреть на вещи максимально объективно. Он пускай и малоприятный тип (тут обаяние и народная любовь к артисту Назарову сыграла злую шутку – по большому счету, герой оказался провальным), но в отличие от других в нем нет лукавства, он независим.
Акценты в постановке расставлены на удивление удачно. Пьеса смотрится крайне свежо и современно, эффект достигнут и без фирменного серебренниковского переноса действия в другую историческую эпоху, и без эпатажно-авангардистских решений, также столь близких Серебренникову. Фактически, «Мещане» - лучшая московская постановка дореволюционной классики последних лет. Не срываясь на банальности, она достигает сильного эмоционального эффекта у зрителей, над сценой как будто все время кружится какой-то дух ужаса, во внутреннем спокойствие всего происходящего видится действительная трагедия. Постоянные приемы пищи героями пьесы ко второму акту превращаются в настоящую агонию, и попытки хозяйки дома, жены Бессеменова, вернуть все на свои места кажутся предсмертными конвульсиями – жизнь, конечно, будет продолжаться, но время ушло – вернуть спокойствие и видимое благополучие в дом не представляется возможным. Порядок нарушен из-за нежелания вовремя измениться, принять новое время. Страх нового и помешательство на правилах (в числе которых еженедельные походы в церковь, помощь местному юродивому и ежедневный совместный прием пищи) – все это превращает обычную с виду жизнь московской семьи на сломе времени в настоящую трагедию о непонимании и душевной бедности.
Серебренников справляется с постановкой крайне тонкой и сложной пьесы с видимой легкостью. В этой легкости и динамичности видится истинный талант ростовского режиссера, который год от года взрослеет и постепенно становится классиком современного российского театра.

обсуждение >>

№ 1
Виктор А. (Москва)   11.03.2009 - 17:07
Хорошая статья, хотелось бы видеть больше подобных разборов, а не рассуждений субъективных. Действительно, один из лучших спектаклей Серебренникова. читать далее>>

Афиша кино >>

комедия
Бельгия, Люксембург, Франция, 2019
драма, криминальный фильм, мелодрама
Китай, 2019
комедия, нуар (черный фильм), эротика
Финляндия, Латвия, 2019
приключения, фэнтези
США, 2019
боевик, драма, мистика, приключения, триллер
Великобритания, США, 2019
комедия, криминальный фильм
Россия, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино, фильм о животных
Китай, Новая Зеландия, 2019
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Пакистан, 2018
детский фильм, приключения
Канада, США, 2019
военный фильм, драма
Россия, 2019
мелодрама, триллер
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен