Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

В наше сумрачное время не всегда выпадает шанс посмеяться от всей души, без задних мыслей и мрачного настроения. Привыкнув к плоскому юмору «Аншлагов» и Петросянов, зритель уже и не надеется увидеть что-либо, выходящее за рамки «Смехопанорамы» и анекдотов, хотя и стремится отдохнуть у экрана телевизора или в партере театра.
Особенно актуальной комедия становится в новогодние праздники. У меня, например, есть знакомые, можно даже сказать, друзья, которые каждое 31 декабря по заведенной традиции идут в театр на что-нибудь веселое и непритязательное. Такова наша жизнь. Хочется хотя бы раз в год испытать радость и смех, забыть про работу, быт и горе, и перед тем, как пробьют куранты и начнется тягомотина под названием «Старомодный огонек», вспомнить что-нибудь веселое из уходящего года. И этим веселым часто оказывается спектакль…
«Анекдотов», перенесенных на сценическую площадку, в настоящее время довольно много. В основном, это антрепризы, которые не все можно назвать удачными. В их сюжетах много анекдотического, хотя поставлены они по пьесам признанных драматургов: Нила Саймона, Питера Шеффера, Виктора Мережко и других. Приведу совсем свежий пример, в котором обыгрывается ситуация «муж возвращается из командировки». Казалось бы, эта тема набила нам оскомину уже давно, но спектакль «Джексон моей жены», благодаря актерскому исполнению, превратился в своеобразный мюзикл и пародию на эти самые анекдоты. Кстати, меня позабавили такие невообразимые замены актеров, как Елены Воробей на Елену Захарову, – такого феномена я и не припомню за всю свою театральную жизнь. Возможно, мне повезло, что я не видел вариант в исполнении нашей народной юмористки Воробей, потому что Елена Захарова в роли Дороти оказалась весьма неожиданной и запоминающейся. Она вместе со своим коллегой по Театру Луны и легендарному спектаклю «Машенька» (все актеры не оставляют надежду, что Сергей Виноградов его возобновит) Григорием Перелем задали жару во второй половине этой анекдотической комедии, при исполнении танго и стриптиза продемонстрировав фирменную пластику «лунатиков». А до антракта внимание зрителя держал взрывной персонаж Жана Даниэля, вернувшийся домой в самый неурочный час (естественно, любовник в исполнении Анатолия Журавлева скрылся в шкафу). Спектакль, поставленный по пьесе австралийского драматурга Херберта Бергера «Еще один Джексон, или Перебор», возможно, не понравился бы зрителю, не будь такого состава. Потому что некоторые ситуации вызывают порой зевок или усмешку, что не на пользу комедии, которая должна удерживать зрительский живот в спазмах смеха на протяжении всех полутора часов. Да и участие Воробей у многих вызывает ассоциацию с теми же «Аншлагами» и «Кривыми зеркалами», что также не на пользу постановке.
Гораздо тяжелее мышцам живота приходится при просмотре таких сногсшибательных пьес, как «Темная история» и «Слухи». Помнится, когда я был первый раз на постановке «Темной истории», то просто сидел, сложившись пополам от смеха, и даже не успевал перевести дыхание. Сзади меня одна бедная женщина надрывалась от смеха на протяжении всего действия и пару раз вообще скатывалась под сидение… Бывают же такие удачные комедии! Пьеса написана известным автором комедий Питером Шеффером, и в ней также затронута анекдотическая ситуация, возникшая из-за отсутствия электричества в доме. Пара влюбленных (в исполнении Елены Полянской и Всеволода Болдина) находится в ожидании одного важного гостя, и в этот самый момент выключается свет. И перед нами проносится вихрь уморительных событий и ситуаций с феноменальными трюками от самого Владимира Конкина. Его герой – отставной военный – заставил зрителя хохотать до слез, а Алексей Кравченко подбавил в сюжет свое мужественное обаяние. Но всех добивает приход электрика, которого принимают, как и положено в подобных комедиях, совсем за другого человека. Пикантность история также приобретает и в оригинальном решении со светом: когда свет есть по сюжету, зрителю ничего не видно, но как только электричество отключается, актеры появляются во всем своем блеске.
«Слухи» также посвящены вранью, но уже при свете. На торжестве, посвященном десятилетию свадьбы заместителя мэра и его жены, отсутствует сам хозяин. Говорят, что он застрелился. Нет, он всего лишь прострелил мочку уха!.. Слухи расширяются, приобретая хаотичный характер, и все еще более запутывается с появлением в доме полицейского в искрометном исполнении Владимира Долинского. Одна ситуация смешнее другой, и все очень сильно похоже на «Ревизора», а какие персонажи! Особенно бесподобны Владимир Стеклов и Игорь Ливанов. В женском же коллективе показали себя Ольга Волкова и Евгения Крюкова. Характеры и ситуации, смех и маленькие трагедии – все переплетается в этом спектакле, который до сих пор занимает нас, зрителей.
Менее цепляет другая работа с участием Стеклова, Ливанова и Полянской – «Триумф комиссара Оливье», хотя здесь с блеском показала себя одна из ведущих актрис театра им. Ермоловой. Елене Полянской удался образ обольстительницы, сводящей с ума мужчин (не в последнюю очередь, своего мужа – комиссара Оливье), но в целом эта комедия-детектив кажется затянутой и несмешной. Старый детектив в исполнении Стеклова как-то безжизненно раскрывает суть своей жены, а в шантажиста Ливанова не веришь, хоть убей. Но актеры справляются все-таки с этой неровной пьесой Робера Тома, преподнося неожиданные детали своих образов.
Сложна ситуация и с печально известным спектаклем «Новые русские мужики, или Мужчины на час», который поставил в 2005 году Андрей Краско по пьесе Виктора Мережко. Эта история уже давно идет на сцене театра им. Моссовета, и в ней блистательно играют такие мастера, как Александр Пашутин, Александр Леньков, Юрий Кузьменков и Анатолий Васильев. Краско также собрал добротную команду: Валентин Смирнитский, Михаил Жигалов, Владимир Долинский, Марина Могилевская, Анна Терехова… Одну из ролей играл сам режиссер, и после его смерти с трудом нашли ему замену. А, как известно, любые перемены русские люди воспринимают болезненно, тем более, в таких спектаклях. Я успел побывать на нем еще до смерти Краско и видел искрометную комедию с участием и Марины Могилевской, и Елены Захаровой. А как заводили публику Долинский и Краско! Что же случилось? Возможно, с приходом в состав новых актеров и смертью режиссера постановка утратила что-то свое, личное и незабываемое. Не мне судить. А зритель порой бывает жесток.
Последняя комедия, о которой мне хочется сказать пару слов, называлась «Нина». Ее уже нет в репертуаре, что немудрено, так как она стартовала в 1995 году и продержалась аж до 2005 года, что для подобного жанра рекорд. Именно с этой пьесой Руссена впервые вышли на сцену Дмитрий Харатьян и Сергей Никоненко, актеры, которых все любят по киноработам, и они справились с овациями и пресловутым театральным страхом. Их партнершей выступали в разное время Светлана Тома, Марина Яковлева и Елена Шанина, а поставил пьесу Олег Фомин. И это была комедия, в которой можно было делать все: порой Харатьян даже позировал зрителям во время действия, чтобы его успели сфотографировать. Я знаю зрителей, которые были на спектакле четыре раза, и Дмитрий спрашивал их: «Еще не надоело?» Чем взяла эта постановка? Сюжетом? В нем показан тривиальный «любовный треугольник», правда, с неожиданного ракурса. Актерской игрой? Безусловно! Не каждой троице актеров удается отвлечь зрителя от неурядиц и бед реального мира, оставшегося за стенами ЦДКЖ. Спектакль – яркий пример актерского мастерства и талантливой режиссуры (кто бы мог ожидать от «Фаната», что он станет недурным режиссером). Жаль, что его уже нет в репертуаре, но и талантливые вещи иногда приедаются и теряют остроту. А ведь многим современным режиссерам и актерам стоит поучиться у такого долгожителя, чтобы научиться делать легкие и по-настоящему смешные комедии.

обсуждение >>

№ 1
Анатолий (Москва)   11.01.2008 - 00:56
Я был на спектакле Триумф комисара Оливье . Захотел написать блестательная актриса. Замечательный спелтакль. Спасибо огромное читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
Грузия, Россия, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен